СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение.

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ






программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)








Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение.








Разработчик:

И.А. Жгурова, преподаватель высшей квалификационной категории








Тюмень, 2017





1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего полного (общего) образования следующими умениями, знаниями, общими компетенциями, общекультурными компетенциями, а также профессиональными компетенциями, указанными в Дополнении к методическим рекомендациям по формированию фондов оценочных средств для контроля качества освоения ООП, разработанных по решению Ученого совета университета от 29.04.2014 г.:

У1 распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

У2 определять виды конструкционных материалов;

У3 выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

У4 проводить исследования и испытания материалов;

У5 рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания.

З1 закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

З2 классификацию и способы получения композиционных материалов;

З3 принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

З4 строение и свойства металлов, методы их исследования;

З5 классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

З6 методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.


В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих компетенций, а также общекультурных компетенций, указанных в Дополнении к методическим рекомендациям по формированию фондов оценочных средств для контроля качества освоения ООП, разработанных по решению Ученого совета университета от 29.04.2014 г.:

ОКК1 Готовность к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов.

ОКК2 Приверженность этическим ценностям: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость.

ОКК3 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОКК4 Умение критически оценить личные достоинства и недостатки.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.

ПК.1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.

ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.2. Планировать и организовывать производственные работы.

ПК 2.3. Выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 3.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с нормативной документацией.

ПК 3.2. Проектировать и рассчитывать технологические приспособления для производства и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД).

ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.



2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке


В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика формирования компетенций:


Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке

Таблица 1

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знания:


З1

Знает закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии.

З2

Знает классификацию и способы получения композиционных материалов.

З3

Знает принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве.

З4

Изучил строение и свойства металлов, методы их исследования.

З5

Знает классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения.

З6

Изучил методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

Умения:


У1

Распознаёт и классифицирует конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам.

У2

Определяет виды конструкционных материалов.

У3

Выбирает материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации.

У4

Проводит исследования и испытания материалов.

Компетенции:


ОКК1

Готов к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов.

ОКК2

Уважает человеческое достоинство, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость.

ОКК3

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОКК4

Критически оценивает личные достоинства и недостатки.

Общие компетенции:


ОК 1.

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывает собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность.

ОК 4.

Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работает в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:


ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования

Выполнение работ по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.

ПК.1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

ПК.1.5.Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ПК.2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.


Выполнение работ по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.

ПК.2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.


Проведение ремонта технических средств и систем автоматического управления.

ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

Выполнение практических работ в производственной деятельности.

ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.


Осуществление анализа работы производственного и технологического процессов.

ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.


Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.


Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.

Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

3.2. Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине


Тема 1.1. Строение и свойства материалов

Задания для оценки У1, З1,З4,З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие №1. Определение твердости по методу Бринелля.


Испытание на твёрдость методом Бринеля (НВ) состоит во вдавливании стального закалённого шарика в образец при заданной нагрузке. При этом методе определяют площадь отпечатка и вычисляют отношение силы к площади. Показания твёрдости определяют, используя таблицы перевода площади в НВ.

Практическое занятие № 2. Определение твердости по методу Роквелла.


Для определения твёрдости методом Роквелла применяют прибор с твёрдым наконечником – индентором, который под нагрузкой проникает в поверхность. Измеряют глубину отпечатка. Для определения твёрдости применяют три шкалы с диапазоном единиц твёрдости 2 мм, измерениями по шкалам определяют показания твёрдости НRА, НRВ, НRС. Шкалы А и С – применяют для испытания твёрдых сплавов алмазным конусом. Шкала В – стальным шариком для мягких сплавов.


Тема 1.2. Микроструктура железоуглеродистых сплавов

Задания для оценки З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Самостоятельная работа № 1. Составить сообщение на тему «Линии охлаждения на диаграмме Железо-Углерод».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Линия самой низкой температуры, при которой металл полностью расплавляется, называется линией ликвидуса. Линия наивысшей температуры, при которой металл полностью затвердевает, называется линией солидуса. Точки А и D показывают температуру плавления железа и цементита. АВСD – кривая температуры начала кристаллизации жидких расплавов АЕСF – кривая температуры начала плавления твёрдых сплавов, ниже которой все сплавы – в твёрдом состоянии.


Самостоятельная работа № 2. Составить сообщение на тему «Линии охлаждения на диаграмме Серебро-Медь».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Линия самой низкой температуры, при которой металл полностью расплавляется, называется линией ликвидуса. Линия наивысшей температуры, при которой металл полностью затвердевает, называется линией солидуса. Температура плавления серебра 960 градусов, меди 1083 градусов Цельсия. В точке С температура плавления эвтектического сплава – 779 градусов Цельсия.



Требования к докладу (сообщению)


1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;

2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;

3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;

4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;

5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.


Требования к оформлению доклада (сообщения)


Доклад должен быть выполнен печатным способом на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным (шрифт Times New Roman, 14 пт.). Объем не более 10 страниц.

- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.

- Выравнивание текста по ширине.

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.

- Перенос слов недопустим.

- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

- Подчеркивать заголовки не допускается.

- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).

- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

- В тексте доклада рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

- Перечисления, встречающиеся в тексте доклада, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.



Требования к структуре доклада (сообщения)

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение (если есть);
4. Основная часть;

5. Выводы или заключение;
6. Список используемой литературы.



Практическое занятие № 3. Диаграмма состояния сплава Железо-углерод.


Указать параметры состояния сплава на диаграмме.

Вертикальные оси показывают температуры плавления. Горизонтальные оси показывают две шкалы – массовое содержание углерода в сплаве от 0 до 6,67% и процентное содержание цементита в сплаве от 0 до 100% Точки А и D показывают температуру плавления железа и цементита. АВС D – кривая температуры начала кристаллизации жидких расплавов АЕСF – кривая температуры начала плавления твёрдых сплавов, ниже которой все сплавы – в твёрдом состоянии.

При нормальной температуре сталь содержит структурные составляющие: феррит - углерода менее 0,006 %, феррит и перлит при углероде менее 0,83 %, - доэвтектоидная сталь; Перлит при 0,83 %, - эвтектоидная сталь; эвтектика и эвтектоидная сталь – легкоплавкая смесь

А - аустенит – твёрдый раствор углерода в железе, Ф – феррит – чистое железо, П – перлит – твёрдый раствор углерода в железе со свободным углеродом имеет серый блеск на изломе, Л – ледебурит, Ц - цементит, Ж – жидкий расплав.



Практическое занятие № 4. Диаграмма состояния сплава Медь-серебро.


Указать параметры сосояния сплава на диаграмме.

Температура плавления серебра 960 градусов Цельсия , меди 1083 градусов Цельсия. В точке С температура плавления эвтектического сплава – 779 градусов Цельсия. Состав 72% серебра и 28% меди. Неэвтектические сплавы имеют температуру плавления . При составе 50 и 50 % получим точки 1 и 2. Разница между линиями солидуса и ликвидуса называется интервалом плавления. Сплавы с интервалом плавления называются неэвтектическими. В точке С происходит полный расплав без интервала плавления. Используется для припоя. В точке С происходит полный расплав без интервала плавления. Сплав называется эвтектическим.



Тема 1.3. Термическая обработка металлов и сплавов

Задания для оценки У1, З1,З4,З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Самостоятельная работа №3. Составить сообщение на тему «Назначение и методы искусственного старения металлов и сплавов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Отпуск закалённой стали – нагрев до температуры ниже критической точки и последующее охлаждение с определённой скоростью. Нижний отпуск – нагрев до 150…200 градусов, средний – 300…400 град, высокий 500-650 град.

Естественное старение стали – изменение её свойств со временем. Для измерительных инструментов используют искусственное старение – повторно после низкого отпуска нагревают сталь до 200 град и медленно охлаждают до 20 граусов.


Самостоятельная работа № 4. Составить сообщение на тему «Назначение металлизации стальных деталей».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Виды металлизации - диффузионного насыщения поверхностного слоя стальных деталей: цинкование, силицирование, металлиазация высокоуглеродистой сталью, бронзой, никелем, медью, алюминием производят в металлизаторах в порошковом состоянии под давлением.


Самостоятельная работа № 5. Составить сообщение на тему «Виды и назначение химико-термической обработки стальных деталей».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Химико-термическая обработка – насыщение поверхности металла при высокой температуре другими элементами для получения заданных свойств. Цементация – науглероживание – процесс диффузионного насыщения поверхности низкоуглеродистых сталей углеродом. Виды цементации: в твёрдом карбюризаторе, газовая цементация, в жидкой среде.

Алюминирование– процесс насыщения поверхностного слоя стали или чугуна алюминием для повышения жаростойкости методами: диффузии, газопламенным и плазменным распылением, погружением в расплав, вакуумнапылением. Цианирование – насыщение углеродом и азом поверхности стали в газовой среде или соляных ваннах. Хромирование осуществляют для защиты от коррозии.



Тема 2.1. Конструкционные материалы

Задания для оценки З1, З3, З4, З5, У1, У2, У3, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 5. Расшифровать обозначения железоуглеродистых сплавов.


Сочетания букв и цифр дают характеристику легированной стали. Если впереди марки стоят две цифры, они указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента. Одна цифра впереди марки указывает среднее содержание углерода в десятых долях процента. Если впереди марки нет цифры, это значит, что углерода в ней либо 1%, либо выше 1%. Цифры, стоящие за буквами, указывают среднее содержание данного элемента в процентах, если за буквой отсутствует цифра – значит содержание данного элемента около 1% (не более 1,5%).

Буква А в конце марки, как и в углеродистой, так и в легированной стали, обозначает высококачественную сталь, т.е. сталь, содержащую меньше серы и фосфора. Указанная система маркировки охватывает большинство существующих легированных сталей. Исключение составляют отдельные группы сталей, которые дополнительно обозначаются определенной буквой: Р – быстрорежущие, Е – магнитные, Ш – шарикоподшипниковые, Э – электротехнические.


Самостоятельная работа №6. Составить сообщение на тему «Область применения железоуглеродистых сплавов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Стали – это сплавы железа и углерода с другими элементами, содержащие до 2,14 % углерода , который влияет на твёрдость, прочность и пластичность сплава. Чугун – сплав на основе железа с содержанием углерода до 6,67%. Оптимальное содержание углерода в чугуне 3-3,15 %.



Тема 2.2. Лёгкие металлы

Задания для оценки З1, З3, З4, З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Самостоятельная работа №7. Составить сообщение на тему «Структура цветных металлов и сплавов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Латунь – сплавы на основе меди, где главный легирующий элемент цинк – свинцовые, кремнистые, марганцевые, оловянные). ЛА72-2 – латунь алюминиевая 72% меди, 2% алюминия, остальное цинк. Бронзы – сплавы на основе меди, в которые добавляют олово, алюминий, бериллий, кремний, хром, цинк, свинец. БрОЦС 6-6-3 бронза оловянная 6% олова, 6% цинка, 3% свинца, остальное медь. Медно-никелиевые сплавы конструкционные - мельхиор – 20-30% никеля – коррозионно стойкий. Манганин для электротехники. Виды. Никелиевые сплавы – низколегированные для электрики, термоэлектродов - жаростойкие, коррозионностойкие. Добавки – кремний, хром, марганец, титан.



Тема 2.3. Особые свойства материалов

Задания для оценки З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 6. Исследование коррозионной стойкости материалов.

Исследовать характеристики способов защиты от коррозии:


1. Создание коррозионно-стойких материалов, 2. Выращивание оксидных плёнок – оксидирование, 3. Нанесение металлопокрытий – погружением детали в расплав цинка, олова, свинца и алюминия. Диффузионный метод – поверхностное насыщение нагретых металлов цинком, алюминием или хромом в твёрдом виде или газообразном. 4. Плакирование – совместный нагрев металла и защитного слоя – накладывают и прокатывают пластины – биметаллы и триметаллы. 5. Применение протекторов – цинковое покрытие, разрушаясь, защищает в воде сталь - цинкование. 6. Неметаллические покрытия – лаки, краски, эмали образуют плёнку из органического вещества на поверхности металла. 7. Фосфатирование – создание защитной плёнки фосфата в сцеплении с металлом.


Самостоятельная работа № 8. Составить сообщение на тему «Виды материалов с упругими свойствами».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Материалы для пружин – высокоуглеродистые, марганцево-, кремниево-, хромванадиевые стали. Способы получения пружин: а. Холодная навивка проволоки из закалённой стали с последующим отпуском. б. Горячая– готовую пружину подвергают закалке.

Рессоры – упругий элемент подвески для смягчения ударов на неровной дороге: листовые, торсионные, винтовые.


Самостоятельная работа № 9. Составить сообщение на тему «Тепловые свойства материалов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Классификация металлов по температуре плавления – легкоплавкие, тугоплавкие. Эвтектические (легкоплавкие) сплавы имеют самую низкую температуру плавления для конкретной пары металлов. Скрытая теплота плавления – количество теплоты необходимое для перехода одного килограмма вещества при температуре плавления в жидкое состояние.



Тема 2.4. Неметаллические материалы

Задания для оценки З2,З3,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 7. Исследование свойств материалов на основе полимеров.


Провести классификацию свойств материалов на основе полимеров.

Полимеризация – химический процесс, в результате которого из мономера при раскрытии кратных связей образуется полимер. Полимерное образование из двух разных способных к полимеризации мономеров называется сополимеризацией – полистирол, поливинил. Поликонденсация – химический процесс, в результате которого образуется необратимо высокомолекулярное вещество с выделением побочных продуктов. Термореактивные пластмассы образуют неплавкие продукты после и первого нагрева – необратимы. Термопластичные пластмассы способны многократно плавиться при нагревании – обратимые – полиэтилен, капрон, полистирол. Проводят их испытание на прочность при ударном изгибе.Свойства материалов: коррозионно- и химически стойкие, имеют оптические свойства, изоляторы - плохие проводники, низкая теплопроводность, горючи, антифрикционные свойства.


Практическое занятие № 8. Материалы с диэлектрическими свойствами.


Класифицировать материалы с диэлектрическии свойствами.

Техническая керамика – материал, полученный спеканием оксидов глины и неорганических соединений. Свойства – высокая прочность, вакуумная плотность, химическая стойкость, жаростойкость. Бромеллитовая керамика в составе которой окись бериллия применяется для изоляторов, электроприборов имеет высокую теплопроводность.

Резина – вулканизат – продукт вулканизации каучука и наполнителей – пластификаторов и оксидантов для получения упругости и эластичности, амортизации. Изделия из резины полученные прессованием в формы, нагревом и вулканизацией.


Самостоятельная работа № 10. Составить доклад на тему «Виды изделий из стекла и древесины для промышленных целей».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Неорганическое стекло – прозрачный хрупкий материал, полученный при остывании расплава песка - оксидов кремния, бора, алюминия, фосфора и титана. Стекловолокно и стеклоткани входят в состав стеклопластика, прочного конструкционного материала, заменяющего сталь. Ситалл - стеклокристаллический материал, полученный введением в расплавленное стекло катализаторов, которые образуют микрокристаллы.



Тема 3.1. Материалы для инструментов

Задания для оценки З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 9. Изучение свойств полупроводников.


Проведение опытов по выявлению свойств полупроводиков в электрической цепи.

Полупроводники занимают промежуточное место между металлами и диэлектриками. Основное свойство полупроводников электронно-дырочного перехода - это способность проводить ток в прямом направлении и не проводить в обратном. Диоды предназначены для выпрямления переменного тока, преобразования электроколебаний частот и стабилизации тока и напряжения. Имеют один р-н переход. Транзисторы предназначены для генерирования и усиления электрических колебаний, мощности, преобразования напряжений и переключения. Имеют два р-н перехода. МОП-транзисторы состоят: металл-оксид-полупроводник.


Практическое занятие № 10. Материалы для микросхемы.


Визуальное исследование микросхемы и её составляющих компонентов. Микросхемы – функциональные устройства, состоящие из элементов: активных (диодов и транзисторов) и пассивных (резисторов).

Полупроводниковая микросхема имеет монолитную структуру в виде кристалла, все компоненты которой находятся в объёме и на поверхности. Тонкоплёночная микросхема – монолитная структура, все элементы которой нанесены на диэлектрическую поверхность. 0,001-10 мкм.


Самостоятельная работа № 11. Составить сообщение на тему «Алмазная обработка материалов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Природный алмаз – минерал С - диэлектрик или полупроводник с высокой твёрдостью и стойкостью к кислотам и щелочам. Алмазные резцы – для точения конструкционных материалов. Искусственные алмазы – для абразивных инструментов и резания твёрдых материалов. Виды алмазной обработки: заточка режущего инструмента, сверление отверстий, хонингование, шлифование, фрезерование, доводка, притирка, правка.


Самостоятельная работа № 12. Составить сообщение на тему « Сверхтвёрдые материалы».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

СТМ – сверхтвёрдые материалы. Баллас –поликристаллический материал из порошка синтетического алмаза для изготовления инструментов , карбонадо – синтетический алмаз тёмного цвета для изготовления резцов для твёрдых материалов, керамики, фарфора, рубинов, Славутич- получают спеканием сплава ВК6 и крупных зёрен синтетического алмаза для армирования бурового инструмента, эльбор – КНБ – кубический нитрид бора, оксиды магния и кальция и тугоплавких соединений получают порошок для шлифовальных инструментов , гексанир – из ГНБ – гексанального нитрида бора, белбор – белорусский нитрид бора, исмит – из КНБ в смеси, дисмит – КНБ и порошок синтетического алмаза, кибор – кубанит и эльбор.



Тема 3.2. Порошковые и композиционные материалы

Задания для оценки З2,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 11. Технологические процессы получения композиционных материалов.

Систематизироваь тхнологические процессы получения композиционных материалов.

Композиционные материалы - состоят из пластичной основы – матрицы для связки компонентов (порошки, волокна, стружки, нитевидные кристаллы). Виды КМ– волокнистые, армированные. Биметалл - пластико-слоистый материал из скреплённых листов металла –листы алюминий-медь, медь-алюминий-медь, и дисперсно-упрочённые.

Металлополимеры – материалы на основе термопластов, синтетических смол или каучуков, содержащие наполнитель в виде порошков металла или волокон. Имеют высокую теплопроводность.

Многослойные металлические материалы – получаются нанесением гальванического или термодиффузионного покрытия, погружением в расплав полимера, металлизацией, плазменным напылением.



Самостоятельная работа № 13. Сообщение на тему «Состав и применение керметов»

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Керметы – материалы, получаемые прессованием смеси из керамических и металлических порошков с последующим спеканием. получают прессованием и спеканием керамических и металлических порошков. Применяют керамику: тугоплавкие карбиды, силициды, нитриды никеля, хрома, железа, вольфрама, молибдена. Минералокерамика – керметы - жаростойкие материалы, работающие в агрессивных средах и сохраняют режущие свойства при повышенной скорости до 1200 град. Виды керметов – дисперсные, армированные волокнами и слоистые. Применяют керметы на основе оксида алюминия – корунда и связки из порошкового металла хрома. Технологический процесс– приготовление порошка, смешивание, прессование и обжиг.


Самостоятельная работа № 14. Сообщение на тему: «Применение металлопластов»

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Металлопласты – материалы, состоящие из листов стали, титана, алюминия или их сплавов, покрытых 0,05-1 мм плёнкой из поливинилхлорида, фторопластов, полиамидов. Получаются наклеиванием полимерной плёнки на металл или погружением листа металла в расплав полимера. Служат электроизоляторами.


Тема 4.1. Технология литейного производства

Задания для оценки З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Самостоятельная работа № 16. Сообщение на тему: «Технология литья неметаллов»

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Литьё керамики. ТП при сухом прессовании: порошок продавливают через мундштук для пластического формования. Шликер состоит из минерального порошка в смеси с пластификатором. После формования проводят обжиг корундовой керамики предварительный и окончательный.

Переработка пластмасс. Термореактивные реактопласты перерабатываются прессованием перерабатываются 1 раз. Многократно перерабатываемые термопласты производят литьём под давлением, экструзией, вакуум-формованием. Экструзия – процесс непрерывного выдавливания – шприцевание материала в вязком состоянии через отверстие заданного профиля на литейной машине экструдере. Вакуумное термоформование применяют для производства одноразовой упаковки из листовых термопластичных материалов.




Тема 4.2. Обработка металлов давлением

Задания для оценки 34, З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 12. Технологический процесс холодной штамповки.

Составить послеовательность технологического процесса.

Обработка металла давлением – технологический процесс формоизменения заготовок без нарушения их сплошности при пластической деформации под воздействием внешних сил в горячем и холодном состоянии. Прокатка – процесс обработки металла давлением, при котором нагретая заготовка протягивается между валками прокатного стана.


Самостоятельная работа № 17. Сообщение на тему «Электромеханические способы обработки материалов».

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Электромеханический способ – одновременное электрическое и механическое воздействие – электроконтактная обработка материала или механическое воздействием, возникающем при преобразовании электроэнергии физическими методами – ультразвуком. Анодно-механическая обработка – одновременное использование анодного растворения металла и механического удаления продуктов распада в электролите.


Самостоятельная работа № 18 Сообщение на тему: «Электроэрозионная обработка»

Составить расширенное сообщение по понятиям.

Электроэрозионная обработка – тепловое воздействие импульсами тока на металл между электродами, где анод – инструмент, катод – деталь.

Электрохимическая обработка – одновременное воздействие на деталь электротока и химические реакции

Электрогидравлический метод – управляемое разрушение или деформация твёрдых металлов, повторяющимися импульсами высоких давлений жидкости, возникающими в ней при высоковольтном разряде.


Тема 4.3. Обработка металлов резанием

Задания для оценки З4,З6, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.


Практическое занятие № 13. Способы резки металла на заготовки.

Ознакомиться с видами резки металла мультимедийными средствами.

Заготовка – полуфабрикат, предназначенный для дальнейшей обработки и получения готового изделия. Способы резки материала на заготовки: пилы круглые, фрезы прорезные и отрезные, станочные пилы ножовочные и ленточные, вертикальные и горизонтальные, сегментные круглые пилы, дисковые ножницы – с вертикальными, горизонтальными и наклонными параллельными осями, ножевые штампы, отрезные и шлифовальные металлоасбестовые круги, абразивные круги, пилы трения беззубые, приводные ножницы вибрационные и пресс-ножницы.



    1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине


Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов: устного ответа, выполнения практических заданий.

Оценка освоения дисциплины предусматривает использование рейтинговой системы. Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

Итогом экзамена является оценка.



I ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА


Инструкция для обучающихся

Каждый билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание .

Внимательно прочитайте задания.

Время выполнения заданий – 30 минут.



Теоретическая часть


Понятие о кристаллизации и типах кристаллических решёток.

10 баллов

Классификация материалов по проводимости электрического тока.

10 баллов

Классификация металлов и сплавов по взаимодействию с магнитным полем.

10 баллов

Механические свойства материалов и методы их испытания.

10 баллов

Определение твердости материалов по методу Бринелля.

10 баллов

Определение твердости материалов по методу Роквелла.

10 баллов

Структура железо-углеродистых сплавов.

10 баллов

Классификация процессов термической обработки стали.

10 баллов

Процесс термической обработки стали отжигом.

10 баллов

Процесс термической обработки стали нормализацией.

10 баллов

Процесс термической обработки стали закалкой.

10 баллов

Классификация процессов отпуска закалённой стали при термической обработке.

10 баллов

Способы обработки деталей металлизацией при химико-термической обработке.

10 баллов

Химико-термическая обработка металлов и сплавов цементацией.

10 баллов

Химико-термическая обработка металлов и сплавов азотированием.

10 баллов

Классификация конструкционных материалов.

10 баллов

Классификация чугунов и углеродистых сталей.

10 баллов

Правила маркировки железоуглеродистых сплавов.

10 баллов

Правила маркировки бронз и латуни.

10 баллов

Применение сплавов на основе алюминия и магния.

10 баллов

Классификация и применение жаростойких материалов.

10 баллов

Способы повышения коррозионной стойкости материалов.

10 баллов

Виды материалов с упругими свойствами.

10 баллов

Классификация неметаллических материалов.

10 баллов

Способы получения пластмасс.

10 баллов

Процесс получения материалов из резины.

10 баллов

Классификация материалов с диэлектрическими свойствами.

10 баллов

Виды изделий из стекла для промышленных целей.

10 баллов

Особенности строения жидких кристаллов.

10 баллов

Материалы, применяемые для изготовления режущих инструментов.

10 баллов

Материалы, применяемые для изготовления мерительного инструмента.

10 баллов

Технологические свойства инструментальной стали.

10 баллов

Виды технологических испытаний материалов

10 баллов

Материалы, применяемые для изготовления микросхем.

10 баллов

Классификация и применение порошковых материалов.

10 баллов

Классификация композиционных материалов.

10 баллов

Способы процессов литья металлов для изготовления заготовок деталей.

10 баллов

Технологический процесс обработки металла прокаткой.

10 баллов

Технологический процесс обработки металла ковкой.

10 баллов

Технологический процесс обработки металла холодной штамповкой.

10 баллов

Технология образования мартенсита в структуре закалённой стали.

10 баллов

Технологический процесс резания металлов.

10 баллов

Классификация электрических методов обработки металлов.

10 баллов

Особенности электромеханического способа обработки металлов.

10 баллов

Последовательность входного контроля материалов.

10 баллов

Применение способов резки металла на заготовки деталей.

10 баллов

Технологический процесс обработки металла горячей штамповкой.

10 баллов

Состав и свойства металлополимеров.

10 баллов

Состав и область применения металлокерамических материалов.

10 баллов

Материалы для изготовления деталей штампов.

10 баллов



Тематика практических заданий


Определение структур железо-углеродистых сплавов на диаграмме состояния.

25 баллов

Построение и маркировка осей диаграммы состояния сплава Железо-углерод.

25 баллов

Построение и маркировка осей диаграммы состояния сплава Медь-серебро.

25 баллов

Определение твердости материалов по методу Бринелля.

25 баллов

Определение твердости материалов по методу Роквелла.

25 баллов

Расшифровка обозначений железоуглеродистых сплавов.

25 баллов

Расшифровка обозначений легированных сталей.

25 баллов

Расшифровка обозначений лёгких сплавов.

25 баллов

Перечень характеристик полупроводниковых приборов для микросхем.

25 баллов

Описание методов технологических испытаний материалов.

25 баллов

Определение области образования феррита на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение области образования перлита на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение области образования аустенита на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение области образования ледебурита на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение области образования цементита на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение области образования жидкого расплава на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение температуры плавления кристаллических образований на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение положения линии ликвидуса на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение положения линии солидуса на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение положения линии ликвидуса на диаграмме состояния сплава медь-серебро.

25 баллов

Определение положения линии солидуса на диаграмме состояния сплава медь-серебро.

25 баллов

Определение положения точки эвтектики и состав эвтектического сплава на диаграмме состояния сплава железо-углерод.

25 баллов

Определение положения точки эвтектики и состав эвтектического сплава на диаграмме состояния сплава медь-серебро.

25 баллов

Составление маркировки стали с содержанием хрома, марганца, никеля и углерода.

25 баллов

Расшифровка маркировки чугуна.

25 баллов