СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития. В данной методической разработке представлен доклад, включющий в себя тренинговые упражнения для педагогов.

Просмотр содержимого документа
««Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

















Доклад на тему:

«Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога»



Подготовила: Лимарева Э.Д., методист МБУДО «ДПШ»















г. Кувандык, 2020г.

Формирование коммуникативной компетентности педагогов

Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития.

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

Задачи:

— мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

— способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

Предполагаемый результат: осмысление педагогами значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в образовательный модуль.

Условия эффективной коммуникации

Цели: формирование понятийных представлений о коммуникативной компетентности; рассмотрение условий эффективной коммуникации; создание в группе рабочей, психологически комфортной атмосферы.

1. Вводная игра на создание рабочего настроя. Участники сидят по кругу. По очереди передают друг другу мяч и на первую букву своего имени называют прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера. Затем завершают фразу: «Никто не знает, что я…»

2. Определение коммуникативной компетентности. Выделяют два понятия — «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны.

Компетенцияобщая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению (область знаний).

Компетентностьуровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (области знаний), позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях. Понятие «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» — некая личностная характеристика, отражающая осведомленность, авторитетность.

Определение коммуникации целесообразно рассмотреть в контексте определения понятия «общение». Общениепроцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Когда говорят о коммуникации, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и прочим. Все это можно рассматривать как информацию. А сам процесс коммуникации есть обмен информацией. Но это не простое движение информации. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Особую роль играет значимость информации для каждого участника, потому что мы стремимся не просто «обменяться» значениями, а выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо обладать определенными умениями, которые и определяют коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития.

3. Условия эффективной коммуникации. Существуют некоторые феномены межличностного восприятия, которые могут как повысить процесс коммуникации, так и привести к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга.

Первое впечатление

Игровое упражнение «Фотография». Участникам выдаются фотографии незнакомых людей.

Ведущий. Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др. Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком. Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами? Могли бы вы быть соседями по лестничной площадке, коллегами по работе, иметь интимные отношения? Почему? Постарайтесь понять и объяснить.

Участники работают две минуты, затем высказываются.

Вывод. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. По опыту мы знаем, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником. Более того, оно определяет все наши дальнейшие отношения с человеком. Внешность человека действительно несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — в темперамент и характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Игровое упражнение «Признание в любви». Участники выбирают негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонирует. На листочках пишут пять наиболее ярких качеств, которые характеризуют выбранного ими человека и особенно им нравятся. Затем листочки собираются и по очереди зачитываются, а участники пытаются угадать человека, к которому они относятся. Победителем и кумиром группы будет тот, кто получит наибольшее количество листочков с «признаниями в любви».

«Эффект ореола»

На формирование первого впечатления влияет так называемый «эффект ореола». Чаще всего он проявляется, когда мы располагаем минимальной информацией о другом человеке. Однако так бывает и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему, например, если мы любим человека, то все его черты кажутся нам положительными, и наоборот. Источниками «ореола» являются разные причины (ошибки).

1) Ошибки превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, и наоборот, если мы в чем-то превосходим человека, то недооцениваем его. Например, если человек слабый, болезненный, мечтающий стать сильным и здоровым, встречает пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.

2) Ошибки привлекательности. Если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. Если же он внешне непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

3) Фактор отношения к нам. Все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо.

Каузальная атрибуция

Не имея точной информации, мы вынуждены строить свои предположения относительно причин того или иного поведения других людей. Мы приписываем человеку какие-либо чувства, намерения, мысли и мотивы его поведения. Это называется каузальная (причинная) атрибуция (приписывание). Обычно мы склонны полагать, что поведение других отражает их сущность. При этом свое собственное поведение чаще всего объясняем с точки зрения каких-то обстоятельств, людей, заставивших нас поступить тем или иным образом. К сожалению, ошибочная причинная интерпретация может приводить к довольно печальным последствиям — конфликтам, недоразумениям.

Каким образом можно избежать этой ошибки? Необходимо выяснить, почему человек так поступает, внешние и внутренние причины его поведения. При возможности следует прямо спросить о мотивах его поведения.

Установка

Человек не может быть компетентным во всех областях, поэтому часто мы вынуждены составлять свое представление о других, пользуясь «компетентным источником». Если нам что-то расскажут о новом человеке перед знакомством, мы склонны искать подтверждение этой характеристики даже в нейтральных проявлениях его поведения.

Правда, здесь играет роль источник информации и уровень доверия к нему. Иногда даже верные вещи, высказанные человеком, который известен своей несерьезностью, мы будем подвергать сомнению или отбросим как ложную информацию. Это другое проявление все той же установки.

Ведущий. Приведите примеры влияния установки на восприятие людьми друг друга? Как можно Приемы расположения к себе.
Самопрезентация. Развитие умения представить себя

Цели: рассмотрение приемов расположения к себе; развитие навыков эффективной самопрезентации; развитие умения представить себя, подать «образ себя».

2. Понятие самопрезентации. Самопрезентацияумение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если мы хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для других людей, так и для самих себя. Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Таким образом, мы «самопрезентуемся», показывая себя как определенный тип человека.

Намеренно или нет, мы извиняем, оправдываем или защищаем себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой Я-образ. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых мы точно осознаем, какое впечатление производим. Готовясь к фотографированию, мы можем даже попытаться придавать лицу, смотрясь в зеркало, разные выражения. Для некоторых сознательная презентация — образ жизни. Непрерывно контролируя свое поведение и отмечая, как реагируют другие, они корректируют себя, чтобы достигнуть желаемого эффекта. В основном это люди, чья профессия принадлежит к сфере «Человек–человек».

Упражнение «Самомониторинг»

Ведущий. Начертите шкалу. Определите, насколько вы стремитесь быть таким, каким вас хотят видеть другие люди, и отметьте на шкале. Чем больше вы стремитесь соответствовать желаниям окружающих, тем выше поставьте крестик на шкале. Крайне высокий показатель означает, что вы действуете как социальный хамелеон, то есть приспосабливаете свое поведение к внешней ситуации. В этом есть плюс — это помогает вам адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям. Крайне низкий показатель означает, что вас мало заботит то, что о вас думают другие, и действуете вы так, как чувствуете себя на самом деле.

3. Приемы расположения к себе. Эти приемы основаны на тех условиях эффективной коммуникации, о которых мы говорили. Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление, дело очень тонкое. Люди хотят, чтобы их воспринимали способными, но в то же время скромными и честными. Скромность создает хорошее впечатление, а намеренное хвастовство — плохое. Но это может привести к феномену ложной скромности: демонстрируем более низкую самооценку, чем чувствуем в глубине души. Чтобы произвести хорошее впечатление: скромного, но компетентного человека, требуются социальные умения. Если мы хотим научиться производить нужное нам впечатление, то должны помнить об «эффекте ореола», факторах превосходства, привлекательности и отношении к нам, влияющих на восприятие.

Фактор превосходства выражается в компетентности, то есть в общении важно произвести впечатление человека, который знает, о чем говорит. Самоподача превосходства (компетентности) имеет большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение — руководителей, юристов, педагогов и многих других. Если показать превосходство с помощью одежды достаточно просто, то проявить превосходство в манере поведения, знании предмета разговора значительно сложнее. Признаком компетентности здесь является независимость суждений, аргументированность точки зрения, раскованность и простота, за которой стоит уверенность в себе.

Упражнение «Старайтесь делать вид,что все всегда знаете»

СИТУАЦИЯ: во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может дать на него правильный ответ.

Участники делятся на три подгруппы и получают карточки с тремя вариантами поведения. Им необходимо объяснить, какими убеждениями руководствовался учитель, и предложить другие варианты поведения, более эффективные.

ВАРИАНТ 1. Учитель своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе — это признание моего невежества».)

ВАРИАНТ 2. Учитель игнорирует вопрос. («Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности».)

ВАРИАНТ 3. Учитель пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа. («Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос».)

Фактор привлекательности. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на приведение себя в соответствие со своими данными. Нужно уметь нравиться!

В качестве некоего итога по данному упражнению предлагается следующая цитата. «Как ни стыдно признаться, я стал лепетать… лепетать о каких-то своих достоинствах. Тут обнаружилось удивительное: так легко говорить о своих прорехах, так просто перечислять скользкие и поганенькие поступки, сделанные хоть год, хоть десять лет назад (в припоминании есть даже своя покаянная сладость), однако, когда я попытался сказать, чем я хорош, это оказалось непосильно, это звучало жалко, пожалуй, нелепо и уж точно неуместно. Я заизвивался вновь — что вспомнить и что сказать, я стал лепетать, что я, мол, не умею себя хвалить. У нас, мол, принято, чтобы хвалили другие» (В.Маканин. «Червяк»).

Фактор демонстрации определенного отношения. Самоподача превосходства и привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают демонстрации определенного отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чаще хорошее, но иногда и плохое. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Очень важно, чтобы они совпадали, не противоречили друг другу: их совпадение усиливает доверие к человеку. Неприятное впечатление появляется тогда, когда, например, высказывается благодарность или похвала с «кислым» или отсутствующим видом или с пренебрежительной усмешкой.

Ведущий. Как за счет вербальных средств общения можно показать хорошее отношение? (Похвала, поддержка и комплимент.) Умеете ли вы делать комплименты? А принимать их? Приятно ли их получать?

Комплимент — один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Комплименты помогают расположить к себе, вызвать положительные эмоции. Они могут быть направлены на внешность, на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают перед первыми по своему воздействию), на профессиональные качества (ничего не может быть приятнее для учителя, чем позитивная оценка его педагогических способностей), на объекты любви, гордости, хобби.

Упражнение «Комплимент». В парах сначала одному соседу сделать комплимент, затем другому. Каждый должен отблагодарить за сделанный комплимент таким образом, чтобы обоим было приятно.

Ведущий. Что было легче: делать комплимент или отвечать на него

Приемы активного и пассивного слушания.
Развитие умения слушать и слышать

Цели: определение видов слушания, техник активного слушания; осознание участниками того, что их поведение может как помогать партнеру открыто говорить о своих проблемах и состояниях, так и побуждать его к скрытности; развитие умения слушать и слышать через выполнение тренинговых упражнений.

2. Значение умения слушать. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, то есть неречевое поведение, «неговорение». Пока один из партнеров говорит, другой в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, то есть перебивая партнера. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: ЧТО говорится или КАК говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие или же стремление побыстрее удалиться.

3. Виды слушания. В слушании очень важно давать собеседнику обратную связь. Обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего. Выделяют такие техники обратной связи, как активное и пассивное слушание.

Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Оно может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание — когда вы не даете анализа и интерпретации, а просто отражаете мысль собеседника. К приемам активного нерефлексивного слушания относятся: парафраз, пересказ, уточняющие вопросы. Рефлексивное слушание предполагает более активное участие в разговоре. К приемам рефлексивного слушания относятся: переформулирование высказанной мысли, дальнейшее ее развитие. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Упражнение на развитие умения использовать приемы активного слушания

Ведущий. Сейчас я зачитаю вам высказывание, а вы должны будете написать ответные высказывания, используя сначала уточнение, потом пересказ, а затем — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

СИТУАЦИЯ. «Вчера на родительском собрании мама Петрова Васи сделала мне замечание в присутствии всех родителей. Как будто я первый год работаю и мне надо объяснять, как проводить уроки. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Данное высказывание зачитывается три раза. После первого прочтения вы должны написать ответное высказывание с использованием уточнения, после второго прочтения — используя пересказ, после третьего — развить мысли собеседника. Затем надо объединиться по два-три человека и сравнить свои варианты, выбрать наиболее удачные. После этого представить выбранные высказывания.

Упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных ими приемов активного слушания, потренироваться в их использовании, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

Пассивное слушание. Бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно — успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться на равных, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. В таких случаях эффективно работает пассивное слушание. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т.п. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмоционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован…», «Ты, наверное, очень переживаешь…», «Конечно, это очень неприятно…».

Упражнение на развитие умений пассивного слушания

Ведущий. Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его — от ступней до макушки. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

Настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

А теперь разбейтесь на три подгруппы.

После того как группы сформировались, ведущий продолжает:

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно две минуты.

Приемы активного и пассивного слушания.
Развитие умения слушать и слышать

Цели: определение видов слушания, техник активного слушания; осознание участниками того, что их поведение может как помогать партнеру открыто говорить о своих проблемах и состояниях, так и побуждать его к скрытности; развитие умения слушать и слышать через выполнение тренинговых упражнений.

2. Значение умения слушать. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, то есть неречевое поведение, «неговорение». Пока один из партнеров говорит, другой в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, то есть перебивая партнера. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: ЧТО говорится или КАК говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие или же стремление побыстрее удалиться.

3. Виды слушания. В слушании очень важно давать собеседнику обратную связь. Обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего. Выделяют такие техники обратной связи, как активное и пассивное слушание.

Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Оно может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание — когда вы не даете анализа и интерпретации, а просто отражаете мысль собеседника. К приемам активного нерефлексивного слушания относятся: парафраз, пересказ, уточняющие вопросы. Рефлексивное слушание предполагает более активное участие в разговоре. К приемам рефлексивного слушания относятся: переформулирование высказанной мысли, дальнейшее ее развитие. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Упражнение на развитие умения использовать приемы активного слушания

Ведущий. Сейчас я зачитаю вам высказывание, а вы должны будете написать ответные высказывания, используя сначала уточнение, потом пересказ, а затем — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

СИТУАЦИЯ. «Вчера на родительском собрании мама Петрова Васи сделала мне замечание в присутствии всех родителей. Как будто я первый год работаю и мне надо объяснять, как проводить уроки. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Данное высказывание зачитывается три раза. После первого прочтения вы должны написать ответное высказывание с использованием уточнения, после второго прочтения — используя пересказ, после третьего — развить мысли собеседника. Затем надо объединиться по два-три человека и сравнить свои варианты, выбрать наиболее удачные. После этого представить выбранные высказывания.

Упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных ими приемов активного слушания, потренироваться в их использовании, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

Пассивное слушание. Бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно — успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться на равных, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. В таких случаях эффективно работает пассивное слушание. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т.п. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмоционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован…», «Ты, наверное, очень переживаешь…», «Конечно, это очень неприятно…».

Упражнение на развитие умений пассивного слушания

Ведущий. Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его — от ступней до макушки. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

Настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

А теперь разбейтесь на три подгруппы.

После того как группы сформировались, ведущий продолжает:

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно две минуты.

Развитие умений невербальной коммуникации

Цели: развитие умения интерпретировать невербальные сигналы, идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; закрепление знаний, приобретенных при «погружении» в данный образовательный модуль и рефлексирование своей деятельности в нем.

2. Роль невербальных средств в процессе передачи информации. Установлено, что в общении лишь 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации, то есть «говорим мы голосом, беседуем всем телом». Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоциональное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) — важное условие эффективной коммуникации. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов («язык тела»).

Упражнение «Передай чувство». Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником.

Ведущий. Какие невербальные сигналы помогли распознать эмоцию и как вы интерпретировали то чувство, которое получали?

Упражнение «Продемонстрируй состояние». Три участника выходят из кабинета, настраиваются для того, чтобы продемонстрировать одно из состояний: а) внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться; б) самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека; в) веселого беззаботного человека. Войдя в кабинет, участникам необходимо поздороваться и задать несколько вопросов присутствующим, играя при этом условленную роль. Остальные пытаются распознать демонстрируемое эмоциональное состояние, статус, черты характера, зачем пришел этот человек, чего от него ждать и пр. Свои впечатления записывают на листочках. Затем «зрители» по желанию зачитывают записи, высказывая свое мнение о том, какую роль играл каждый их «актеров».

Ведущий. На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть наше представление о другом человеке?

3. Закрепление знаний об условиях эффективной коммуникации (установка). В сфере человеческих отношений существуют незримые барьеры, мешающие взаимопониманию.

Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей». Шести участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок. В течение 3–5 минут участники беседуют между собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные участники наблюдают. Список установок: заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте меня; хвалите меня; уважайте меня.

Ведущий. Как вы себя чувствовали? Как можно избежать негативных последствий установок?

4. Развитие умения отличать приемы эффективного общения от манипулирования. Часто мы используем разные приемы, которые должны, с нашей точки зрения, оптимизировать процесс общения. Но всегда ли так бывает на самом деле? Прокомментируйте следующую цитату: «Общайтесь с людьми, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими» (Гёте). Прочитайте рекомендации Д. Карнеги. Определите, какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам людей, а где идет манипуляция.

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом.

4. Улыбайтесь.

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком речи.

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

8. Взывайте к благородным побуждениям.

9. Бросайте вызов.

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

11. Давайте людям почувствовать их значительность.

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что вы хотите.

5. Итоговая рефлексия

Процесс коммуникации, обмена информацией, общения — очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем, друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применить определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Если и задумываемся, не всегда получается. Часто мы владеем определенными знаниями, отрабатываем в тренинговых группах, например, приемы активного и пассивного слушания, а на практике забываем об этом или просто не желаем этого делать. А это значит, что тема формирования коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах: незнание, знание, применение знаний.

Упражнение “Портрет идеального педагога”

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества:

  • гибкость,

  • стремление к самоактуализации,

  • доброжелательность,

  • умение брать ответственность на себя,

  • коммуникабельность,

  • направленность на личность другого человека,

  • принятие себя,

  • уважение чужого мнения,

  • организаторские способности,

  • умение видеть на несколько шагов вперед,

  • креативность,

  • эмпатийность.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

– С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

– Что вы сами предлагаете добавить?

– Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.

Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

Упражнение “Подарок”

Педсовет заканчивается упражнением “Подарок”. Каждый дарит своему соседу справа любой “подарок”, то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.