Комплексный анализ текста
1. Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. 2. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. 3. Несмотря ни на что, было против правил оставаться к этому в безучастии. 4. Надо было делать то же, что делали другие. 5. Шел бой, и надо было отстреливаться, потому что невозможно было ни поддаваться страху, ни отступать, когда в него и товарищей стреляли.
6. Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым он сочувствовал. 7. Стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречащим его намерениям, и, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью никто из нападающих не становился, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
8. Как ни опасался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий выдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. 9. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни.
10. Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(По Б.Пастернаку)
Выпишите из 6 предложения слова, в которых все согласные звонкие.
Выпишите из 7 предложения слово с твердым звонким шипящим звуком.
Выпишите из 3 предложения слово, в которых все согласные глухие.
Определите часть речи слов: однако, немыслимо, совершавшегося, ни на что, против, вокруг, которым, один.
Выпишите из 2 абзаца наречие степени.
Выпишите из 1 абзаца производные предлоги.
Выпишите из 2-5 предложений подчинительные союзы.
Определите способ образования слова приказ.
Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью согласование.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании приказ отступить.
Подчеркните в тексте обособленные согласованные определения и выпишите номера предложений, в которых они встречаются.
Найдите обособленные обстоятельства и выпишите номера предложений, в которых они встречаются.
Среди предложений 1-5 найдите простое предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Выпишите номера предложений, в которых придаточные определительные.
Среди предложений 4-8 найдите сложные предложения с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; повествование;
2) художественный стиль; рассуждение с элементами повествования;
3) публицистический стиль; описание;
4) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования.
Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
18. Текст Б. Пастернака затрагивает философскую тему осмысления человеческой жизни. Этому способствует большое количество __________, которые необходимы автору для речевого оформления своих рассуждений о вечной проблеме жизни и смерти. _________ из 2 предложения («приковала его неволя», «в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него») придают тексту не только образность, но и философский настрой, а __________(« на живот, а на смерть», «стрелять сдуру») усиливают этот эффект. Размышления, раскрывающие суть человеческой натуры, не могут обойтись без такого приема, как __________ («шел бой», «опасался доктор»), подчеркивающего способность человека оголять правду перед лицом опасности.
Список терминов:
1) гротеск 2) парцелляция 3) метафора
4) эпитет 5) олицетворение
6) фразеологизм
7) ирония
8) вопросительные и восклицательные предложения
9) сравнительный оборот
10) однородные члены
11) инверсия
19. Определите проблему текста, авторскую позицию.