Пояснительная записка
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. За 9 месяцев 2016 года в Бурятии самоубийство совершили 22 ребёнка до 17 лет. В 2015 за тот же период было зарегистрировано 11 детских суицидов. Причём, в районах Бурятии совершили суицид 17 детей, в Улан-Удэ – 5. Более 50% погибших - дети из полных, внешне благополучных семей.
В ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» за последние 5 лет фактов суицида и суицидальных попыток среди обучающихся зафиксировано не было.
Чаще всего самоубийство несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли избежать трагедий.
Данная комплексная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников школы.
Цель программы - формирование у учащихся школы позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий, отношений между собой, другими людьми и обществом в целом.
Задачи:
1. Выявление учащихся школы, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в общении, развитии и обучении.
3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе школы – интерната, так и в период трудной жизненной ситуации.
4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
5. Привитие социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Кадровое обеспечение комплексной программы: заместитель директора по УВР, педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители, воспитатели.
Ожидаемые результаты реализации комплексной программы: Реализация программы позволит осуществлять социальную и психологическую защиту учащихся школы, снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток.
Основные принципы построения программы
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося, воспитанника.
5. Принцип эмоционально - ценностных ориентаций учебно -
воспитательного процесса.
Краткий словарь терминов
Абортивная суицидальная попытка - индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта.
Завершенный суицид - смерть от нанесенных самому себе повреждений.
Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение человеком себя жизни.
Суицидальное поведение (парасуициды) - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
Суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом.
Виды суицидального поведения:
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих.
Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения.
Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего.
Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации (смерть близкого человека, развод родителей и т.д.), совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации).
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.
Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования.
Факты и попытки суицида в Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида
| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Абортивная суицидальная попытка | - | - | - | - | - |
Завершенный суицид | - | - | - | - | - |
Парасуициды | - | - | - | - | - |
Суицидальная попытка | - | - | - | - | - |
Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение | - | - | - | - | - |
Истинное суицидальное поведение | - | - | - | - | - |
Суицидальные реакции по типу «призыва» | - | - | - | - | - |
Суицидальные реакции по типу «протеста». | - | - | - | - | - |
Суицидальные реакции по типу «избегания». | - | - | - | - | - |
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». | - | - | - | - | - |
Суицидальные реакции по типу «отказа». | | | | | |
Уровни профилактики суицида
Уровень | Цель | Мероприятия | Задачи |
Первый уровень – общая профилактика | Повышение групповой сплоченности | 1. Создание здоровой среды в школе. 2. Организация воспитательной работы | - Изучение статуса учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. - Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно- образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации. - Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. - Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. - Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. - Организация повседневной жизни, учебы, досуга. - Предупреждение и устранение конфликтов между членами детского коллектива, семьи, а также в системе отношений педагог - ученик. |
Второй уровень – первичная профилактика | Выявление групп суицидального риска; сопровождение подростков и их семей группы риска | 1. Диагностика суицидального поведения. 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем- разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. 3. Классные часы, стендовая информация | - Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. - Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. - Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. - Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. |
| | | Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. Повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. |
Третий уровень – вторичная профилактика | Предотвращение суицида | Оценка риска суицида. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (обучающийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу. | |
Четвертый уровень – третичная профилактика | Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. | Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем | - Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). Данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. |
Основные направления деятельности
Ключевые компоненты | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в школе |
1. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду | | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, воспитатели. |
2. Адаптация учащихся 1 - х, 5 - х классов и вновь прибывших. | учащимися и их родителями; | Сентябрь Декабрь | Педагог – психолог, классные руководители, социальный педагог, воспитатели. |
3. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них обучающихся, воспитанников требующих особого внимания педагогического коллектива. | | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, педагогический коллектив, социальный педагог, педагог - психолог. |
4. Выявление факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, коррекционная работа | Тестирование; Анкетирование; Наблюдения; Коррекционные занятия; Индивидуальные беседы. | В течение учебного года | Социальный педагог, классные руководители, педагог – психолог. |
2. Профилактика психоэмоционального состояния обучающихся, воспитанников |
1.Коррекционная работа с обучающимися, воспитанниками, склонными к суициду | в ходе бесед, тренингов, участия в коллективной деятельности; | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители воспитатели. |
2. Профилактика употребления ПАВ и табакокурения | | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
3. Профориетационная работа с учащимися с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни | | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог – психолог. |
4. Психологическая и правовая помощь обучающимся, воспитанникам | | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, воспитатели. |
5. Профилактическая работа по ограничению доступа к негативной информации в Интернете | | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, воспитатели. |
3. Построение здоровьесберегающей среды в ОУ. |
1. Профилактическая работа с учащимися и их родителями (законными представителями) перед каникулами. | Родительские собрания перед каникулами; Проведение бесед с обучающимися, воспитанниками и консультаций для родителей. | Октябрь Декабрь Март Май | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители воспитатели |
2. Воспитательная работа среди обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов направленная на стремление к здоровому образу жизни. | Классные, воспитательские часы; Лекции; Спортивные секции и соревнования; Экскурсии; Проведение дней Здоровья. | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог, воспитатели. |
3. Просветительская работа среди обучающихся, воспитанников о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. | | В течение учебного года | Социальный педагог, медицинский работник. |
4.Организация мероприятий по профилактической безопасности дорожного движения | | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог, воспитатели. |
5. Учебно-просветительская работа среди педагогов в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. | | В течение учебного года | Администрация школы при сотрудничестве с администрацией и ОВД. |
6.Мониторинг динамики психофизического развития учащихся школы и условий для сохранения и развития здоровья обучающихся. | | В течение учебного года | Медицинский работник. |
4. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации |
1. Обеспечение защиты прав детей, находящихся в социально – опасном положении | Обследование семей, состоящих на профилактическом учете; Оказание социально – педагогической помощи выявленным семьям; Работа по восстановлению нарушенных прав и интересов несовершеннолетних. -
| В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители. |
2. Повышение уровня самооценки учащихся школы. | работа с обучающимися. | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог – психолог. |
3. Организация психолого-социально- педагогического консультирования обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов. | | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители. |
5. Работа с родительской общественностью |
1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. Организация консультационной и психологической помощи. | Анкетирование; Тестирование; Наблюдение; Родительские дни; Беседы. | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, родительский комитет, Совет профилактики отцов. |
2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей (законных представителей). | Лекции; Семинары; Родительские собрания; | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог. |
3. Проведение мероприятий с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть «Интернет». | Лекции; Семинары; Родительские собрания; Беседы. | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог. |
6. Подведение итогов |
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. | | В течение учебного года | Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог. |
Первоочередные мероприятия по реализации программы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Сбор банка данных на обучающихся, воспитанников с высоким уровнем тревожности и депрессии. | Январь | Социальный педагог, педагог – психолог. |
2. | Практические диагностики суицидального поведения обучающихся, воспитанников; планирование организации и коррекции воспитательного процесса. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели. |
3. | Диагностика обучающихся группы риска: методика «Тревога и депрессия»; опросник депрессии А. Бека; тест школьной тревожности Филлипса (13-14 лет); методика «Шкала тревожности» (15-17 лет); характерологический опросник К. Леонгарда. | По плану | Педагог-психолог. |
4. | Социальное партнерство семьи, школы - интерната, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних, медработников по предупреждению суицида среди несовершеннолетних. | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители. |
5. | Профилактическая работа с семьями, проведение родительского всеобуча. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог - психолог. |
6. | Проведение индивидуальной работы с обучающимися, воспитанниками и их родителями. | В течение года | Классные руководители |
7. | Постоянная консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у обучающихся, воспитанников нервно-психических расстройств. | В течение года | Педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители |
8. | Информационный час «Что такое суицид?» для классных руководителей, воспитателей и родителей. | По плану | Социальный педагог, педагог – психолог. |
9. | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся, воспитанников. | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели. |
10. | Проведение классных и воспитательских часов, формирующих в процессе воспитательной работы у учащихся школы такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также способы поведения в сложных ситуациях. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, воспитатели. |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Утверждаю
Директор школы
_________________
Будаев С.О.
Комплексная программа по профилактике суицидального поведения среди учащихся
Педагог – психолог
Евдокимова А.А.