Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Тальменский детский сад №6»
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Луковенко
Елена Владимировна
учитель-логопед
Актуальность
- Рост требований к системе дошкольного образования;
- важность своевременного устранения речевых дефектов для общего психического развития ребенка;
- Необходимость комплексного подхода с использованием современных технологий;
- Создание системы учебно-воспитательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда, педагогов , медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений и родителей.
Цель комплексного подхода:
коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Схема взаимодействия участников коррекционного процесса
ВОСПИТАТЕЛЬ
- СОБЛЮДЕНИЕ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА НА ЗАНЯТИЯХ И ВО ВРЕМЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
-РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Инструктор по физической культуре
-занятия по развитию умений по мышечной релаксации
-развитие общей моторики и координации движений
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОСТИ И ВЫРАЖЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ
-ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
-ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
-ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ
-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ ДОУ
Ребенок с нарушениями речи
РОДИТЕЛИ
-ВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕД.РАБОТНИКА, ЛОГОПЕДА, ПСИХОЛОГА
-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Педагог-психолог
-коррекция ВПФ
- СНЯТИЕ СОСТОЯНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕГАТИВНОЙ НАСТРОЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК
-МЕДИЦИНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
-РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕДИКАМЕНТОЗНОМУ ЛЕЧЕНИЮ
-РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА И ТЕМПА РЕЧИ
-АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПЕСЕН
Функциональные обязанности учителя-логопеда
ДИАГНОСТИРУЕТ
СОСТАВЛЯЕТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
ПОСТАНОВКУ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, КОРРЕКЦИЮ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ, ИХ АВТОМАТИЗАЦИЮ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ, ВВЕДЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ.
ВВОДИТ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПРОВОДИТ
ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗУЕТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО
КОНСУЛЬТИРУЕТ
УЧАСТВУЕТ В
МЕТОДИЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Функциональные обязанности музыкального руководителя
Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.
Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.
Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.
Функциональные обязанности инструктора по физическому воспитанию
1. Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
2. Взаимосвязь инструктора по физическому воспитанию с логопедом и по развитию пространственного восприятия.
Функциональные обязанности медперсонала
1. Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
2. Соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.
3. Осуществление контроля режима и качества питания.
4. Оценка физического развития детей по данным антропометрических
показателей.
5. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
6.Консультирование родителей
Построение взаимодействия педагогов
Диагностика – логопед определяет подгруппы детей по уровням развития;
Составление старшим воспитателем расписания непосредственно образовательной деятельности с учетом количества подгрупп
Составление перспективного плана работы логопеда по всем разделам программы
Составление перспективного плана работы воспитателя с учетом лексических тем по всем видам деятельности детей и по всем разделам Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Составление перспективного плана работы музыкального руководителя с учетом лексических тем
Составление перспективного плана работы инструктора по физическому воспитанию с учетом лексических тем
Результативность
- Комплексный подход, использование современных технологий и правильно организованная предметно – развивающая среда способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с речевыми нарушениями.
- Тесное взаимодействие педагогов, родителей и специалистов помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с нарушениями речи, чем достигается эффективность и стабильность результатов .
Спасибо за внимание!