1. | «СНЕГ» | Ребёнок дует на вату, мелкие бумажки. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Щёки не надувать. |
2. | «ФУТБОЛ» | Соорудить «ворота», взять шарик от пинг-понга. Ребёнок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. |
3. | «БУЛЬ-БУЛЬКИ» | В один пластиковый стаканчик налить немного воды, в другой – почти до краёв. Ребёнок дует через трубочку для коктейля так, чтобы не расплескать воду (сильно и слабо). |
4. | «ДУДОЧКА» | Предложить ребёнку высунуть узкий язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька с нешироким горлышком. Цель – чтобы пузырёк засвистел, как дудочка. |
5. | «ГУБНАЯ ГАРМОШКА» | На мелодию не обращаем внимания, предлагая ребёнку вдыхать и выдыхать воздух через губную гармошку. |
6. | «УЗНАЙ, ЧТО ЭТО» | Упражнение способствует развитию обоняния и глубокого вдоха. Разложить на тарелках кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Предложить сначала изучит и запомнить запахи, а затем закрыть глаза и попробовать отгадать по запаху, где что лежит. |
7. | «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» | Предложить ребёнку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветок, чтобы выбрать самый ароматный для мамы или бабушки. |
8. | «СВЕЧА» | Используем большие разноцветные свечи, просим ребёнка подуть на синюю свечу, затем на жёлтую свечу и т. д. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её. |
9. | «КОСАРИ» | Упражнение можно выполнить под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и отведение воображаемой косы в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой». |
10. | «ЛИСТОПАД» | Вырезать из тонкой цветной бумаги жёлтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, берёзовые. Предложить ребёнку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони. |
11. | «БАБОЧКА» | Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку на уровне лица ребёнка. Произнести русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, там твои детки – На берёзовой ветке! Затем предложить подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». |
12. | «ПОНЮХАЙ ЦВЕТОК» | Ребенок вдыхает носом (НЮХ), «нюхая» цветок из бумаги, затем плавно длительно делает выдох так, что цветок отклоняется. Если выполнять правильно, при вдохе животик надувается, при выдохе – сдувается. |
13. | «ДУДОЧКА» «СВИСТОК» | Если педагог проводит рукой от спины к плечу, ребенок дует длительно, если только касается плеча – коротко. |
14. | «ПАРЯЩИЙ ШАРИК» | Потребуется изогнутая пластиковая трубочка с воронкообразным концом и маленький пластиковый шарик. Выдох должен быть равномерным по силе, чтобы шарик держался в воздухе. |
15. | «ВЕСЕЛЫЙ ЕРАЛАШ» | Понадобится стол, плоские картинки, прозрачная пленка, ватный шарик. Ребенок по заданию педагога должен подуть на ватный шарик так, чтобы он остановился на указанном предмете. Например: «Подуй так, чтобы шарик остановился на красном большом круге». |
16. | «ЧЕЙ САМЛЕТИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?» | Понадобятся небольшие самолетики из картона на ниточке. Ребенок держит самолетик за ниточку так, чтобы тот находился напротив рта, делает спокойный вдох («Надуваем животики») и плавный выдох на самолетик. Если ребенок дует плавно, то самолетик какое-то время «летит». |
17. | «ЧЬЯ МАШИНА УЕДЕТ ДАЛЬШЕ» | Ребенок плавно дует на маленькую пластмассовую машинку, расположенную на столе на уровне его рта. Чтобы машинка катилась прямо, можно сделать «дорогу», ограничив движение машинок деревянными палочками, брусочками или картонными полосками. |
18. | «ДУЕТ ВЕТЕРОК» | Понадобится картонный домик с прорезанным в нем окошком. Занавески на окошке делаем из кальки. Педагог говорит: «Теплый летний день. В окно подул приятный ветерок. Занавески колышутся, взлетают от ветерка». |
19. | «ПЛЫВИ, РЫБКА» | Потребуются вырезанные из бумаги рыбки на ниточке. Ребенок дует на рыбку так, чтобы она оказалась плывущей. |
20. | «ПТИЦЫ УЛЕЬАЮТ НА ЮГ» | Вырезанные из картона силуэты птиц на ниточках. Педагог говорит: «Наступила осень. Многие птицы улетают в теплые края». Следить, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек. |
21. | «ПРОГОНИМ ТУЧКУ» | Вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик. Педагог говорит: «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идет дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко». |
22. | «НА ПОЛЯНКУ, НА ЛУЖОК ТИХО ПАДАЕТ СНЕЖОК» | Вырезанные из картона снежинки на ниточках. «Наступила зима. На улице идет снег. Летят веселые снежинки. Давайте подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились. Чья снежинка дольше продержится в воздухе?» |
23. | «СДУЙ СНЕЖИНКУ С ЛАДОШКИ» | Маленькие снежинки из бумаги или пластика или небольшие комочки ваты. Ребенок плавно сдувает снежинку с ладошки. Можно провести соревнование «Чья снежинка улетит дальше?» |
24. | «ВЕРТУШКИ» | Удобно отрабатывать плавный длительный выдох. Следим за тем, чтобы ребенок подул на вертушку 2-3 раза, отдохнул. |
25. | «МОТОРЧИКИ» | Вертушку-самоделку (3-4 круга одного размера из бумаги, сложенных пополам и склеенных между собой) держим так: с каждой стороны рука ребенка отступает от вертушки на 5-7 см, нитка натянута, а вертушка находится напротив губ на расстоянии 5-7 см. |
26. | «ФОКУС» | На кончик носа ребенка кладем маленький кусочек ватки. Ребенок высовывает язык, придает ему форму чашечки и дует на ватку, пытаясь смахнуть ее с носа. |
27. | «ДЛИННЫЙ ЯЗЫК» | Потребуются полоски кальки шириной 1 см и длиной 8-9 см. Ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу. Полоска кальки укладывается на язык вдоль его средней линии на глубину 2-3 см. полоска прилипает к влажному языку. Ребенок дует на полоску, она вибрирует и издает звук, похожий на рычание. «Вот какой у тебя длинный язычок! Ты отлично на него дуешь!» |
28 | «ФОКУС-1» | Полоска кальки шириной 1 см и длиной 15 см удерживается педагогом так, чтобы она свисала посередине лица от волосистой части головы через лоб между бровями и до кончика носа ребенка, которого просят улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Затем ребенка просят придать языку форму чашечки и подуть вверх. Полоска бумаги взлетает при правильном выполнении упражнения. |