Комплекс заданий по коррекции смешанной дисграфии (оптической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
Цель комплекса: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов.
Задачи: формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры слова; формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза; формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия и представлений; дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Задания направлены на коррекцию специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
Задание 1. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.
Выделение звука А на слух:
Из ряда гласных – у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
Из сочетания гласных – ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;
Из слогов – ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;
Из слов – азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.
(при работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы)
Собери букву. К нам спешила буква А. Она так спешила, что рассыпалась. Собери букву ( элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.
Задание 2. Дифференциация букв о-а.
«Занимательные модели».
Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
«Посади бабочку на цветок»
Даем ребенку карточки с изображение двух цветков. На лепестках записаны слова с пропущенными гласными. И даем изображения мух на которых написаны гласные А, О. Предлагаем посадить муху на цветок и прочитать получившиеся слова.
Р-К М-К Б-К М-Х Л-К | М-Х К-М Л-М С-М К-Л |
Задание 3. Дифференциация букв и-у.
Вставь буквы в слова. Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы И-У в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.
...Л...ТКА ...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К ...ГР...ШКА ...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК... |
Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов в круг подставь букву И, а в овал букву У.
Задание 4. Дифференциация букв б-д.
«Лови звук». Игра с мячом. Логопед кидает мяч, называет слово и говорит, звук по счету, который потом называет игрок. Например, кабина – 3, ответ «б», мяч возвращается ведущему. Можно продолжить играть с этим же словом. Можно называть другие слова на нужные звуки.
Чтение слоговой таблицы
Задание 5. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация букв К-Г, К-Н.
«Паровозик» Понадобится картинка с неписанными на них названиями животных и нарисованный паровозик, в каждом вагоне разное количество окошек, которые соответствуют количеству звуков в слове. Задача ребенка правильно «рассадить» животных по вагонам.
(кенгуру, кот, крот, горилла, носорог и т.д.)
Гном и кот написали свои любимые буквы, но некоторые из них записаны неверно. Рассмотрите буквы и зачеркните те, которые кот и гном написали неправильно.
Задание 6. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация букв Л-Р, Л-М.
«Добавь звук». Ребенку предлагаются различные слова, его задача добавить звук, так, чтобы получилось новое слово. Например, лис- лист, рот – ром. Обязательно в словах проверяем ударение, делаем выводы.
Вставьте в праздничный торт свечки с буквами Л – М так, чтобы получились слова
Задание 7. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация букв Ш-Щ
Зачеркните синей ручкой все буквы Ш, зелёной ручкой - все буквы Щ
Собери и запиши слова, разделяя их на слоги. Поставь ударение.
Слава: шуба, щука, шайба, штаны, щетка
ШУ ЩУ ЩЕТ БА НЫ КА ШАЙ ШТА КА |