Коллективное творческое дело. Игорь Петрович Иванов
Одним из последователей А.С. Макаренко стал Игорь Петрович Иванов - советский педагог, создавший методику КДТ в середине 1960-х годов в Ленинграде. Главные черты этой методики: совместно - разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Основой коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. И.П. Иванов характеризует это понятие следующим образом: «коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Коллективные творческие дела - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом, которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности».
Автор методики считал, что коллективное творческое дело – жизненно важное, общественно необходимое. Оно – коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями. Оно – творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
В процессе коллективных творческих дел ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.
В коллективных творческих делах любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
И.П. Иванов выделяет несколько видов коллективных творческих дел, которые отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.
Трудовые коллективные творческие дела. Их цель: обогатить знания воспитанников об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Познавательные коллективные творческие дела. Их цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Художественные коллективные творческие дела. Их цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.
Спортивные коллективные творческие дела. Их цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.
Патриотические коллективные творческие дела. Их цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой Родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников. Коллективные творческие дела, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
И.П. Иванов выделяет шесть стадий коллективного творческого дела:
1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия, беседы, экскурсии).
2 стадия – коллективное планирование. Начинается работа в малых группах, каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение малого коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого малого коллектива. Принимается коллективное решение.
3 стадия – коллективная подготовка. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого малого коллектива. Проект коллективного творческого дела уточняется сначала советом дела, затем – в малых коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
4 стадия – проведение коллективного творческого дела. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общем деле. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для них людьми.
6 стадия – стадия ближайшего последействия коллективного творческого дела. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.