ОГБУСО «Иркутский центр социальной реабилитации «Багратион»
План-конспект учебного занятия
Тип занятия _ Подача нового материала
Дата проведения __12.12.2024____________________________
Тема учебного занятия _«Колокольчик из глины в технике «Пласт»_
Цель учебного занятия: создание условий для формирования навыков ручного труда посредством изготовления колокольчика из глины в технике «Пласт» как одного из способов творческого самовыражения.
Задачи:
Реабилитационные задачи:
- стимулирование речевой и психической активности с помощью методов АДК
- гармонизация эмоциональный фона воспитанников посредством изготовления колокольчиков.
Образовательные задачи:
- формирование у детей представления об украшении «Колокольчик»;
- закрепление знаний о технике «Пласт»;
- закрепление умений работы в технике «Пласт»;
- побуждение детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- формирование навыка мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативной функции речи
Развитие творческих способностей, восприятия, мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитывать
- дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
- эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу;
- личностные качества: трудолюбие, ответственность, волевые усилия, настойчивость.
Методы и приемы:
Практическая деятельность, включающая в себя работу с инструкционными, технологическими картами и практическая работа (непосредственное выполнение задания).
Игровая деятельность: игровые приемы, обыгрывание ситуаций.
Словесные методы – беседы, рассказ педагога, слушание музыки.
Наглядные методы (рассматривание картин и иллюстраций, готовых образцов, объяснение с опорой на наглядный материал).
Релаксация.
Прием стимуляции «диалог – образец; параллельный разговор»
Альтернативные и дополнительные методы коммуникации.
символика БЛИСС
карточки PECS
технологические карты
таблицы Сигсимволов
Оборудование:
Глина, стеки, шликер, скалка, салфетки, аудиозаписи, инструкционные карты, образцы готовых изделий «Колокольчик».
Ход занятия
Название этапа занятия и кол-во времени, отводимого на этот этап | Содержание этапа занятия |
1. Приветствие 1 мин | . Проверка готовности к занятию. Введение в ситуацию. Приветствие друг друга с использованием элементов психогимнастики. |
2. Сообщение темы и цели занятия. 1 мин | Использование элементов народного творчества (загадка), карточек PECS, прием «параллельный разговор». |
3. Объяснение, работа с образцами.2 мин | Виды колокольчиков. Объяснение строения колокольчика. |
| |
4. Подготовка к практической деятельности.2 мин | Подготовка к практической работе с использованием карточек PECS и символики БЛИСС. |
5. Исследование готовых изделий. 1 мин | Демонстрация готовых колокольчиков |
6. Демонстрация инструкционной карты.2 мин. | Демонстрация инструкционной карты |
7. Последовательность работы. (таблицы Сигсимволов)1 мин | таблицы Сигсимволов |
8. Пальчиковая игра1 мин | Пальчиковая игра «Колокольчики» Динь-динь, динь-динь Дни подряд Колокольчики звенят. Динь-динь, динь- динь. У ребенка в ладонях грецкий орех. Круговыми движениями кистей рук ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
9. Основная часть занятия Практическая деятельность1 мин | Повтор порядка действий в технике «Пласт». (музыкальное сопровождение) с опорой на работу с инструкционной, технологической картой, используя карточки PECS. |
10. Выполнение работы (помощь педагога).20 мин | Раскатывание, формирование колокольчика, бусин, декорирование, шлифование. |
Заключительная часть.1 мин | Рефлексия. Игровой прием: «Шкатулка настроения» (фиксация изменений в эмоциональной сфере). |
Оценка деятельности1 мин | Оценка деятельности детей с использованием символов. (таблицы Сигсимволов) |
Выставка детских работ.1 мин | Выставка детских работ. Обсуждение |
Директор ИДДИ № 2 Т.В.Семенова
ОГБУСО «Иркутский центр социальной реабилитации «Багратион»
Самоанализ
по результатам публичного представления педагогического мероприятия, тема: работа с глиной в технике «Пласт», лепка «Колокольчик», (тип занятия)
Группа: воспитанники ИЦСР «Багратион»
Дата проведения: 12.12.2024г.
Место проведения: керамическая мастерская.
Ф.И.О. педагога: Ларионов О.В.
Количество детей: 4 человека.
Цель: создание условий для формирования навыков ручного труда посредством изготовления колокольчика из глины как одного из способов творческого самовыражения.
Задачи:
Реабилитационные задачи:
- стимулирование речевой и психической активности с помощью методов АДК
- гармонизация эмоциональный фона воспитанников посредством изготовления колокольчиков.
Образовательные задачи:
- формирование у детей представления об украшении «Колокольчик»;
- закрепление знаний о работе с глиной
- закрепление умений работы в технике «Пласт»;
- побуждение детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- формирование навыка мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативной функции речи
Развитие творческих способностей, восприятия, мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
- эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу;
- личностные качества: трудолюбие, ответственность, волевые усилия, настойчивость.
Форма организации занятия - подгрупповая, что способствовало реализации индивидуального и дифференциального подхода.
В организационной части занятия удалось подготовить детей к сотрудничеству (положительный настрой, доброжелательный тон), обеспечено необходимое пространство для совместной деятельности (удобная и безопасная организация предметно-развивающей среды). Условия проведения соответствовали санитарным требованиям.
На занятии удалось сочетать разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Поставленные задачи, соответствуют программным требованиям, особенностям детей с ментальными нарушениями и уровню развития детей данной подгруппы. Цель педагогического мероприятия и его план были открыты детям, конкретны и мотивировали их.
Выбранные методы и приемы соответствовали особенностям детей. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов использовались загадки, физминутка была проведена в стихотворной форме, что позволило активизировать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствовало оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия. Практический метод – практическая работа, позволил детям закрепить полученные знания, самостоятельно отработать умения по работе с глиной в технике «Пласт». Воспитанники имели возможность выбора материалов и средств работы, вариантов представления результатов.
Наглядный метод – источником знаний являлись готовые образцы, инструкционные карты что обеспечило высокую эффективность образовательного процесса, развитие восприятия, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Дети были активны в течение всего занятия.
Использовались методы альтернативной дополнительной коммуникации с учетом уровня речевого развития детей (карточки PECS, символика БЛИСС, графические).
Были учтены принципы развивающего обучения, детской самореализации и принцип обеспечения эмоционального благополучия воспитанников. Созданы условия для активизации опыта детей, их личностного общения.
Стиль общения с детьми учитывает особенности каждого ребенка в зависимости от психолого-физиологических и индивидуальных особенностей.
Вопросы выражались в краткой и чёткой форме. Требования к детям, адекватные особенностям.
Демонстрационный материал эстетически оформлен, имел функциональную направленность.
Особенностью занятия явилось использование технологических карт, что позволило детям с ментальными нарушениями ставить перед собой цель, правильно выполнять этапы работы и достичь результата. На протяжении всего занятия удалось контролировать процесс выполнения работ и определялся уровень необходимой помощи каждому ребенку от конкретно-наглядной до организующей.
Весь материал к занятию подобран в соответствии с целью и предъявляемыми требованиями в соответствии с образовательным стандартом.
Игровые моменты, использованные во время проведения занятия, способствовали заинтересованности детей, делали образовательную деятельность более выразительной и эмоциональной.
Подводя итоги вместе с детьми, проведена рефлексия, дети самостоятельно оценили свою работу и эмоциональное настроение, с помощью игры «Шкатулка настроения». По итогам проведенного мероприятия можно сделать вывод: выполнены задачи по методики организации детского коллектива, удалось удерживать внимание детей на протяжении всего занятия, удалось заинтересовать детей. Непосредственная образовательная деятельность проведена с учётом особенностей детей с ментальными нарушениями, с чередованием нагрузки. Поставленные задачи были полностью реализованы.
Директор ИДДИ № 2 Т.В.Семенова