СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе появляются новые подходы. Одним из таких подходов является коммуникативно-деятельностный - по форме организации, а по содержанию обучения - герменевтическим.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"»

Коммуникативно-деятельностный подход

на уроках русского языка и литературы


В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе появляются новые подходы. Одним из таких подходов является коммуникативно- деятельностный - по форме организации, а по содержанию обучения - герменевтическим. Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором на уроках литературы, чтобы избежать произвольной трактовки произведения близкой читателю, но далекой часто от замысла автора.

Текст включает существующие языковые единицы, изучение которых и является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы. Уроки «Словесности» во многом решают проблему связи уроков русского языка и уроков литературы.

Таким образом, перед нами стоит задача: как в рамках существующих программ русского языка и литературы восстановить связь между текстом художественного произведения и изучаемой системой русского языка?

Формировать речевую коммуникативную компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного.) Организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтения произведений с элементами анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышения уровня их языковой компетенции. Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока - урок - коммуникацию, который позволяет учителю поддерживать мотивацию к изучению языковых средств.

Структура урока-коммуникации: для интегрированных уроков русского языка и литературы предлагается специальная система упражнений. Эти упражнения распределены по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: Аналитические - это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. умению понимать текст, занимать позицию адресата и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения). С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.


Аналитическо-синтаксические упражнения

В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), т.к. ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.

Синтаксические упражнения - ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания таких упражнений решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Предлагается выполнить эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.

Таким образом, школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Такая работа возможна лишь после выработки умений лингвистического и герменевтического анализа текста, этому способствуют упражнения первого типа. Чтобы работа с тестом была продуктивна, следует начинать с аналитических упражнений первого типа, после пяти упражнений можно подключать упражнения второго типа и - через некоторое время - упражнения третьего типа, а далее выполнять упражнения всех типов параллельно. Такое ступенчатое включение учеников объясняется тем, что знакомство с образцами речи (отрывками из художественных произведений) дает ученикам представление о том, как работают средства языка, помогая понимать содержание текста. Пока школьник не научиться анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений.

Активно использую метод комплексного анализа текста, который дает возможность представить ребятам текст как целостную систему лингвистических и литературоведческих единиц. При подготовке к ГИА, ЕГЭ мы часто сталкиваемся с художественным текстом.

Текст - феномен объёмный, в нём можно проследить и дух эпохи, и эманацию личности автора. «Прочтение» художественного текста - весьма специфический процесс. Лингвист Г.Р. Яусс называл читательское восприятие текста не интерпретацией, а конкретизацией, потому что оно не полное, а «частичное». Сколько читателей, столько частичных конкретизаций текста.

По словам Ю.М.Лотмана, художественный текст - это «коды», используемые авторами, чтобы «закодировать» информацию, передаваемую текстом. Авторы умело манипулируют кодами, а читатели легко справляются с этой сложной системой, ничего не подозревая о её существовании. Поневоле вспомнишь мольеровского персонажа «мещанина во дворянстве» Журдена, с удивлением узнавшего, что, оказывается, он всю жизнь говорил прозой, сам того не подозревая.

«Живя среди текстов, мы просто вынуждены постоянно их анализировать».

Как анализировать текст? Каждый учитель ищет свой ответ на этот вопрос, придерживаясь примерных схем комплексного анализа текста.


Примерная схема филологического изучения прозаического текста

  1. Общая характеристика.

1.Сведения об авторе текста.

2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.

З. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно - исторический аспект).

  1. Литературное направление, в русле которого создавался текст. Отражение в тексте того или иного художественного метода.

  1. Лингвистический анализ.

1.Лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных слов, выражений.

2.Лингвистическое толкование:

а) стилевая отнесённость текста (текст на выявление художественного стиля);

б) строфика текста (прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме, на цепной связи между предложениями)

  • способы связи между строфами - стилистическое использование прозаической строфы

в) стилистика текста:

- лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, терминов, канцеляризмов, жаргонизмов, экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов)

- стилистическое использование возможностей словообразования

  • стилистическое использование различных частей речи

- стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции, типы сложных предложений, прямая речь, цитаты)

  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)

- фоника

III. Идейный и лингвопоэтический анализ:

1. Тема произведения (тематика)

2.Проблема (проблематика)

  1. .Идея (идейное содержание)

4.Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, комическое.

5. Родовая и жанровая специфика.

6.Время и пространство произведения.

7.Сюжет как система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Конфликт.

8.Композиция. Характер построения, расположения, организация элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды интерьера.

9.Образная система произведения. Персонажи. Автор и герой. Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. д. Образ повествователя.

Также на уроках литературы стараюсь вводить приёмы критического мышления: составление кластеров, ментальных карт, фишбоунов.