СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии»

Компьютерные технологии обучения в начальной школе

Учитель: Володина Марина Геннадьевна


Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения благодаря новизне работы с компьютером;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию, применяя разноуровневые задания);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Применение богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах.

  1. Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). Как наглядное пособие, тренажер, средство контроля, диагностики.

  2. Как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

  3. Как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применении компьютера).

Я часто провожу нестандартные уроки по предметам с использованием компьютера и мультимедийного проектора, детям гораздо интереснее на таких уроках. Лучше идет усвоение учебного материала. Намного проще и удобнее вести урок, когда идет демонстрация слайдов. Применение на уроках ИКТ, делает их разнообразными, что способствует заинтересованности детей и более глубокому освоению предмета. Урок с компьютером дает возможность развивать умения планировать свою учебную деятельность, выбирать сложность заданий, оценивать свой уровень знаний. Таким образом, компьютер помогает учителю сделать обучение личностно-ориентированным.



При грамотном использовании компьютер может выступать средством индивидуализации и дифференциации учебного процесса (использование компьютерных тестов, многократное повторение предметного материала), что в свою очередь приводит к повышению качества знаний учащихся. На уроке компьютер выступает в роли универсального технического средства обучения и развития, так как дает возможность работать с разными видами информации. На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов: энциклопедию «Кирилла и Мефодия», видеоролики, мультимедийные курсы по предметам, тестовые задания, презентации.

На уроках ребята ищут информацию, материалы, учатся работать с презентациями. Работу с компьютером можно использовать на любом уроке в начальной школе. Возможности анимации позволяют удачно демонстрировать суть математических задач на движение, работу с геометрическими фигурами и уравнениями. На уроках русского языка чаще всего используется текст, в котором пропущены орфограммы, или текст, нуждающийся в редактировании. После выполнения работы учащиеся проверяют правильность выполненного по слайду и выставляют себе оценки, критерии которых даны на следующем слайде. Этот вид работы очень нравится ученикам: они сразу видят свои ошибки, исправляют их, получают оценки. Кроме того, ученики сами создают презентации по заданным темам. На уроках литературы, кроме показа презентации, используется проигрывание музыкальных композиций, просмотр фрагментов видеофильмов, прослушивание фонохрестоматии.

Доступные дополнительные материалы дают возможность младшим школьникам реализовать индивидуальные образовательные траектории в рамках электронного обучения. В качестве дополнения к уроку могут использоваться справочные, познавательные, научно-популярные материалы. У учащихся появляется возможность осуществления поиска информации благодаря доступности, разнообразию и полноты дополнительных материалов, создается активная познавательная среда. При использовании современных компьютерных технологий у ребенка появляется возможность управлять ходом событий, развивается ответственность за получаемый результат. Благодаря интерактивному диалогу ученик переходит от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе. Выделим основные черты индивидуализации образовательной деятельности младших школьников на основе применения современных компьютерных технологий:

1. Повышение доступности и качества образования. Применение компьютерных технологий в младшей школе дает возможность получить образование каждому ребенку не зависимо от места его проживания, делает доступным образование для детей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.

2. Изменение технологий работы учителя. В современном образовании учащемуся требуется интерактивное взаимодействие с учителем, помимо традиционного.

Компьютер я использую в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. В частности, на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

Информационно-коммуникационные технологии широко используются мной при организации внеклассной работы с учащимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных викторин, игр, конкурсов, проведение внеклассных мероприятий.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний в условиях реализации ФГОС.

В процессе обучения широко применятся аудио и видео средства с целью реализации не только принципа наглядности, но и значительного повышения интереса к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я использую его на уроках окружающего мира, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если не использовать аудио материалы. Научив ребят слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио материалы используются при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.




Заключение

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативы младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетенции;

- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Применение компьютерных средств обучения инициирует педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности учащихся, гибкого мышления, способности к коллективной деятельности.

Таким образом, применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы: развивает познавательные способности учащихся (внимание, воображение, память, логическое мышление), улучшает восприятие мира, воспитывает самостоятельность, позволяет провести диагностику усвоения учебного материала. Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения.