КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования – это:
1. Педагогически адаптированные основы наук (технократическая концепция)
2. Система знаний, умений и навыков (зуновская, просветительская концепция)
3. Педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре (культурологическая концепция)
4. Система образовательных (ключевых, межпредметных, предметных) компетентностей (компетентностная концепция)
Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Содержание образования состоит из четырех основных компонентов:
- опыта познавательной деятельности, зафиксированного в форме ее результатов – знаний ;
- опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу ;
- опыта творческой деятельности – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях ;
- опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций
Содержание образования – это с истема образовательных компетентностей, представляющих собой комплексную процедуру, которая интегрирует совокупность взаимосвязанных умений и знаний для эффективного решения личностно-значимых и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности
Компетентность в той или иной деятельности можно рассматривать как способ существования того или иного содержания образования, опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции
Признаки ключевых образовательных компетентностей
- М ногофункциональны
- Надпредметны и междисциплинарны
- Требуют интеллектуального развития
- Многомерны
Перечень ключевых компетентностей «Стратегия модернизации содержания общего образования»
- Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации
- Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)
Перечень ключевых образовательных компетентностей (А.В. Хуторской)
1. Ценностно-смысловая компетентность
Ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
2. Общекультурная компетентность
Ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни, человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций
3. Учебно-познавательная компетентность
Владение умениями в сфере самоуправляемой самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности
- Владение креативными умениями продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением эвристическими методами решения проблем
4. Информационная компетентность
Владение опытом самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
5. Коммуникативная компетентность
Владение необходимыми языками, способами взаимодействия с окружающими, умениями работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик умеет представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовая компетентность
Владение опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении
7. Компетентность личностного самосовершенствования
Владение учебно-познавательной компетентности:
- Во-первых, знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной деятельности;
- Во-вторых, необходимо не просто знать методы познавательной деятельности, эффективного учения, а в совершенстве владеть ими;
- В-третьих, ученик не только должен уметь находить решения уже известных познавательных задач, ранее найденных вместе с учителем, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных познавательных ситуациях;
- В-четвертых, ученик, владеющий познавательной компетентностью, не только умеет творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности