СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений дыхательной гимнастики»

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики



1.

«СНЕГ»

Ребёнок дует на вату, мелкие бумажки. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Щёки не надувать.


2.

«ФУТБОЛ»


Соорудить «ворота», взять шарик от пинг-понга. Ребёнок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.


3.

«БУЛЬ-БУЛЬКИ»

В один пластиковый стаканчик налить немного воды, в другой – почти до краёв. Ребёнок дует через трубочку для коктейля так, чтобы не расплескать воду (сильно и слабо).


4.

«ДУДОЧКА»

Предложить ребёнку высунуть узкий язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька с нешироким горлышком. Цель – чтобы пузырёк засвистел, как дудочка.


5.

«ГУБНАЯ ГАРМОШКА»

На мелодию не обращаем внимания, предлагая ребёнку вдыхать и выдыхать воздух через губную гармошку.


6.

«УЗНАЙ, ЧТО ЭТО»

Упражнение способствует развитию обоняния и глубокого вдоха. Разложить на тарелках кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Предложить сначала изучит и запомнить запахи, а затем закрыть глаза и попробовать отгадать по запаху, где что лежит.


7.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Предложить ребёнку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветок, чтобы выбрать самый ароматный для мамы или бабушки.


8.

«СВЕЧА»

Используем большие разноцветные свечи, просим ребёнка подуть на синюю свечу, затем на жёлтую свечу и т. д. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.


9.

«КОСАРИ»

Упражнение можно выполнить под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и отведение воображаемой косы в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».


10.

«ЛИСТОПАД»

Вырезать из тонкой цветной бумаги жёлтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, берёзовые. Предложить ребёнку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.



11.

«БАБОЧКА»

Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку на уровне лица ребёнка. Произнести русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко, там твои детки –

На берёзовой ветке!

Затем предложить подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».


12.

«ПОНЮХАЙ ЦВЕТОК»

Ребенок вдыхает носом (НЮХ), «нюхая» цветок из бумаги, затем плавно длительно делает выдох так, что цветок отклоняется. Если выполнять правильно, при вдохе животик надувается, при выдохе – сдувается.


13.

«ДУДОЧКА»

«СВИСТОК»

Если педагог проводит рукой от спины к плечу, ребенок дует длительно, если только касается плеча – коротко.


14.

«ПАРЯЩИЙ ШАРИК»

Потребуется изогнутая пластиковая трубочка с воронкообразным концом и маленький пластиковый шарик. Выдох должен быть равномерным по силе, чтобы шарик держался в воздухе.


15.

«ВЕСЕЛЫЙ ЕРАЛАШ»

Понадобится стол, плоские картинки, прозрачная пленка, ватный шарик. Ребенок по заданию педагога должен подуть на ватный шарик так, чтобы он остановился на указанном предмете. Например: «Подуй так, чтобы шарик остановился на красном большом круге».


16.

«ЧЕЙ САМЛЕТИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?»

Понадобятся небольшие самолетики из картона на ниточке. Ребенок держит самолетик за ниточку так, чтобы тот находился напротив рта, делает спокойный вдох («Надуваем животики») и плавный выдох на самолетик. Если ребенок дует плавно, то самолетик какое-то время «летит».


17.

«ЧЬЯ МАШИНА УЕДЕТ ДАЛЬШЕ»

Ребенок плавно дует на маленькую пластмассовую машинку, расположенную на столе на уровне его рта. Чтобы машинка катилась прямо, можно сделать «дорогу», ограничив движение машинок деревянными палочками, брусочками или картонными полосками.


18.

«ДУЕТ ВЕТЕРОК»

Понадобится картонный домик с прорезанным в нем окошком. Занавески на окошке делаем из кальки. Педагог говорит: «Теплый летний день. В окно подул приятный ветерок. Занавески колышутся, взлетают от ветерка».


19.

«ПЛЫВИ, РЫБКА»

Потребуются вырезанные из бумаги рыбки на ниточке. Ребенок дует на рыбку так, чтобы она оказалась плывущей.

20.

«ПТИЦЫ УЛЕЬАЮТ НА ЮГ»

Вырезанные из картона силуэты птиц на ниточках. Педагог говорит: «Наступила осень. Многие птицы улетают в теплые края». Следить, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.


21.

«ПРОГОНИМ ТУЧКУ»

Вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик. Педагог говорит: «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идет дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко».


22.

«НА ПОЛЯНКУ, НА ЛУЖОК ТИХО ПАДАЕТ СНЕЖОК»

Вырезанные из картона снежинки на ниточках.

«Наступила зима. На улице идет снег. Летят веселые снежинки. Давайте подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились. Чья снежинка дольше продержится в воздухе?»



23.

«СДУЙ СНЕЖИНКУ С ЛАДОШКИ»

Маленькие снежинки из бумаги или пластика или небольшие комочки ваты. Ребенок плавно сдувает снежинку с ладошки. Можно провести соревнование «Чья снежинка улетит дальше?»


24.

«ВЕРТУШКИ»

Удобно отрабатывать плавный длительный выдох. Следим за тем, чтобы ребенок подул на вертушку 2-3 раза, отдохнул.


25.

«МОТОРЧИКИ»

Вертушку-самоделку (3-4 круга одного размера из бумаги, сложенных пополам и склеенных между собой) держим так: с каждой стороны рука ребенка отступает от вертушки на 5-7 см, нитка натянута, а вертушка находится напротив губ на расстоянии 5-7 см.


26.

«ФОКУС»

На кончик носа ребенка кладем маленький кусочек ватки. Ребенок высовывает язык, придает ему форму чашечки и дует на ватку, пытаясь смахнуть ее с носа.


27.

«ДЛИННЫЙ ЯЗЫК»

Потребуются полоски кальки шириной 1 см и длиной 8-9 см. Ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу. Полоска кальки укладывается на язык вдоль его средней линии на глубину 2-3 см. полоска прилипает к влажному языку. Ребенок дует на полоску, она вибрирует и издает звук, похожий на рычание. «Вот какой у тебя длинный язычок! Ты отлично на него дуешь!»


28

«ФОКУС-1»

Полоска кальки шириной 1 см и длиной 15 см удерживается педагогом так, чтобы она свисала посередине лица от волосистой части головы через лоб между бровями и до кончика носа ребенка, которого просят улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Затем ребенка просят придать языку форму чашечки и подуть вверх. Полоска бумаги взлетает при правильном выполнении упражнения.