Структурный компонент модели представлен четырьмя базовыми на правлениями физического развития старших дошкольников.
В современных условиях структурного многообразия направлений воспитания и обучения дошкольников (художественно-эстетическое, математическое, экологическое, экономическое, трудовое, духовное и др.), чтобы добиться конкретных и обоснованных результатов, следует чётко обозначить образовательные приоритеты и обеспечить создание такой объективной ситуации, при которой возможно максимальное развитие личности ребёнка и реализация творческих возможностей персонала ДОУ.
Просмотр содержимого документа
«Компоненты модели педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста»
компоненты модели педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста
Структурный компонент модели представлен четырьмя базовыми на правлениями физического развития старших дошкольников.
В современных условиях структурного многообразия направлений воспитания и обучения дошкольников (художественно-эстетическое, математическое, экологическое, экономическое, трудовое, духовное и др.), чтобы добиться конкретных и обоснованных результатов, следует чётко обозначить образовательные приоритеты и обеспечить создание такой объективной ситуации, при которой возможно максимальное развитие личности ребёнка и реализация творческих возможностей персонала ДОУ.
Содержательный компонент является интегрирующим звеном концептуальной модели, поскольку через его реализацию осуществляется процесс и достигается результат педагогического управления физическим развитием старших дошкольников.
Рассмотрим более детально каждый из выделенных блоков.
Организационно-методический блок модели педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников отражает систему подходов и принципов организации образовательного процесса в условиях реализуемой концепции.
Реализация ценностного потенциала физической культуры в нашей концептуальной модели обеспечена педагогическойтехнологией, основанной на системном взаимодействии субъектов физкультурного образования в ДОУ: администрации, воспитателей, инструктора по физической культуре, родителей и детей.
С учётом этого основными направлениями работы по созданию и оптимальному функционированию образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей высокую результативность физкультурного образования, были определены следующие:
гуманизация и гуманитаризациявсех видов деятельности детей в ДОУ; – расширение возможностей применения диалоговых форм работы воспитателей и дошкольников, направленной на решение проблемных задач и ситуаций;
организация целенаправленнойработы с персоналом ДОУ, ориентированной на разъяснение и понимание роли нравственности в деятельности дошкольного педагога;
обеспечение методической подготовки педагогов ДОУ к эффективной работе с детьми и родителями в направлении гуманизации воспитания, формирования культуры здорового образа жизни;
повышение психологической готовности персонала ДОУ к здоровье сбережению воспитанников;
внедрение разработанной моделипедагогического управления процессом гуманно ориентированного физкультурного образования детей и системы контроля качества её реализации в условиях деятельности ДОУ.
Физкультурно-развивающий блок в содержательном компоненте модели физкультурного образования старших дошкольников направлен на формирование повышеннного интереса и ценностного от ношения к занятиям физической культурой, на гармонизацию физического развития.
Решение задач в области физического развития детей обеспечивается в процессе различных видов деятельности:
режимных мероприятий (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, физкультур ныепаузы, физкультурные праздники, дни здоровья и т.д.);
игровой деятельности (подвижные игры, физические упражнения соревновательного характера на прогулке, игры на дому и др.);
самостоятельной деятельности(когда дети утром приходят в детский сад, на прогулке, дома);
совместной деятельности с родителями (подвижные игры; зарядка; прогулки; катание на велосипеде, роликах, лыжах, санках; посещение бассейна и т.д.).
Используемые при этом средства характеризовались большим разнообразием и определялись временем года, условиями организации образовательного процесса, уровнем педагогического мастерства воспитателей, возможностями и желанием родителей, привлечённых к совместной деятельности.
Опытно-прикладной блок содержа тельного компонента предложенной нами модели направлен на решение задач накопления и обогащения двигательного опыта детей, связанного с овладением основными, жизненно важными движениями (бег, прыжки, метание, лазание, висы, упоры, плавание, езда на велосипеде, лыжах, коньках, переноска предметов, со хранение равновесия и т.д.).
Успешное решение названных задач во многом зависит от качества согласованных действий в данном направлении персонала ДОУ и родителей. Это обусловлено, во-первых, возможностью использования раз личных видов детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художествен ной и др.)