СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр по предметам начальной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра по всем предметам начальной школы. Дидактические игры.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр по предметам начальной школы»

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Краснодарского края «Ейский Полипрофильный Колледж»









Комплекс дидактических игр по предметам начальной школы







Выполнила:

Студентка Ш-21 группы

Долматович Мария



Ейск,2019















МАТЕМАТИКА















1.Игра «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

2.Игра «Поставь стрелку правильно»

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка. Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

3.«Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках. Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.



135

120

195






165

4.Игра «Выиграй миллион»

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания. Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам. Оборудование: карточки. Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус. Условия игры: Выбери верное утверждение. 1 карточка 5 + 4 = 10 5+5=10 2 карточка 6 + 3 = 10 6 + 4 =10 3 карточка 7 + 1 = 10 8 + 2 = 10 4 карточка 1 + 3 + 6 = 10 1 + 2 + 5 =10

5.Игра «У кого больше рыбок» Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные) Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.



6.Игра «Кто больше составит чисел?»  Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9. Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр? Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0. Тот, кто, составил все возможные числа выиграл. 7.«Круговые примеры или цепочка»

Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д. 8.Игра «Какое число я задумал?»

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

9.Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»



21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

10.Игра «Узнай, что здесь написано»

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 с о и ч г л у т ф а р Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…





























Русский язык













1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

2.Дидактическая игра «Будь внимателен». 
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи 
И жирафы и ужи. 
2. Жилет, животное , живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ и ШИ 
Только с буквой И пиши! 









3.Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

                 Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

                 Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий чело­век (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий ко­лодец (мелкий), глубокие знания (поверх­ностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

4.«Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык). 

5. «Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.







6.Дидактическая игра: «Одним словом». 
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 
7.Дидактическая игра: « Все наоборот». 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 





8.Дидактическая игра: « Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка  бочка речка  ночка свечка  кочка печка  точка почка  тучка дочка  тачка ночка 

9.Дидактическая игра « Найди ошибку». 
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. 
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. 
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 



















10.Дидактическая игра «Найди пару». 
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.































































Литературное чтение





















1.«Назови слово с нужным звуком». 

Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался. 

2.«Как тебя зовут?».

 Эта игра проводится для закрепления гласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их. 

3. «Найди свой домик». 

2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 















4. «Загадки о звуках».

 Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д. 

5. «Придумай слово по модели».

 Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…). 

6. «Кто внимательный». 

Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача. 









7. Игра «Найди пару». Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках. Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей

Друзья познаются в беде.

У одного с трудом, у двоих со смехом.)

8. Игра «Кораблекрушение».

Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.

9. Игра «Найди слово в слове».

Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.

10. По опорным словам отгадать название рассказа. Например:

Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)

Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)

Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)





Пояснительная записка

В брошюре представлены дидактические игры, используемые на уроках в начальной школе. Любое импровизационное учебное занятие в начальной школе включает дидактические игры, которые являются средствами обучения, обеспечивающими полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста и формированию у младшего школьника учебной деятельности.































Оглавление

1.Пояснительная записка

2. Математика

3.Русский язык

4.Литературное чтение