Просмотр содержимого документа
««Композиционная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»»
Композиционная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства
Хочу поделиться своим опытом проведения уроков изобразительного искусства в школе. Урок изобразительного искусства – это особый урок, и требования к нему особенные – он должен строиться по законам искусства. Отсюда вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, урок изобразительного искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства. Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно быть на уроке искусства. Путь к искусству ребенок прокладывает через свой жизненный опыт. А в практических работах он идет от искусства к жизненным темам, поэтому его работа – показатель того, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями.
На протяжении многих лет я работаю над темой «Композиционная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства». Эту тему я выбрала потому, что знания основ композиции являются важным условием для любого вида художественно-учебной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. На всех видах уроков изобразительного искусства мы , в первую очередь, обращаем внимание детей на композиционное решение. Каким бы грамотным, точным и подробным не был рисунок, дальнейшая работа не имеет смысла, если изображение плохо размещено на листе. Требования к компоновке рисунка должны быть самыми высокими. Ошибки в композиции относятся к разряду самых неисправимых, их нельзя исправить дальнейшей работой. Наоборот, чем лучше она будет выполнена, тем досаднее будут композиционные просчеты, снижающие художественную выразительность произведения. О композиции в рисунке надо помнить всегда. Важно, чтобы дети усвоили, что чем лучше они сочинят, составят и расположат на листе, тем интереснее будет работа.
Работа над композицией почти всегда завершается тематическими выставками. Композиция способствует художественно-творческому развитию ребенка, раскрывает его индивидуальные особенности. Наряду с техническими умениями и навыками она пробуждает у учащихся чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывает любовь к Родине, к труду. Знания основ композиции помогут правильно решить те задачи, которые ставит учитель. Такие уроки повышают интерес учеников к этому предмету, делают работу более индивидуальной и результативной.
Итак, мы видим, что осуществление методики обучения композиционной деятельности на всех видах изобразительного искусства имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся. Знание истории методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи. Учителю важно быть находчивым, не выпускать учеников из поля зрения, постоянно привлекая их внимание к основной теме урока, контролируя теоретическое изложение показом иллюстративного материала.
Опыт показал, что есть интерес к познанию и интерес к изобразительной деятельности. Ребенок, например. Любит рисовать так. Как ему это доставляет удовольствие. В то же время познавательное отношение может отсутствовать потому, что ребенка может не волновать, каким способом лучше рисовать, как разместить изображение на листе бумаги т.д. Здесь можно говорить о любви к изобразительной деятельности, которая является предпосылкой интереса, но не самим познавательным процессом. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности и, если ее нет, то пробудить, а затем развить познавательный интерес.
Учителем изобразительного искусства я проработала 33 года. Вела кружки по декоративно-прикладному искусству, по изобразительному искусству. Это позволило накопить опыт руководства творческой деятельностью учащихся. Работы моих учеников демонстрировались в нашей школе, в городе, в области. Для развития интереса к изобразительной деятельности я использовала занимательные задачи и игровые приемы. Это привлекает внимание детей, заставляет их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том. Что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают теперь разбираться во многих жизненных вопросах. И каждому учителю отрадно сознавать, что его труд не пропал даром.