Компетентностно- ориентированные задания по физике
8кл.
Тема: «Агрегатные состояния вещества».
применение
Привести примеры







Темы: Плавление, Парообразование.
Работа с графиками
Определить температуру плавления
Определить температуру кипения
Определить название вещества.

Работа с рисунками
Где в жизни используется переход одного агрегатного вещества в другие?

Тема: парообразование.
Ответить на вопросы при закреплении темы:
1. В безветренный зимний день, если начинает падать снег – становится теплее. Почему?2. В жаркий летний день хочется посидеть рядом с работающим фонтаном. Почему 73. Можно ли добиться кипения воды, если нагревать ее водяным паром при температуре 100˚С и нормальном атмосферном давлении?
4. 4 Может ли образоваться роса при сильном ветре?
5 Почему температура воды в реках летом всегда ниже температуры окружающего
воздуха?
Тема: «Электрическое поле»
Закончить предложение
В пространстве вокруг заряженных тел существует…….
Электрическое поле можно обнаружить по действию на…..
Электрическое поле при удолении от заряда………..
Достаточно просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка ………..
Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь …….
Тема: «Линзы»

9кл
Тема: Механические колебания
Решение задач | |
 |  |
Тема: Движение по окружности.
Работа в группах ФИО_________________________________________________
Задание №1 :Вместо многоточия вставить слова по смыслу 1.Скорость тела обозначается буквой….. и измеряется в …. 2.ускорение обозначается буквой…. и измеряется в….. 3.сила обозначается буквой….. и измеряется…. 4.скорость, ускорение и сила кроме численного значения имеют ещё и……, их называют …….величинами. 5.Линия, вдоль которой движется тела, называется…. |
Задание №2: заполнить недостающие элементы таблицы , используя учебник: Физическая величина | обозначение | Единицы измерения | формула | Скорость | | | | Ускорение | | м/с2 | | Путь | | | S=2ПR | Сила | F | | | |
Задание №3: изобразить вектор скорости, ускорения данного спутника и вектор силы , действующей на него.  |
Задания №4 :Составить рассказ из предложенных предложений, проверив их правильность по учебнику (стр 77) |
3.Для запуска спутников применяют ракеты. Двигатель ракеты сообщает спутнику необходимую скорость. При скорости, равной 11,2 м/с, которая называется первой космической скоростью, спутник преодолевает земное притяжение и уходит в космическое пространство. В настоящее время сотни спутников запускаются каждый год. Есть спутники прогнозирования погоды, спутники радиосвязи, спутники исследования атмосферы. Даже есть спутники для транслирования телепередач. |
Тема: Трансформатор
Закончить предложение:
1.Транформатор изобрёл…
2.Трансформатор служит…
3.Трансформатор состоит…
4.В трансформаторе происходит…
5.Принцип работы основан…
Тема: Закон всемирного тяготения.
Используя данную таблицу рассчитать ускорение свободного падения на других планетах.
Известные данные о планетах солнечной системы.
Объект | радиус орбиты, млр. м. | орбитальный период обращения | радиус, млн. м | масса, кг | период обращения вокруг своей оси, дней | ускорение свободного падения, g | Гравитационная сила между планетой и солнцем*10^24,Н |
Солнце | - | - | 695 | 2*10^30 | 24,6 | | - |
Меркурий | 58 | 88 дней | 2,4 | 3,3*10^23 | 58,6 | 3,8 | 0,013 |
Венера | 108 | 225 дней | 6,1 | 4,9*10^24 | 243 (обр) | 9,1 | 0,06 |
Земля | 150 | 365 дней | 6,4 | 6*10^24 | 1 | 10 | 0,04 |
Марс | 228 | 687 дней | 3,4 | 6,4*10^23 | 1,03 | 3,8 | 0,0016 |
Юпитер | 778 | 12 лет | 71 | 1,9*10^27 | 0,41 | 2,4 | 0,4 |
Сатурн | 1429 | 29 лет | 60 | 5,7*10^26 | 0,45 | 9,2 | 0,04 |
Уран | 2871 | 84 лет | 26 | 8,7*10^25 | 0,72 (обр) | 8,9 | 0,01 |
Нептун | 4504 | 165 лет | 25 | 1,0*10^26 | 0,67 | 11 | 0,0007 |
Тема: Генерированние электрической энергии
Задание(определите ошибки в предложениях)
1.Промышленная частота в России 100Гц.
2.Генератор служит для преобразования тока.
3.Трансформатор служит для получения переменного тока.
4.На ТЭЦ турбину вращает вода, падающая с платины.
5. Повышающий трансформатор имеет количество витков обмотки на первичной катушки больше ,чем на вторичной.
Трема: Строение атома.Опыт Резерфорда.
Задание :Прочитать текст и предложения к тексту. Если согласны поставить да, не согласны- нет .
ТЕКСТ
Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?
В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
1.Атом был открыт 2500 лет назад.
2.мельчайшую частицу вещества Демокрит назвал -«атом»
3. атом в переводе с греческого –« неделимый»
4.открытия 20 века привели к тому, что название «атом» соответствует действительности.
5.атом имеет сложное строение.
Тема: «Радиоактивность. Изотопы.
Используя учебник вставить пропущенные слова в текст.
1 текст:
Радиоактивные изотопы в биологии и медицине(стр учебника 339-340)
Радиоактивные изотопы получают в……(ядерных реакторах). Их называют …..Они используются в медицине для исследования….(обмена веществ) человека. Например введение в кровь человека радиоактивного…(натрия) используется для исследования….(кровообращения) что очень важно когда необходимо обнаружить непроходимость сосудов. Специальный счётчик следит за движением меченных атомов и находит …..пути. Так же радиоактивные атомы используют как источники излучения ….(гамма) лучей. Их используют для уничтожения….(раковых) клеток у больных имеющих злокачественные опухали. Источником гамма лучей применяют радиоактивный….(кобальт).Так же радиоактивный йод используют при лечении…(базедовой )болезни. Эта болезнь связанна с неправильной работой щитовидной железы. Как видно из данных примеров применения …..(радиоактивных) веществ , что в современной медицине без таких препаратов не обойтись.
2 текст
Радиоактивные изотопы в сельском хозяйстве.
С помощью ядерных реакций можно получить … всех химических элементов. Были получены трансурановые элементы: америций, …. , берклий, капифоний и многие другие. Проблемой 21 века наряду со многими проблемами является способы получения новых источников …. людей, так как людей рождается на Земном шаре с каждым годом всё ……., а земель для сельского хозяйства не хватает ,учёные придумали способ получения ……. урожаев. Этим способом является ……… семян растений используемых в сельском хозяйстве. Большие дозы радиации вызывают ……….. у растений. Так выведены ценные сорта ………, фасоли и других культур. ………..излучения так же используют для борьбы с вредными насекомыми и для ……..пищевых продуктов. Если запретить использовать …………изотопы в сельском хозяйстве, то многие люди, особенно в перенаселённых странах будут ………… голодать.
Текст №3
Ядерное оружие
Создание ядерного оружия в СССР было вынужденной необходимостью после взрыва бомбы в ……..В одной из бесед с И.В.Курчатовым Сталин заметил:
«Если бы мы опоздали на один-полтора года с …………….., то, наверное, "попробовали" бы ее на себе».Создание оружия (и в США, и в СССР) являлось результатом невиданного взлета ……………………., поэтому необходимо было создавать новые направления в науке, такие как нейтронная физика, физика сверхвысоких плотностей энергий, физика быстропротекающих процессов, промышленная радиохимия и многие другие.
...Известно, что в ряде случаев без ядерных взрывных технологий не обойтись. До 1988 г. проводились «мирные» ядерные взрывы.
Их было 115: 39 из них выполнены с целью глубиной ………………….. земной земной коры для поиска полезных ископаемых, 25 - для интенсификации нефтяных и газовых месторождений, 22 - для создания подземных емкостей для ………………….. и конденсата, 5 - для гашения аварийных газовых фонтанов, 4 — для создания искусственных …………… и водохранилищ, 2 - для дробления руды в карьерных месторождениях, 2'- для создания подземных емкостей; 1 - для предотвращения горных ударов и газовых выбросов в подземных угольных выработках, 13 -для исследования процессов само захоронения радиоактивных ………………...
10кл
Тема: Температура. Тепловое равновесие.
Таблица, которую учащиеся заполняют на этапе присвоения нового материала.
1. Происхождение | От лат. Temperature – надлежащее смещение |
2. Определение величины | Температура – физическая величина, характеризующая состояние теплового равновесия термодинамической системы и измеряемая термометром в кельвинах |
3. Что определяет | Степень отклонения теплового состояния системы от состояния, принятого за нулевое, среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул тела |
4. Температурные шкалы | Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина |
5. Обозначение | T (в шкале Кельвина), t (в шкале Цельсия и Фаренгейта) |
6. Единица измерения | 0С, К (Кельвин) |
7.Способ измерения | Прямой |
8. Приборы для измерения | Термометры, термопары, термисторы, газовые термометры |
9. Связь с другими величинами | Е=3/2 кТ, Р=nkT |
10.Интервал измерения величины |  |
11.Границы применимости | Применяется только для систем, состоящих из большого числа частиц |
12. Характеризуемое свойство | Состояние термодинамического равновесия макроскопической системы |
11кл
Тема: Механические колебания.
Закончить ряд слов
1.свободные, гармонические….
2.фаза, период….
3.герц, секунда…
4.математический маятник, вращение Земли….
5.кинетическая, потенциальная……
Тема: Электромагнитное поле
Заполнить таблицу
Обобщить знания учащихся об электрических и магнитных полях.
Название поля | Источник поля | Силовые линии | Работа на замкнутой траектории | Потенциально или непотенциально |
Электростатическое | Эл. Заряды | Незамкнуты (начинаются на «+», заканчиваются на «–» зарядах) | =0 | Потенциально |
Вихревое электрическое | ~ МП | Замкнутые | ≠0 | Непотенциально |
Магнитное | 1)~ ЭП 2) Эл.ток | замкнутые | ≠0 | непотенциально |
Тема урока: Производство, генерирование и передача электрической энергии.Трансформатор. Генератор.
Работа в группе
Поурочная карточка учеников ФИО _____________________________
№ | задание |
1 | Прочитать предложения , если согласны написать да, не согласны- нет 1.колебательный контур состоит из конденсатора и катушки. 2.колебательный контур служит для получения свободных колебаний. 3.Конденсатор характеризуется индуктивностью. 4.Единицы измерения индуктивности –1 Генри. 5.Единицы измерения ёмкости-1 Фарад |
2 | Изобразить движение математического маятника соответствующее электромагнитным колебаниям на представленных рисунках. | № | Электромагнитные колебания | Механические колебания | 1 |  | | 2 |  | | |
3 | Определить период колебаний, если 3мГн 3мФ |
4. |  |
| По графику определить период, частоту, и амплитудное значение напряжения. |
12кл
Тема: «Дисперсия»
Работа в группах
ФИО УЧАЩИХСЯ________________________________
1 задание.
Повторить пройденную тему «Линзы» и ответь на вопросы:
вопрос | Кол. баллов |
1.Можно ли видеть зеркало? | 1 |
2.Продолжите шутливый афоризм Кузьмы Пруткова: “Если у тебя спрошено будет: “Что полезнее, солнце или месяц? – …””. | 1 |
3.Назовите 4 слова, в которых содержится “скоп”? | 1 |
4.Мог бы “человек-невидимка” видеть окружающие его предметы? | 1 |
5.Кому яркие звезды кажутся крупнее: человеку с нормальным зрением или близорукому? Почему? | 1 |
6.Почему, кажется, что вдали рельсы сходятся? | 1 |
2 задание
Прочитать стихотворение и вставить пропущенное слово найдя ответ в учебник:( 3б)
Дисперсия – звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само.
Оно нам с детских лет всем близко и знакомо
Мы наблюдали сотни раз его.
Гром отгремел, стих теплый ливень быстрый,
И над умытой свежею землёй –
Мостом бесплотным радуга повисла,
Пленяя нас своею красотой!
Дисперсия здесь руку приложила:
Обычный белый лучик световой
Она как будто в ? разложила
3 задание
Зарисовать схему опыта Ньютона и ответить на вопросы
вопрос | Кол.баллов |
1.Какой цвет преломляется больше? | 1 |
2.Какой цвет преломляется больше? | 1 |
3.От какой величины зависит показатель преломления? | 1 |
4.У какого цвета длинна волны больше? (запишите значение) | 1 |
5.У какого цвета длинна волны меньше? (запишите значение) | 1 |
Тема: «Фотоэффект
Работа в группах ФИО учеников_______________________________________
задание | | Количество баллов |
1.Что обозначено под знаком вопроса? |   | 1 балл |
2.Из какого металла в опыте Столетова сделана деталь задания №1? | 1 балл |
3.Какую деталь нужно поменять что бы фотоэффект не происходил? | 1 балл |
4.От чего зависит количество выбитых электронов? |  | 1 балл |
5.Чему равна красная граница для цинка? | 1 балл |
6.Как обозначается работа выхода электронов из металла | 1 балл |
7.Как связан рисунок №2 с темой урока? | 1 балл |
8.Продолжите ряд слов: | Солнечная батарея, автоматическая дверь….. | 1 балл |
9.Что изображено на рисунке? |  | 1 балл |
10. Основные части прибора 9 задания:….. | 1 балл |
11.Расчитайте красную границу натрия, если работа выхода равна 45,08 *10-41Дж. | V= | 5 баллов |
12.Рассчитайте энергию фотона видимого света. | E=hv | 5баллов |
13.Рентгеновская трубка работает под напряжением 60 кВ. Определить максимальную энергию фотона рентгеновского излучения и максимальную длину волны этого излучения. | | 10 баллов |
Рейтинг: 28-30- «5» 18-20-«4» 10-15-«3»
Тема: «Фотоны».
Работа в группах
Поурочная карта учеников ФИО________________________
Задание | Количество баллов |
1. Ответить на 4 вопроса 1.Какое физическое явление изучали? 2.Какое вещество не пропускает ультрафиолетовое изучение? 3.Как называется ток полученный в опыте по фотоэффекту 4.какой учёный сформулировал и доказал законы фотоэффекта 5.Какие частицы выбивались с поверхности металла | 5б | |
2.Что бы получить тему сегодняшнего урока из полученных ответов составьте слово. Из1 ответа 1 букву . Из второго ответа- последнюю букву, из третьего ответа-третью букву. Из 4 ответа3 букву и из 5 ответа 8 букву.
| 1б |
|
3.Прочитать стихотворение ответить на вопрос что такое фотон или квант. Фотонный свет, течет в эфире в пространстве вечном и временном плывет фотон есть все,что в этом мире всему что есть, он быть дает все в мире есть, фотонов совокупность И их структура, цвет миров как высока у них культурность доступность в наш и мир Богов фотонов сущность проникает в запределье где кроме них нет больше ни чего их не удержит ни какое подземелье фотон основа все происходить из него . | 1б |
|
4.Выписать свойства фотона в столбик. 1.имеет заряд 2.имеет энергию 3.имеет массу 4.Имеет скорость 5.Имеет импульс 6. имеет объём 7.имеет плотность 8.имеет цвет. | 4б |
|
5.Решить задачу: Определить энергию, массу и импульс фотона с = 0,026 * 10–11м.
| 5б |
|
6.Составить кластер к слову фотон. | 5б |
|
Тема урока: Ядерные реакции. Ядерный реактор. Радиоактивные превращения.
Работа в группах ФИО______________
Задание №1: Дописать уравнение ядерных реакций:
235U + n+ n → 236U + …
236U + n+n → 237U+…
237U+…+n→239U
239U→ 239Np + …
239Np →239Pu +…
Задание №2: Используя учебник определить название частей ядерного реактора:
1-
2-
3-
4-
5-
Задание №3: Написать уравнения ядерных реакций:
1)Ядро Дитерия + альфа частица =
2)Ядро Дитерия + ядро трития =
3)Ядро Лития +ядро азота =
4)Ядро кислорода +альфа частица=
5)слияние двух альфа частиц=
Задание №4: Используя интернет ответить на вопросы:
1.Сколько крупных ядерных катастроф было в России и какие?
2.Какова смертельная доза радиации для человека?
3.Сколко больных раком насчитывается в России?
4.Сколько ежегодно в России утилизируется ядерных отходов?