«Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка»
В настоящее время школе необходимо создание такой системы образования, в которой предпочтение отдается индивидуальности. Как никогда важен учет способностей и возможностей учащихся, использование передовых педагогических и информационных технологий, не только для того чтобы ученик овладел определенной суммой знаний и умений, но, что гораздо важнее, для развития личности обучаемого. Технологическим компонентом данного подхода является компетентностно-ориентированное обучение. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
В материалах модернизации образования применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции», таким образом, компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования, а целью компетентностного подхода объявлено обеспечение качества образования. Стандарт общего образования также выделяет в качестве ключевых целей обучения и воспитания формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Прежде всего нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
«Компетентность»- это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.
Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язы» можно считать компетентностным, поскольку основа его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.
По классификации А.В.Хуторского выделяется 3 основных вида компетенций:
ключевые компетенции:
ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования;
общепредметные компетенции;
предметные компетенции.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.
Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.
Это –
1) проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,
2) организация внеурочной деятельности,
3) использование компетентностных методов и форм обучения:
а) метод проектов;
б) развитие критического мышления;
в) метод дебатов;
г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
д) кейс-стади;
е) проблемные дискуссии;
ж) парная и групповая работы;
з) языковой портфелъ;
и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме.
Более подробно остановимся на некоторых компетентностных методах и формах обучения:
Реальные, жизненные, естественные ситуации
Реальное общение возможно при создании языкового окружения, постоянного мониторинга и ситуации успеха.
Игры на младшем и среднем этапе
Ученики 2-5 классов относятся к младшему подростковому возрасту, характерной психологической особенностью которого является подвижность, активность и вместе с тем быстрая утомляемость. Специфика же урока иностранного языка такова, что от ученика требуется внимание, быстрая реакция. Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся этой возрастной группы и, следовательно, сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.
Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс обучения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Диалогам – всегда особое внимание и обязательно творческий подход.
2)Активное ролевое изучение любой темы вместо механического зазубривания.
Тема «Экология»
Роли: « Я – птичка»;
« Я – Земля , я – в опасности»;
« Я – цветок, не рвите меня»;
Размышления над цитатами.
( Составление ситуационных иллюстрированных поговорок, изменение поговорок).
Do not trouble trouble until trouble troubles you.
Творческая работа с песней.
We wish you a merry Birthday.
Песенные и рисовальные уроки.
Групповая работа
1) Организованная парная работа – база для групповой работы.
2) Ситуации должны быть интересны.
3) Четкое задание, соответствующее уровню подготовки.
4) Карточки – помощники.
5) Важно не прерывать учащихся, исправлять только ошибки, мешающие общению.
6) Проводить на иностранном языке.
Н-р: Урок развития коммуникативных умений с использованием приема группового общения:
этап –
задание – обсудить заголовок текста (ученики в группах работают). Класс делится на 3 группы, у каждой группы своя часть текста. Время – 10 минут.
этап –
по истечении времени каждая группа предоставляет ответ, другие группы задают вопросы.
этап –
из 3-х групп формируются 2 и обсуждаются проблемы текста. Одна группа – «за», другая - «против».
этап-
подведение итогов, исправление и обсуждение ошибок.
Проектная методика
При использовании проектной технологии обучение английскому языку в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно — познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по- настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса. Данная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.
Актуализация в процессе проектной технологии коллективного субъекта учебной деятельности способствует развитию у учащихся необходимых качеств и как автономной, и как социально- активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создает условия социализации личности, развития деловой активности ученика.
В процессе изучения английского языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно- практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач. Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов, диапазон которых может широко варьироваться. При этом с одной стороны, английский язык выступает в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно- творческой деятельности учащегося, а с другой — в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования.
Цели проектной работы:
1) показать умения ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
2) реализовать интерес к предмету, приумножить знания о нем;
3) продемонстрировать уровень обученности ИЯ, совершенствовать умения участвовать в коллективных формах обучения;
4) подняться на более высокую ступень образованности.
Типы проектов:
1) монопроект,
2) коллективный проект,
3) устно-речевой,
4) письменный,
5) Интернет-проект.
Проектная технология в области изучения английского языка основана на создании учащимся личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации образовательной или социально- культурной деятельности и направлена на него. В силу этого проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка и включает процесс его освоения в продуктивную творческую деятельность.
Таким.образом., необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход.
6