СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиторы Дагестана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дагестанские композиторы - биография и их произведения

Просмотр содержимого документа
«Композиторы Дагестана»


Музыку дагестанских композиторов слушали с большим вниманием. Задавали много самых необычных вопросов. Казалось, что этим вопросам нет конца.





Дженнет Далгат — первая дагестанка-композитор


В истории музыкальной культуры Дагестана немало выдающихся композиторов и музыкантов, открывших миру красоту и разнообразие национальных мотивов, показавших дагестанскую самобытность национальной культуры: Готфрид Гасанов, Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев и многие другие. К сожалению, общество незаслуженно забывает талантливых личностей, прославивших свою Родину.


Дженнет Далгат является первой женщиной-горянкой, получившей музыкальное образование за рубежом. В те времена, когда девушке было трудно получить образование не то что за границей, но и на Родине, она окончила Лейпцигскую консерваторию в Германии, по классу фортепиано, с золотой медалью. Это было очень важным явлением в истории дагестанского музыкального искусства.


Дженнет Далгат принадлежит к известному роду из селения Урахи Сергокалинского района.


Дженнет всю свою жизнь старалась обучить музыке как можно больше детей. Она внесла немалый вклад в работу по созданию первого в Дагестане музыкального училища. Создавая свои произведения, Дженнет Далгат опиралась на дагестанский фольклор, использовала мотивы почти всех национальностей Дагестана. Она любила свой край, Родину.

С детства Дженнет Далгат любила музыку, поэтому, когда она выросла, поехала, как когда-то ее отец, в Германию, где стала обучаться в Лейпцигской консерватории. Ее педагогом был выдающийся музыкант, ученик Ф. Листа, профессор А. Рейзенауэр. Закончила консерваторию в 1909 году с золотой медалью.

Дженнет Далгат создала целый ряд произведений, в которых использовались дагестанские народные темы: «Прелюдии и фуги», «Рапсодии», «Три баллады», «Лезгинка (Рондо)» и другие. Творческий путь ее был ярким, но, к сожалению, недолгим. Она умерла в 1938 году в возрасте 53 лет.

Дженнет Далгат внесла весомый вклад в развитие дагестанского музыкального искусства, в этом нет сомнений. Насколько нам известно, некоторые ее произведения, к сожалению, не сохранились, но часть музыкальных произведений, благодаря сыну Джемалу, который работал главным дирижером в Кировском оперном театре Ленинграда, дошла до нас.


Не всем известно, например, что первая музыкальная школа в Нальчике основана по инициативе Дженнет Далгат. Сами кабардинцы, к сожалению, об этом не знают. Насколько мне известно, последние годы своей жизни Дженнет Далгат провела в Нальчике.


Гасанов, Готфрид Алиевич

Родился 18 апреля (1 мая) 1900 год в Дербенте, лезгин по национальности.

В 1926 году окончил ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции занимался у В. П. Калафати. В том же году организовал в Буйнакске (Дагестан) первое музыкальное училище. Преподавал фортепиано в Махачкале, Самаре, Ленинграде; выступал с сольными концертами как пианист.

Г. Гасанов возглавил первую музыкально-художественную экспедицию по собиранию народной музыки. Экспедиция, отправившись из Буйнакска, прошла по маршруту Араканы — Кудутль — Гергебиль — Могох — Хунзах — Чох — Согратль. В ходе экспедиции был собран большой объём материала: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики. Материалы экспедиции позволили Г.Гасанову написать научную работу «Песни аварцев», законченную в 1927 г. Г.Гасанов сделал доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., получив признание научной общественности. Г.Гасанову была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В том же 1927 году вышел составленный Г.Гасановым, М. Джамаловым сборник «Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами». Г.Гасанов был учителем таких дагестанских музыкантов, как Сергей Агабабов, Сейфуллах Керимов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и др. Г.Гасанов открыл в 1926 году в Махачкале музыкальный техникум (ныне училище, оно ныне носит имя Г.Гасанова). Г.Гасанов считается создателем Союза композиторов Дагестана.

Готфрид Алиевич Гасанов является знаковой фигурой в развитии культуры Дагестана. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый композитор, педагог, пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и музыкальных учреждений, Г. А. Гасанов, явился подлинным строителем новой культуры Дагестана. 

Готфрид Алиевич Гасанов родился в 1900 году в городе Дербенте в семье служащего. Он был внуком ученого, поэта Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммеда Ярагского. Родители Готфрида Алиевича были просвещенными и передовыми людьми своего времени. 

В семье Гасановых любили музыку. С 8 лет Готфрид Гасанов брал частные уроки игры на фортепиано, а с 12 лет сам начал сочинять музыку. 

В 1922-1926 году он учился в Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции — у В. П. Калафати. 

После завершения 1-го курса консерватории, летом 1923 года, молодой пианист Гасанов, приехав на каникулы в Махачкалу, дает свой первый концерт в зале рабоче-крестьянского клуба имени Маркова. Концерт прошел с огромным успехом. 

Вернувшись в Дагестан после окончания консерватории, Готфрид Алиевич в апреле 1926 года в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) открывает музыкальную школу и становится ее директором. В этом же году школу преобразовали в Дагестанский музыкальный техникум. С 1 января 1927 года техникум был переведен в столицу республики Махачкалу. Вместе с музыкальным техникумом (позже переименованным в училище) в 1926 году при живейшем участии Гасанова была создана первая в республике национальная театральная студия. Впервые выходит журнал театра, музыки и кино под общим названием «Кумуз» с нотным материалом. 

Обучение в училище в первые годы велось по специальностям: фортепиано, струнные и духовые инструменты, сольное пение. 

Для обучения детей национальной манере пения и игре на пандуре был приглашен известный певец Хабиб из селения Араканы. Его уроки вызывали исключительный интерес. 

Осенью 1926 года в жизни Гасанова начался период странствования. Он поселился в Самаре, затем переехал в Ленинград. В 1935г. Готфрид Алиевич возвращается в Дагестан. 

В начале 1935 г. было принято постановление о создании национального Государственного этнографического ансамбля, художественным руководителем которого стал Г. Гасанов. Работа в ансамбле помогала Гасанову готовиться к созданию первой дагестанской оперы «Хочбар». 

Великая отечественная война застала Гасанова в должности заведующего учебной частью музыкального училища при Ленинградской консерватории. С первых дней войны Готфрид Алиевич был активным участником обороны города и часто выступал перед воинами Красной Армии как пианист и композитор. 

В 1943 году, после выезда из осажденного Ленинграда, композитор возвращается на родину и становится заведующим музыкальной частью Кумыкского театра, в сущности — его музыкальным руководителем. 







Родился 15 января 1931 года в Баку. Отец - Кажлаев Магомед Давудович (1893-1963), профессор медицины. Мать - Кажлаева Елена Михайловна (1908-1983).

Мурад Магомедович, лакец по национальности, родился в семье выдающегося врача, доктора медицинских наук, профессора-ларинголога. Его музыкальные способности проявились весьма рано. Вначале маленький Мурад неохотно занимался музыкой. Учить "скучные" гаммы, когда за окном солнце, море и крики играющих детей, ему не хотелось. Мальчик поднимал крышку пианино, ставил ноты, а сам убегал. Мать расстраивалась, а отец, который мечтал дать сыну медицинское образование, торжествовал. И все-таки Елена Михайловна настояла, чтобы Мурад пошел учиться в музыкальную среднюю школу при Азербайджанской государственной консерватории. Его приняли по классу фортепиано и определили в группу "с абсолютным слухом". Сначала он по-прежнему избегал занятий, но со временем его стало невозможно оторвать от инструмента.

В годы войны 12-летний Мурад вместе со своим первым ансамблем из школьных друзей выступал с концертами для раненых. Бойцам нравились сочинения юного музыканта, и они подолгу не отпускали его.


Талант Кажлаева проявился и в жанре музыкального театра. В 1968 году написанный им национальный балет "Горянка" - хореографическая трагедия по поэме Расула Гамзатова, первый шедевр дагестанского балета - был поставлен на сцене прославленного Кировского театра в Ленинграде. 


Кажлаев уделяет больше времени песенному творчеству; лучшие из его творений этого периода - "Клятва" (гимн Дагестану, слова Р. Гамзатова)



Творчество[править | править код]

Балеты

  • «Горянка» (первый национальный дагестанский балета, 1968), «Шамиль» (2006, Дагестанский театр оперы и балета)

Мюзиклы

  • Ревю «Миллион новобрачных», «Пора красных яблок», оперетта «Валида» (в честь супруги композитора)

Для оркестра

  • Поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев» (1953), симфонические картины «Дагестан» (1-я ред. 1955; 2-я - 1958—1960), «Концертная лезгинка» (1956), концертный вальс (1956), сюита «Тучи покидают небо» (1959), «Восточная баллада» (1960), увертюра (1961), симфонические танцы-картины (1968—1971), «Лирические новеллы» (1968—1971), симфонические фрески (1979), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль» (1992)

Для инструмента с оркестром

  • Скерцо для скрипок (1955), блюз-импровизация для трубы (1956), серенада для 4 тромбонов или 4 валторн (1957), пьеса «Трубачи» для 3 труб (1959), романс для кларнета (1971), рондо для трубы (1964), концерт для медных, духовых и ударных инструментов

Для джазa

  • Танцевальные циклы (1958—1966), «Африканский концерт» (1964), концертино (1965), цикл «Крутые повороты» (1969—1972), сюита «Путешествие по стране» (1971)

Для струнного квартета

  • «Молодёжный квартет» (1954), пьесы (1960—1973)

Для фортепиано

  • «Романтическая сонатина» (1952), два цикла вариаций (1952—1953), шесть прелюдий (в т.ч. «Созидание», «Плач» и «Протест») (1956—1961), 10 миниатюр (1958), детский альбом (1959), цикл вариаций (1953)

Другое

  • Кантаты, хоры, романсы, песни (на стихи Р. Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов там-тамов», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю» и др.)

  • Музыка для кино, театра («Золушка», «Потерянное счастье», «Горское счастье», «Прерванное веселье», «Цовкра», «Коммунист», «Горская повесть», «Между ливнями», «Крепость в горах», «Чегири», «Леки» и др.) и цирка.










Чалаев, Ширвани Рамазанович

Ширвани Чалаев

Основная информация

Полное имя

Ширвани Рамазанович Чалаев

Дата рождения

16 ноября 1936 (81 год)

Место рождения

Хосрех, Кулинский район, Дагестанская АССР

Страна

 СССР
 Россия

Профессии

композитор
педагог

Жанры

опера

Награды






 Аудио, фото, видео на Викискладе

Ширвани Чалаев (род. 16 ноября 1936) — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии РФ (1997) и премии Правительства РФ (2005).

Автор 7 опер, 2 балетов, 2 симфоний, 21 концерта, многочисленных произведений камерной, симфонической и вокальной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. Автор государственного гимна Республики Дагестан.

Оперы и другие произведения для музыкального театра[править | править код]
  • «Горцы», опера на либретто Ш. Чалаева и Г. Фере (1970)

  • «Странствия Бахадура», музыкальная комедия на либретто В. Викторова и Р. Сац по произведениям А. Абу-Бакара (1974)

  • «Камалил Башир», балет на либретто Ш. Чалаева по мотивам аварской легенды (1975)

  • «Хан Гирей», балет на либретто Ш. Чалаева по поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1975)

  • «Маугли», опера на либретто В. Викторова и Н. Сац по произведениям Р. Киплинга (1976)

  • «Король Лир», опера на либретто В. Чайковского по одноименной трагедии У. Шекспира (1982)

  • «Читая дневники поэта», опера на либретто Ш. Чалаева по произведениям Э. Капиева (1984)

  • «Наследство», опера на либретто Р. Сац (1985)

  • «Поручик Тенгинского полка», мюзикл на либретто В. Викторова по произведениям М. Ю. Лермонтова (1989)

  • «Хаджи-Мурат», опера на либретто В. Дубровского по одноименной повести Л. Н. Толстого (1991)

  • «Кровавая свадьба», опера на либретто Ш. Чалаева и Н. Григоренко-Чалаевой по одноименной трагедии Ф. Г. Лорки (2006)

  • «Казаки», опера на либретто Р. Сац, В. Рябова и Ш. Чалаева по одноименной повести Л. Н. Толстого (2008)

Инструментальные концерты[править | править код]
  • Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1970)

  • Концерт № 2 для виолончели с оркестром (1978)

  • Концерт № 3 для виолончели с оркестром (1987)

  • Концерт № 4 для виолончели с оркестром (1991)

  • Концерт № 5 для виолончели с оркестром (1995)

  • Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1972)

  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1980)

  • Концерт № 3 для скрипки с оркестром (1993)

  • Концерт № 4 для скрипки с оркестром (1994)

  • Концерт № 5 для скрипки с оркестром (1995)

  • Концерт № 6 для скрипки с оркестром (1995)

  • Концерт № 1 для гобоя с оркестром (1990)

  • Концерт № 2 для гобоя с оркестром (1993)

  • Концерт № 1 для альта с оркестром (1992)

  • Концерт № 2 для альта с оркестром (1994)

  • Концерт № 1 для флейты с оркестром (1993)

  • Концерт № 2 для флейты с оркестром (1994)

  • Концерт для клавесина с оркестром (1992)

  • Концерт для трубы с оркестром (1992)

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1994)

  • Концерт для кларнета с оркестром (2013)

Произведения для оркестра[править | править код]
  • Симфония № 1 «Горцы и люди» (1966)

  • Симфония № 2 «Сулак-свидетель» (1978)

  • Концерт для оркестра (1979)

  • «Камалил Башир», симфоническая легенда (1979)

  • Увертюра для оркестра народных инструментов (1987)

  • Сюита для оркестра (1987)

  • «Крестьянские танцы» для оркестра (1988)

  • Симфония для флейты, фортепиано и струнного оркестра (1993)

  • «Дорога в Оман», сюита для струнного оркестра (1995)

  • Рапсодия для фортепиано и оркестра народных инструментов (1990)

Вокальная и хоровая музыка[править | править код]
  • «Надписи», вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Р. Гамзатова (1965)

  • «Облака», вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Р. Гамзатова (1966)

  • «7 лакских песен» для голоса и камерного оркестра (1967)

  • «Дагестанские напевы», вокальный цикл для голоса и фортепиано (1969)

  • «Целую женские руки», лирическая кантата для баритона, смешанного хора и оркестра на стихи Р. Гамзатова (1970)

  • «6 лакских песен» для баритона и оркестра (1972)

  • «Песни Муи», вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Р. Гамзатова (1972)

Фильмография[править | править код]

Ширвани Чалаев написал музыку к ряду кинофильмов, в том числе:

  • 1972 — Канатоходец

  • 1981 — Тайна синих гор

  • 1987 — Сказание о храбром Хочбаре

  • 2006 — Ласточки прилетели