Количественные и порядковые числительные.
Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи.
Задачи:
Образовательная:
совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
Развивающая:
развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь
Воспитательная:
воспитание интереса к изучению русского языка, воспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: групповая, проблемная, дифференцированного обучения.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, над каким разделом лингвистики мы с вами работаем? (Морфология)
-Какую часть речи начали изучать на последних уроках? (Имя числительное)
-Первый этап урока – повторяем то, что знаем. Задание: данные слова распределить на 2 группы: «числительные» и «другая часть речи», объяснить свой выбор. Записываем в тетради в 2 столбика. Инструмент «контейнеры».
Семидневный, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, тридцать два, сороконожка, восьмидесятый.
Числительные | Другая часть речи |
шестнадцать | семидневный |
восемь | четырёхзначный |
одиннадцать | трёхэтажный |
пятнадцатый | пятак |
семьдесят | утроить |
тридцать два | шестиклассник |
восьмидесятый | сороконожка |
– Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? (Уметь отличить числит. от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).
– А одинаковы ли выписанные числительные? (Нет)
- По каким признакам будем различать числительные из левого столбика?
(вопрос, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
- Как бы вы назвали числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов? (количественные)
- Как бы вы назвали числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте? (порядковые)
- Тема урока «Количественные и порядковые числительные». Поставьте цель урока (Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.
Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).
- Чтобы облегчить вам задачу, выполним следующее задание: образуйте от каждого числительного другое числительное, отвечающее на вопрос какой?, и запишите в другой столбик.
Три третий
Шесть шестой
Два второй
Семь седьмой
Один первый
Сто сотый
- Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, ребята, что обозначают числительные в 1 столбике, а во втором?
- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами идем по пути поиска особенностей имени числительного.
- Откройте учебник на странице 38 упр.376 и самостоятельно прочитайте правило. Сравните наши выводы с материалом учебника. (Работа с учебником).
- Что вы еще узнали об этой части речи из учебника?
- Следующий этап урока – работа в группах. Посмотрим, какими членами предложения могут быть имена числительные.
1) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Сорок делится на четыре. Вышел пятый номер газеты.
2) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Это было в семнадцатом году. Мама купила десять яиц.
3) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
В восемнадцать лет жизнь только начинается. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал.
4) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
В два часа дня состоится концерт. Шестью восемь – сорок восемь.
5) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон.
- Давайте сделаем вывод о роли колич. и порядковых числительных в предложении.
-Знаете ли вы, что цифры могут прятаться внутри слов, т.е. слоги заменены цифрами? Перед вами на экране текст. Расшифруйте его и запишите. Дети выполняют задание.
Вскоре 7ья 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою.
Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько устриц, что пред100ит целый пир.
- Проверим, что у вас получилось? (инструмент «шторка»)
(Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотою.
Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.)
- Следующий этап урока – самый интересный. Работа с текстом. Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте (работа в парах).
1) Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. 2)Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. 3) Выбор пал на Гагарина по ряду причин.4) Он был небольшого роста и весил немного. 5)К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.
6) Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома «Байконур», находящегося в степях Казахстана. 7)Он поднялся в космос, набрав скорость двадцать восемь километров в час.
8) Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте триста два километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло один час сорок девять минут. 9) Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. 10)Торжественная встреча стала всенародным праздником.
-Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Достигли?
Рефлексия
1. Сегодня я узнал …
2.Я научился …
3. Было интересно …
4. Труднее всего мне было…
5. Мне нужно ещё поработать …
Д/з упр.376 (у) упр.387 или 379 (на выбор)
Раздаточный материал
1) Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. 2)Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. 3) Выбор пал на Гагарина по ряду причин.4) Он был небольшого роста и весил немного. 5)К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.
6) Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома «Байконур», находящегося в степях Казахстана. 7) Он поднялся в космос, набрав скорость двадцать восемь километров в час.
8) Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте триста два километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло один час сорок девять минут. 9) Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. 10)Торжественная встреча стала всенародным праздником.
1) Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. 2)Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. 3) Выбор пал на Гагарина по ряду причин.4) Он был небольшого роста и весил немного. 5)К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.
6) Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома «Байконур», находящегося в степях Казахстана. 7)Он поднялся в космос, набрав скорость двадцать восемь километров в час.
8) Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте триста два километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло один час сорок девять минут. 9) Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. 10)Торжественная встреча стала всенародным праздником.
1) Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. 2)Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. 3) Выбор пал на Гагарина по ряду причин.4) Он был небольшого роста и весил немного. 5)К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.
6) Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома «Байконур», находящегося в степях Казахстана. 7)Он поднялся в космос, набрав скорость двадцать восемь километров в час.
8) Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте триста два километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло один час сорок девять минут. 9) Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. 10)Торжественная встреча стала всенародным праздником.
1) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Сорок делится на четыре. Вышел пятый номер газеты.
2) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Это было в семнадцатом году. Мама купила десять яиц.
3) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
В восемнадцать лет жизнь только начинается. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал.
4) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
В два часа дня состоится концерт. Шестью восемь – сорок восемь.
5) Найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон.