КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По пожарной безопасности
с детьми 4 - 5лет
2021-2022 учебный год
Составитель: Вивденко Т.Ю.
Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Проблема безопасности жизнедеятельности детей всегда была самой значимой в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача не только родителей, но и детского сада и государства. Регулярные обращения сотрудников пожарной службы к населению страны, а также многолетний опыт педагогов показывает, что навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Основной причиной возникновения несчастных случаев, во время пожара, среди дошкольников является недостаточность знаний и навыков осторожного обращения с огнем и огнеопасными предметами в быту, и правил эвакуации. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растѐт и воспитывается ребѐнок. Она включает в себя: требования к устройству помещения, противопожарную грамотность взрослых (поведение, снижающее риск возникновения пожаров) и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение при пожаре, является основным условием спасения. Во время пожара для детей дошкольного возраста характерна пассивно-оборонительная позиция: ребенок, находясь в пылающем помещении, от страха может спрятаться в укромном уголке вместо того, чтобы постараться выйти из помещения или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, поэтому он не может самостоятельно спастись от огня. Поэтому важно отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Процесс воспитания навыков осторожного обращения с огнем должен пронизывать весь спектр деятельности детей. Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. Ими могут быть беседы и непосредственно образовательная деятельность, творческие конкурсы, дидактические и спортивные игры, в процессе которых развивается внимание, ловкость, смелость, выносливость, решительность, быстрота, что в итоге поможет детям закрепить правила по пожарной безопасности и умение принять правильное решение в чрезвычайной ситуации.
Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой. В этом случае взрослые могут быть за него спокойны.
Формы работы с детьми и родителями | Содержание |
Сентябрь |
Занятия | «Знакомство с профессией пожарный» Задачи: Рассказать о профессии пожарного, о значимости его труда. Расширять знания о труде пожарных, воспитывать интерес к его работе. Показать важность труда пожарных: побеждать огонь, спасать людей. Они сильные, тренированные, храбрые. Воспитывать правила противопожарной безопасности, чувство осторожности, учить правильно вести себя во время пожара, уметь вызвать пожарных по телефону в случае беды. |
Беседа | «Огонь друг или враг» Задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде. Развивать исторический интерес к прошлому. Рассказать об истории огня, о его пользе для человека и вреде. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и осторожным обращением с огнем. Разбор проблемных ситуаций; |
Художественно – эстетическое развитие | Раскраска-обводка карандашом шаблона «Пожарная машина». |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра: "Горячо - холодно" Задачи: Закреплять знания о пожароопасных предметах. Сюжетно-ролевая игра: «Отважные пожарные». Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; |
Двигательная активность | Подвижная игра: «Вода и пламя». Задачи: Развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы. |
Рассматривание иллюстраций Чтение | Рассматривание иллюстраций, изображающих огонь и его последствия, и плаката «Огонь - друг, огонь - враг» Задачи: Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности. «Пожарная машина спешит на помощь». Задачи: Закреплять знания о назначении пожарной машины, умения различать ее среди других. Чтение стихотворения: « Спички не игрушки». |
Работа с родителями | Консультация: «Чтобы не было беды». Памятка для родителей по пожарной безопасности. |
Октябрь |
Занятия | «Огонь – судья беспечности людей» Задачи: сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (спички, зажигалки, электроприборы и т. д.), об опасных последствиях пожаров в доме. Расширять представления о труде пожарных. |
Беседа | «Труд пожарных» Задачи: формировать знания детей о труде пожарных, познакомить с одеждой пожарника. «Пожарный герой - он с огнём вступает в бой». Задачи: Воспитывать уважение к людям данной профессии. |
Художественно – эстетическое развитие | «Огонь – друг, огонь – враг» Задачи: Закрепить знания детей о огне, как добром и злом, продолжать знакомить |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра: «Что необходимо пожарному?» Задачи: расширять знания детей о профессии пожарника Сюжетно – ролевая игра: «Пожарные учения» Задачи: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширить представления детей о гуманной направленности работы пожарных, скорой помощи, их необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. |
Двигательная активность | Подвижная игра «Огонь» Задачи: закрепить умение правильно вести себя в данной ситуации. |
Рассматривание иллюстраций Чтение | Рассматривание картинок: Труд пожарных «Случай про детей» М. Фисенко, загадки про спички, огонь, пожар |
Работа с родителями | Папка – передвижка « Осторожно огонь» |
Ноябрь |
Занятия | Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга и стиральной машиной. Задачи: Формировать знания о пользе бытовых предметов и их правильной эксплуатации |
Беседа | «Домашние помощники человека или это не игрушки, это опасно». Игровая ситуация «Правила обращения с электроприборами» Задачи: Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. |
Художественно – эстетическое развитие | Раскраска бытовых электроприборов |
| |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра «Электроприборы». Задачи: Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими. |
Двигательная активность | Подвижная игра: «Вода и пламя». Задачи: Развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы. |
Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций, изображающих огонь и его последствия, и плаката «Огонь - друг, огонь - враг» Задачи: Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности. «Пожарная машина спешит на помощь». Задачи: Закреплять знания о назначении пожарной машины, умения различать ее среди других. |
Работа с родителями | Анкетирование: «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» |
Декабрь |
Занятия | «Как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случился пожар» Задачи: Способствовать формированию основ поведения во время новогодних праздников. |
Беседа | «Чем опасен дым?» Задачи: продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; |
Художественно – эстетическое развитие | «Огонь – друг, огонь – враг» Задачи: Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра: «Как и чем тушить пожар?» Задачи: закрепить знания детей о том, как действовать во время пожар. Сюжетно ролевая игра «Семья» «Мы пожарники» Задачи: расширять знания детей о профессиональных действиях пожарника, воспитывать уважение к их труду. Способствовать умению объединять игры в один сюжет, распределять роли в игре. |
Двигательная активность | «Пожарные на учение» Задачи: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в детском саду. |
Просмотр мультфильма | «Кошкин дом» |
Работа с родителями | плакат « ППБ дома» |
Январь |
Занятия | «Правила поведения при пожаре» Задачи: сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (спички, зажигалки, электроприборы и т. д.), об опасных последствиях пожаров в доме. Расширять представления о труде пожарных. |
Беседа | Загадки про пожароопасные предметы Цель: закрепить знания детей о предметах, требующих осторожного обращения. |
Художественно – эстетическое развитие | Строительные игры «Гараж для пожарных машин» Задачи: Закрепить умение детей создавать не сложные постройки |
Дидактические игры и упражнения | Дидактические игры: «Сложи машину», «Найди пожарную машину» Задачи: закрепить знания детей о пожарной машине, умение из частей собрать целое. Дидактическая игра «Найди опасные предметы» Задачи: способствовать умению детей различать предметы. |
Двигательная активность | «Птички в беде» Задачи: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему. |
Чтение | Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился» |
Работа с родителями | Листовка – обращение «Безопасность зимой с отопительными и обогревательными приборами» |
Февраль |
Занятия | «Правила поведения при пожаре» Задачи: сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (спички, зажигалки, электроприборы и т. д.), об опасных последствиях пожаров в доме. Расширять представления о труде пожарных. |
Беседа | Загадки про пожароопасные предметы Цель: закрепить знания детей о предметах, требующих осторожного обращения. |
Художественно – эстетическое развитие | Строительные игры «Гараж для пожарных машин» Задачи: Закрепить умение детей создавать не сложные постройки |
Дидактические игры и упражнения | Дидактические игры: Игровое упражнение «Кто быстрее соберется на пожар». Задачи: Закреплять правила безопасного поведения в случае пожара, представления детей о профессии пожарного, его внешнем виде; Развивать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей Дидактическая игра ««Отгадай слово». Задачи: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. |
Двигательная активность | «Огонь в очаге» Задачи: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать у детей чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе. |
Чтение | Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился» |
Работа с родителями | Листовка – обращение «Безопасность зимой с отопительными и обогревательными приборами» |
Март |
Беседа | Знакомство с пожарной сигнализацией Задачи: Рассказать детям о том, какие способы существуют для сообщения о пожаре. |
Экскурсия | Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной кнопкой и пожарным щитом. Задачи: Познакомить детей с пожарной сигнализацией, установленной в детском саду, с её принципом работы. Показать пути эвакуации, объяснить значение этого выражения. Познакомить с огнетушителем и принципом его работы. |
Художественно – эстетическое развитие | Аппликация «Новый дом для кошки» Задачи: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. |
Дидактические игры и упражнения | Дидактические игры: «Что необходимо пожарному?» Цели: сформировать у детей интерес к профессии пожарного, быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. «Горит – не горит» Задачи: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. |
Сюжетно-ролевая игра | «Отважные пожарные» Задачи: научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. |
Двигательная активность | «Игровая ситуация «Звоним пожарным». Задачи: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы. Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб. |
Чтение | В. И. Мирясова. «Красная машина по дороге мчится» |
Работа с родителями | Конкурс семейных рисунков «Осторожно – огонь!» |
Апрель |
Занятие | «Хрюша попал в беду». Задачи: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности». |
Беседа | Ситуация «Как бы ты поступил?» Задачи: Закреплять правила обращения со спичками и приборами: газовая и электроплита, утюг. |
Художественно – эстетическое развитие | Раскраска «Пожарный» |
Дидактические игры и упражнения | «Хорошо – плохо» Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. «Выбери нужное» Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. |
Просмотр мультфильма | Азбука безопасности - Пожарная безопасность Смешарики |
Двигательная активность | Подвижная игра «Кто быстрее соберётся на пожар». Задачи: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве. |
Чтение | Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». Задачи: продолжать формировать у детей понятие «пожарная безопасность». Закрепить знания о причинах возникновения пожара. Формировать умение правильно делать вызов пожарных по телефону. |
Работа с родителями | Беседа с родителями на тему: «Детские шалости». |
Май |
Занятие | «Уроки осторожности Тетушки Совы» Задачи: Закрепить учить основам безопасности жизни. |
Беседа | «Чем опасны петарды и бенгальские огни?» Задачи: продолжать знакомить с пожароопасными предметами. |
Художественно – эстетическое развитие | Конструирование “Тили-бом, тили-бом – мы построим кошке дом” Задачи: воспитывать у детей безопасного поведения в пожароопасной ситуации, умения адекватно оценивать обстановку, вежливо относится друг к другу. Развивать фантазии и конструктивного воображения. |
Дидактические игры и упражнения | «Сложи картинку» Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость. «Слушай внимательно» Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. |
Просмотр мультфильма | Азбука безопасности - Пожарная безопасность Смешарики |
Двигательная активность | «Игра «Топаем, хлопаем» Задачи: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре. «Огненный дракон» Задачи: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость |
Чтение | Михалков С. В. Дядя Степа. Задачи: воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям. |
Работа с родителями | Консультация: «Ваши действия в случае пожара». Тест для определения знаний о пожарной безопасности родителей. |
ПРИМЕЧАНИЯ:
Беседа с детьми (формирование целостной картины мира): «ОГОНЬ ДРУГ ИЛИ ВРАГ».
Ребята, на наших занятиях, праздниках, играх часто бывают гости. А сегодня будет один, очень необычный гость. Этот гость бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его.
(Воспроизводится аудиозапись звуков горения).
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
- Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь.
Беседа «Огонь-помощник»:
Огонь освещает - А теперь давайте поразмышляем. как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением? Если электрического освещения нет, то можно зажечь свечу или лампу. Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, Факела. Лампы.
- Я предлагаю вам сделать старинный факел. Возьмите салфетку красного цвета. Сомните ее, не очень сильно, и вложите внутрь готового факела (картонного конуса). Поднимите повыше ваши факелы и покажите нам.
Огонь защищает - У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у вас изображены древние люди у костра. Но огонь очень слабый, маленький. Зажгите большой костер - дорисуйте пламя.
Огонь кормит - А как огонь может накормить? Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите. А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например? Можно приготовить пищу на костре. Давайте сделаем поделку «шашлык». Возьмите палочку и нанизывайте на нее бумажные круги-кусочки мяса.
Огонь согревает - Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Теплые батареи. Но раньше, когда еще не придумали нагревать веду и пускать ее по трубам в батареи домов, людей согревал огонь. А знаете как? Люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.
- Давайте с помощью пластилина затопим печь. Раскатайте толстую колбаску из кусочка красного пластилина, приложите к дровам в печи и пальчиком вытяните языки пламени. Пусть языки пламени будут разной величины, тогда получится более похожими.
Подвижная игра «Вода и огонь».
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.
Подвижная игра «Огонь и вода».
Разгорается огонь!
Пламя выше, пламя круче.
Достает до самой тучи.
(Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. У детей одной шеренги в руках красные ленточки, у другой - голубые. Дети из команды «огонь» медленно идут навстречу команде «вода» и машут ленточками).
Но появится вода,
И огню тогда беда!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Но ветер огонь раздувает,
И пламя вновь полыхает.
(Один из детей-«ветер» пробегает между шеренгами с султанчиками из прозрачных пакетов).
Но добавим мы воды,
Чтобы избежать беды!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Конспект беседы «Наши помощники - электроприборы».
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Как-то папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник) Слайд 1
Четыре синих солнца
Есть у нас на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины -
До завтра солнца не нужны.
(Газ. плита) Слайд 2
- Где находятся эти необходимые бытовые приборы? (Дома, на кухне).
- Мы с вами живём в современном мире и не можем обходиться на кухне без помощников. Какие ещё электроприборы вы знаете? (Миксер, кухонный комбайн, микроволновая печь, электрочайник, тостер, кофемолка, электромясорубка). Слайд 3
- Раньше отдельную комнату для приготовления пищи называли «поварней»- от слова «варить». Какое слово вам напоминает «поварня»? (Повар).
- Кто же у вас дома хозяйничает на кухне? (Мама, бабушка).
- А вы любите помогать маме на кухне? (Да).
- На кухне нужно быть предельно внимательными и осторожными. Почему? (Много опасных предметов окружает нас – это электроприборы, которые включаются в розетку; острый нож, которым можно порезаться; стеклянная посуда, которая может разбиться).
- На чём мама готовит дома еду? (На газ. плите, на электроплите).
- Как зажигается газовая плита? (Спичками).
- Ещё можно зажечь специальной кнопкой – электророзжигом.
- Можно ли детям самостоятельно брать в руки спички? (Нет).
- Почему? (Неосторожное обращение с огнём может принести огромный вред). Слайд 4
«Не подходи к газовой плите». «Будь осторожен с открытым огнём».
На кухне газ у нас горит, С открытым огнём обращаться опасно!
Меня он тянет, как магнит. Не жги ты ни свечки, ни спички
Как мама я хочу уметь напрасно
Все ручки на плите вертеть А если зажёг - никуда не роняй:
И спички ловко зажигать, Прожорливо пламя горячее, знай!
И газ включать и выключать. Но если случилось свечу уронить,
Но мама строго мне сказала: Бросайся огонь без заминки тушить:
- К плите чтоб руки не совала! Материей плотной, тяжёлой накрой,
Опасно это так и знай! А после залей поскорее водой!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
- Огонь коварный, может приносить не только пользу, но и вред. Какие пословицы вы знаете об огне?
«Спички не тронь, в спичках огонь!»
«От искры сыр-бор загорается».
«Не шути с огнём - обожжёшься».
Отгадайте загадку:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество. Это ... (Электричество) Слайд 5
- Куда включаются электроприборы? (В розетку).
- Как нужно пользоваться розеткой? (Аккуратно, держать за вилку, нельзя тянуть за шнур).
«Будь осторожен при обращении с источником тока».
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!
- Можно ли трогать розетку мокрыми руками! (Нет).
Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками».
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды,
Такая халатность - шаг до беды!
Сначала их вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?
Мы знаем много загадок. Давайте их отгадаем. (Дети отгадывают).
1. В деревянном домике 2. Шипит и злится,
Проживают гномики, Воды боится.
Уж такие добряки - С языком, а не лает,
Раздают всем огоньки. Без зубов, а кусает.
(Спички) Слайд 9 (Огонь) Слайд 10
3. Очень хрупкая я, 4. У меня есть лезвие -
Берегите меня. Острое, железное.
Если только разобьёте - Обращайтесь осторожно:
Лишь осколки соберёте. Ведь порезаться мной можно.
(Стеклянная посуда) Слайд 11 (Нож) Слайд 12
5. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Крышка громко зазвенела:
Больше греться не хочу.
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник) Слайд 13
«Огонь в очаге»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
Ход игры: один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.
ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!
ИГРОКИ (в ответ)
Ты зачем ушел из очага,
Превратился в нашего врага?
ОГОНЬ: Я, Огонь –ваш друг и враг,
Со мной не справиться никак.
После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех, кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.
Дидактические игры по пожарной безопасности старшего дошкольного возраста
1.«Раньше и теперь»
Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня
Звонят по телефону 01.
Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
«Горит – не горит»
Цель: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.
Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т. д.)
«Что нужно пожарным?»
Цель: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
«Диалоги по телефону»
Цель: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Правила игры:дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
5.«Если возникает пожар»
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.
Этот шар в руках не даром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный … (пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… (квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).
Помни, каждый гражданин –
Этот номер … (01!
6.«Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит. д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
7. «Лото - пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.
8.«Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
9.«Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
10.«Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
11.«Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …. (квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…. (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жог (траву0
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые (предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
«Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры:из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
13.«Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
14.«Найди ответ»
Цель: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
«Разложи по порядку»
Цель: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
Ход игры: используются карточки с изображениями:
• Сообщение по телефону «01» о пожаре;
• Эвакуация людей;
• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
• Встреча пожарных;
• Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«С чем можно играть»
Цель: Развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
17.«Опасные предметы – источники пожара»
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
«Отгадай слово»
На улице столбом, в избе скатертью. (Дым)
Рыжий зверь в печи сидит. Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два. (Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается. (Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый (Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает. (Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает. (Молния)
В одном амбаре сто пожаров. (Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает. (Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется,
А в руки не дается (Дым)
«Слушай внимательно»
- Задаю вопрос,а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым,закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
-Покажите настроение. (Все улыбаются)
Игра «Топаем, хлопаем»
Цель: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре.
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают,
Если неправильно – топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Огненный Дракон
Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость. Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь – дракон, уходи вон!» Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг.
Вода и огонь.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы. На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар).