Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный подход в обучении английскому языку»
Коммуникативный подход в обучении английскому языку
Глобальные изменения в политической и экономической жизни общества в XXI веке выдвигают необходимость изучения иностранного языка как средства межкультурного общения. В идеале учащиеся должны не только научиться понимать читаемое и слышимое, писать разные тексты, но и говорить на иностранном языке. Именно языковая деятельность учащихся способствует овладению языковым материалом. Чем интенсивнее языковая деятельность учащихся, тем прочнее и глубже это овладение, поэтому её нужно всемерно развивать.
Организации эффективной языковой деятельности на уроке способствует коммуникативный подход в обучении, предусматривающий необходимость построения учебного процесса как модели общения. Суть данного подхода в том, что правила, слова и выражения не изучаются через специальные упражнения, а усваиваются в процессе коммуникативной деятельности. Здесь одновременно развивается беглость речи и отрабатываются речевые образцы и структуры. К примеру, для отработки употребления модальных глаголов детям предлагается решить проблемы, провести инструктаж, изучить правила пользования каким-либо прибором и разъяснить своему младшему брату. Процесс усвоения модальных глаголов будет интересным и полезным, если дать ребятам задание написать школьные правила. Перефразирование также способствует усвоению речевых образцов и структур. Безусловно, для успешного выполнения любого задания учитель должен поставить конкретные задачи и дать образец или алгоритм выполнения.
Учащимся всегда интересно знать об известных людях. Ролевые игры с перевоплощением в известных певцов, актёров, спортсменов и репортёров позволяют отработать вопросно-ответные конструкции. При этом учащихся следует нацеливать на то, чтобы задавались все виды вопросов. Эту игру можно повторять из года в год, меняя роли, усложняя вопросы. «Интервью» получится содержательным и интересным, если дать задание на дом каждому подготовить рассказ о своём кумире. Чтобы разнообразить вопросы учащимся можно дать речевые образцы.
Знакомство со странами изучаемого языка является увлекательным занятием, и дети с удовольствием играют роль турагентов различных англоязычных стран. Рекламируя, в качестве агента, различные страны, дети совершенствуют устную монологическую речь и знакомятся со страноведческим материалом.
Включить ученика в реальную языковую коммуникацию позволяет работа над проектом; она создает максимальные условия для проявления творческих, интеллектуальных возможностей учащихся.
При изучении темы «Внешность человека» детям предлагается «составить фоторобот», или поработать в составе жюри в конкурсе красоты и описать внешность победительницы конкурса.
Игровые технологии эффективны и применимы на всех этапах обучения. Дети очень отзывчивы на конкурсные виды работ и соревнования. При знакомстве с алфавитом я часто организую игру «Перехвати шифровку». Слово диктуется по буквам. Ученики должны записать буквы и зачитать получившееся слово или фразу. Дети тоже могут выступить в роли «шпиона», передающего шифровку. Таким же образом мы передаём «секретный код клада» или телефонный номер при закреплении числительных.
Для того чтобы начинающие ученики запомнили написание слов, я на каждом уроке вызываю к доске 4–5 учеников одновременно и диктую слова. При этом я не запрещаю «подглядывать» на то, что пишет сосед. Не все учат слова дома. Выявленные пробелы в знаниях тут же устраняются, при необходимости повторяются правила. Часто практикую работу на развитие зрительной памяти, на смекалку. Когда я говорю «Объявляется конкурс на...», то желающим нет отбоя.
При изучении иностранного языка важно, чтобы все элементы языка, составляющие обязательный минимум, «прошли» через речь каждого учащегося. Я знаю по опыту, если ребёнок ни разу не произнёс фразу, он её не усвоит, даже услышав много раз. На начальном этапе я добиваюсь того, что каждый ученик усваивает всё, что осваивается в классе. По мере усложнения программы происходит естественный отбор. Кто-то будет сильнее, кто-то слабее. Но азами должны и могут овладеть все. При отработке разговорных клише и выражений я использую приём «цепочки». К примеру, я называю своё имя и спрашиваю первого ученика «What is your name?» Тот отвечает на вопрос и спрашивает своего соседа: «What is your name?» и так далее. Это, на первый взгляд простое упражнение, заставляет думать, а не просто повторять механически. Если ребёнок не умеет сосредоточиться, он не может переключиться от вопроса к ответу, затем наоборот.
При проведении парной работы уместно использовать ролевую игру «Учитель-ученик». Парная работа ведётся не только в режиме сильные ученики помогают слабым, но и в порядке взаимоконтроля. Взаимоконтроль, когда ученики слушают и проверяют друг друга, способствует улучшению знаний и взаимоотношений.
Список литературы
«Real English» by Jon Wright. «Speak out» №53, №1 \ 2001, №2 \ 2004.
Эрик Келлер. Разговорные клише в английском языке. Изд-во «Титул», Обнинск, 2001.
Журнал «Замежныя мовы у РБ», 2010-2011.