Тема: Учебная среда как средство формирования социально-эмоциональных навыков.
Цель мастер-класса: познакомить участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Задачи мастер-класса:
1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.
2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.
3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.
I.Добрый день! Я рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Уважаемые коллеги! Вначале давайте познакомимся.
СЛАЙД№1 «Психометрический тест.» Взгляните на следующие фигуры. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: « Это-я!»Постарайтесь почувствовать свою фигуру. Если вы испытываете сильное затруднение , выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.
Я вам раскрою тайну: те фигуры, которые вы выбрали уже являются характеристикой вас, как личности.
Квадрат. Если вашей фигурой оказался квадрат, то вы- неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство- вот основные качества истинных квадратов.
Треугольник. Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эта форма символизирует лидерство. Треугольники быстро и успешно учатся. Треугольник- это очень уверенный человек, который хочет быть первым во всем.
Прямоугольник. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Главные черты –любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему.
Круг. Это мифологический символ гармонии. Тот , кто уверенно выбрал его, искренне заинтересован в прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга- люди. Круг – самая доброжелательная из всех форм. Именно он скрепляет коллектив, семью, близких.
Зигзаг. Представители этой формы воспринимают мир постоянно меняющимся. Для них нет ничего более скучного, чем шаблоны, правила и инструкции. Эта фигура символизирует креативность, творчество.
Вот мы немного и познакомились. Я вижу, что передо мной сидят творческие личности, с которыми мне сегодня будет очень приятно пообщаться и поработать.
Между нами, уважаемые коллеги, уже возникло взаимодействие. У вас и у меня рождаются уже какие-то эмоции.
СЛАЙД№2. II. Тема моего мастер-класса «Учебная среда как средство формирования социально-эмоциональных навыков».
В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам приёмы работы с детьми по развитию эмоциональной сферы, через игру.
В последнее время много говорится о важности развития социально-эмоциональных навыков. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у обучающихся, наравне с предметными образовательными результатами, метапредметных и личностных образовательных результатов. В настоящее время государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей.
Одна из задач ФГОС нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
СЛАЙД 3 Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%.
Именно младший школьный возраст с его эмоциональной отзывчивостью на происходящие события, чувственной окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности; непосредственностью и откровенностью выражения своих чувственных переживаний, является синзитивным для оказания влияния на формирования эмоционального интеллекта.
А как известно, эмоциональный интеллект - это «способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы».
СЛАЙД№4. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят к жизненным неудачам. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта. Работа над формированием компетенции требует от педагога постоянного повышения собственной квалификации. Формирование компетентности у младших школьников предполагает совершенствование педагога в этой же компетенции.
Сегодня каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое дорогое в жизни человека- это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Душевная копилка ребенка работает день и ночь, ее ценность зависит от того, что мы бросаем туда.
СЛАЙД№5. Предлагаю вам УПРАЖНЕНИЕ «ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА».
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а
также динамики процесса изменений.
Это пирамида цели, которая выступает символической шкалой ваших достижений. Первая ступень точка отсчета, минимальное количество знаний по данной теме, а вершина – максимальный уровень проявления реальных или возможных знаний и умений. Отметьте свое место на данной пирамиде.
Мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами, задачами.
-В своей работе я часто использую игры. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, способны быстро учиться, получая удовольствие от игр и упражнений. Игра позитивно влияет на эмоциональную сферу школьников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться высокая мотивация детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для эмоционального состояния героя.
III. Практическая часть.
СЛАЙД№6.
По результатам опроса 29 процентов учителей начальных классов используют эмодзи (смайлы) на своих уроках. Таким образом педагоги стараются сделать учебный материал более увлекательным и привлечь к нему внимание детей. Упражнения со смайликами помогают развить такие эмоции как интерес, удивление, радость, любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и др.
СЛАЙД№7. Я предлагаю вам упражнения «Эмодзи» (смайлы)
Выполняя их, дети научаться лучше видеть и понимать эмоции. Когда эмоции отображаются на лице, это называется мимикой. Мы можешь, посмотрев на человека, отличить радость от удивления, а страх от интереса? Попробуйте отгадать, какой смайлик какую эмоцию изображает.
И
гра «Собери пазл» ( работа в малых группах)
СЛАЙД№8. На уроках литературного чтения можно с помощью смайликов зашифровать название произведения, которое будем изучать. Такой прием вызывает интерес, любопытство и др.эмоции и чувства.
Отгадайте, какое произведение зашифровано с помощью смайлов.
Здесь не только зашифровано название произведения, но дан и краткий его пересказ.
Уроки математики проходят более эмоционально насыщенными, благодаря использованию стихотворений, сказок, инсценировок.
СЛАЙД№9.Нестандартный вход в урок.
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме.
Часто вызывает у детей удивление, чувство восторга, переживания.
Фрагмент урока. Сегодня на уроке мы будем путешествовать с героями русской народной сказки….
Злой волшебник заколдовал героев сказки, превратил их в геометрические фигуры. Давайте отгадаем сказку и расколдуем ее героев.
Работа в паре. Зашифруйте сказку «Курочка Ряба». ( документ –камера)
Метод синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же».
Этот прием помогает развить такие эмоции как уверенность, любознательность, гордость, помогает преодолеть страх ошибиться при ответе и др. эмоции.
СЛАЙД № 10. Я хочу вас познакомить с друдлами.
Изобрел Роджер Прайс – американский юморист.
СЛАЙД№11.
( ответы учителей)
Уважаемые коллеги! Давайте подведем итог нашего общения. Выскажите свое мнение.
Небольшой опыт нашей с вами практической деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий, направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта, придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка.
Эмоциональная сфера- важная составляющая в развитии школьников, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Вернемся к упражнению «Пирамида». Найдем свое место на ней по окончании мастер-класса.
Уважаемые Коллеги! Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применения их в своей работе, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
Я хочу подарить вам буклеты с описанием некоторых приёмов формирования социально-эмоциональных навыков . Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний.
Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.