СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области "Горьковские школьники - фронту"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Горьковские школьники внесли огромный вклад в победу Великой Отечественной войны. Это их неокрепшие плечи держали половину тыловых забот необъятных фронтов войны. Им по праву принадлежит весомая часть Великой Победы.      

Просмотр содержимого документа
«Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области "Горьковские школьники - фронту"»

2

Муниципальный областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области «Отечество»



Номинация «Горьковские школьники - фронту»



Участник: Маркина Нина Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 12, 10 класс

Городской округ г. Выкса Нижегородской области

Руководитель: Фомина Анастасия Олеговна МБОУ СОШ № 12, учитель истории.

Городской округ г. Выкса Нижегородской области.
















Содержание


I Введение ……………………………………………………………………….3

II Помощь горьковских школьников в Великой Отечественной войне...4

III Школьники и сельское хозяйство………………………………………..6

IV Тимуровцы - горьковчане…………………………………………………7

VЗаключение……………………………………………………………………9

VI Список используемой литературы………………………………...........10

VII Приложения……………………………………………………………….11







I Введение

В огне войны сгорело детство, 
Но не прошло бесследно, нет, 
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…

Среди памятных дат, которые отмечает народ нашей многонациональной Родины, особое место занимает День Победы. В этот день – 9 мая 1945 года – в каждый дом нашей необъятной страны пришла долгожданная весть о победоносном завершении самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. В 2015 году отмечается 70-лет со Дня победы в Великой Отечественной войне. В июне 1941 года заканчивались занятия в школе. Для одних учащихся началась радостная пора летних каникул, туристских походов, для других наступало время расставания со школой. Тысячи разных планов должны были осуществиться 22 июня.... И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о вероломном вторжении фашистской Германии. Там, на западе, уже льётся кровь. Крупные силы авиации противника бомбят наши города, узлы железных дорог. Через несколько часов после начала войны 22 июня 1941 года по радио прозвучало обращение к советскому народу с призывом встать на защиту Отечества, в этот же день вышел экстренный выпуск газеты «Горьковская коммуна». С первых дней войны жизнь в городах и селах изменилась. Груз военного лихолетья будто придавил людей. Утро начиналось с проводов солдат. Всюду оно оглашалось не песнями, а плачем матерей, жен, сестер и душераздирающими криками детей. А к полудню все становилось как будто обыденным, с одной только разницей: там, где работали мужчины, ушедшие на фронт, начинали работать женщины, старики, дети. На фронт добровольно по зову сердца и по приказу каждый день уходили люди всех профессий, а на их место становились жены, матери, старики и подростки-школьники. Ни на один миг не прекращалась работа на фермах и полях, заводах и фабриках и др..

Великая Отечественная война – это не просто 4 года из истории нашей Родины. Давайте представим только одну страницу войны - война и дети.

II Помощь горьковских школьников в Великой Отечественной войне

Война разом перевернула всю жизнь. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. пионерская организация действовала под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». Из письма Центрального комитета ВЛКСМ 29 мая 1942 года к пионерам: «Ваши старшие товарищи - комсомольцы и комсомолки на фронте и в тылу, вместе со всеми напрягают силы, чтобы поскорей разгромить немецких фашистов… Можно ли вам в такие дни сидеть, сложа руки, и ничего не делать? Конечно, нельзя. Какой пионер, советский школьник будет бездельничать, зная, что на фронте сражаются его отец, мать, брат, сестра, сосед?». Разумеется, дети не сидели, сложа руки. Они быстро повзрослели и взялись за работу по оказанию помощи фронту.

В стране возникло и ширилось движение «Молодежь на производство!». Пионеры и школьники города Богородска первыми в области одновременно с учебой в школе стали работать на фабриках, заводах, в мастерских, помогая выполнять заказы для фронта. Их примеру последовали ученики из других городов и сел области.

Трудными, незабываемыми были те годы. Школьники пришли на заводы и фабрики. Тогда ученики вставали у мартеновских печей, заменив уходящих на фронт. Не хватало опыта, сноровки, хрупковаты были ещё плечи, но желание быть полезным Родине, дать больше броневой стали утраивало силы, помогало в освоении мастерства. Быстро взрослели мальчишки, становились первыми, вторыми подручными сталеваров. Здесь, у печей, в то время было так же трудно, как на огневых позициях фронтов.

Так 870 школьников из г. Дзержинска, помогая фронту, работали на предприятиях города, выполняя оборонные заказы. За хорошую работу 250 учащихся были премированы дирекцией одного из заводов. За период с 3 июля по 10 августа 1941 года школьники изготовили различные детали на сумму 4 млн. рублей.

Трудящиеся области своими руками, на свои средства строили танки, самолеты, бронепоезда и передавали их защитникам Родины. Уже осенью 1941 года пионеры школы № 102 Кировского района г. Горького обратились с призывом ко всем горьковским пионерам и школьникам собрать средства на строительство танка «Горьковский пионер». 18 января 1942 года построенный танк отправился на фронт. За годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками области, было построено 7 танков и самолет «Горьковский пионер». Пионеры не оставались в стороне и от другого важного дела - сбора лекарственного сырья. За годы войны они заготовили 5690 тонн полезных лекарственных растений, а полученные деньги пошли на строительство танков и самолетов. В октябре 1943 года отправился на фронт танк «Олег Кошевой», также построенный на средства, собранные юными горьковчанами. Пионеры и школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолета «Арзамасский школьник», а Автозаводского района – на танк «Автозаводский школьник». В годы войны стало доброй традицией к знаменательным датам – Новому году, Дню Советской армии, 1 Мая, годовщине Великого Октября, посылать воинам подарки. В действующие части и соединения были переданы сотни тысяч килограммов различного продовольствия: колбасы, мяса, сахара, меда, сыра, печенья, конфет, миллионы банок консервов, а также огромное количество мыла, табака, папирос, различных предметов первой необходимости. Активное участие в изготовлении подарков для воинов приняли учащиеся школ и училищ. Посылки на фронт сопровождались трогательными письмами-обращениями к бойцам и даже стихами. А с фронта в Горьковский обком ВКП (б) поступали письма от командиров и бойцов Красной армии со словами благодарности за присланные подарки. Бойцы писали детям:

« Дорогие ребята!

Ваши подарки мы получили в день празднования 24-й годов годовщины Красной армии. Мы не могли принять их без волнения. Ваши подарки говорят о том, насколько велики забота и внимание нашего народа бойцам и командирам Красной армии, насколько тесно сплочены наш фронт и тыл. Возвратившись на фронт после выздоровления, мы заверяем вас, что, не щадя жизни, приложив все свои силы, всю энергию, будем беспощадно гнать и уничтожать фашистских извергов».

Всего в период войны горьковчане отправили на фронт более 800 тысяч различных подарков, что подтверждало существование неразрывной связи фронта и тыла. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. Только на предприятиях легкой промышленности более 1370 пионеров встали на подсобные работы. При школах, детских домах и внешкольных учреждениях была развернута сеть учебно-производственных мастерских: сапожных, швейных, в которых работало более 6 тыс. пионеров и школьников. В городах и сёлах создавались пионерские группы санитаров. Они учились перевязывать раненых, оказывать первую помощь, делать искусственное дыхание, накладывать шины на переломы, делать первую санитарную обработку раненого. Санитары из школ шли на выгрузку раненых из вагонов, сопровождали их в машинах до госпиталя

III Школьники и сельское хозяйство

В начале войны в колхозной деревне сложилась очень трудная обстановка. Большинство мужчин ушло на фронт. Только в первом военном году из колхозов области было призвано в Красную армию 300 тысяч человек. Сильно сократилась тягловая сила. Однако, несмотря на трудности, вызванные войной, подростки и дети по-боевому, с полным напряжением сил проводили уборку урожая в суровом 1941 году. От зари до зари шла настоящая битва за хлеб. Колхозы области собрали рекордный урожай – по 12 центнеров с гектара. За последние 3 года это был самый высокий урожай. С 1 января 1942 года, как в сельских школах, так и в городских началась подготовка учащихся 7-10 классов к сельскохозяйственным работам. Во всех школах из ребят были созданы бригады по принципу класс-бригада. Большую помощь оказали сельским труженикам учащиеся школ и училищ в прополке посевов, сенокосе. 87 тысяч пионеров и школьников шефствовали над птицеводством. 500 богородских пионеров и школьников в 1944 году рапортовали областному слету пионеров о проделанной работе: вырастили 400 цыплят, заготовили 5000 килограммов кормов, принесли из дома на колхозную птицеферму 250 кур. Летом 1942 года в колхозах и совхозах области работал 741 отряд, насчитывавший в своем составе 103 970 учащихся и 5 663 учителя. Школьниками было заработано 3 435 947 трудодней, учителями – 282 221 трудодень. Из справки зав. гороно Ашуркова: «Через 2-3 недели работы трудно было узнать большинство учащихся. Ребята смелее берутся за любую работу. Такую как: прополка, силосование, уборка колосовых, вязка снопов, обмолот ржи, овса, пшеницы, вики». Многочисленные примеры показывают подлинные образцы самоотверженного отношения к труду. Например, пионерка Маруся Рыжова, учащаяся 6 класса Силино-Майданской школы Шатковского района заработала за лето 350 трудодней, Тургин Гена – ученик 3 класса Старо-Устинской школы Заветлужского района заработал за лето 298 трудодней, Ваня Мольков из Дивеевского района 345 трудодня. На полях колхозов и совхозов ежегодно работали около 100 тыс. учащихся. Они заработали 20 млн. трудодней. В 1943 году Центральный комитет комсомола наградил Почетной грамотой отряд Салавирской семилетней школы Кулебакского района. Отряд состоял из 60 пионеров 3-5-х классов. С 1 июня по 1 сентября 1943 года они выработали 3600 трудодней. В 1941-1945 годах 8980 пионеров и школьников шефствовали над животноводством. Они помогали выращивать молодняк, оказывали помощь в заготовке кормов. По данным 34 сельских районов 4980 пионеров занимались выращиванием молодняка. Пионеры Теряевской неполной средней школы Богородского района вырастили 14 лошадей и сдали в подарок бойцам Красной армии.

IV Тимуровцы-горьковчане

Во время войны во всех школах широко развернулось тимуровское движение. Тимуровские команды состояли из учащихся 4-7-х классов, состав их менялся, но традиции оставались те же: помогать семьям фронтовиков, детям-сиротам, эвакуированным. Инициаторами тимуровского движения в области были пионеры Кировского района г. Горького. 35 тысяч пионеров-тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и оказывали помощь семьям фронтовиков. Сама жизнь подсказывала ребятам, что семьи мобилизованных, престарелые и больные люди нуждаются в это трудное время в их помощи. Уже в первые дни войны ребята из школы № 30 г. Горького сообщали в газету «Клич пионера», что они помогают семьям красноармейцев, а пионеры Ваня Шмелев и Вова Евстигнеев писали: «Нужно по примеру Тимура и его команды помогать семьям ушедших в армию. Мы уже обошли ближайшие дома и выяснили, какая семья и в какой помощи нуждается. Нас 20 человек. Мы можем сделать многое». За школами Кагановического района были закреплены 34 семьи, из них 16 семей с 2-3-мя детьми и 18 от 4 до 6 детей. По Ждановскому району за тимуровцами было закреплено 67 семей фронтовиков. Лучшими тимуровскими командами являлись команда 5 «В» класса школы № 122 г. Горького, капитан Филимонов и 6 «В» школы № 112. Своими силами ребята помогли утеплить школу, распилить и расколоть все школьные дрова. А команда 6 «В» класса помогала семьям фронтовиков, девочки мыли пол, готовили обед, из детского сада № 25 приводили и уводили детей, матери которых работали. Ученица 5 класса школы № 30 г. Горького – Бурмистрова Маша несколько дней заменяла двум малюткам мать, которая уехала к мужу в госпиталь. Защитники Родины горячо благодарили ребят за заботу об их семьях. Тимуровцы-горьковчане передали в госпитали более 50 тысяч книг, устроили для раненых бойцов свыше 3 тысяч концертов. Учащиеся 6-7 классов школ № 97, 102, 123 Кировского района работали на починке белья в госпитале. В школе № 25 Автозаводского района, где находился госпиталь, на пришкольных земельных участках, ученики 4-х классов выращивали свеклу, помидоры, капусту, морковь, огурцы. «Для раненых бойцов», - было написано на дощечке у каждой грядки. Кроме того, пионеры оказывали помощь школам, вновь создаваемым в освобожденных от немецких захватчиков районах. Инициаторами в этом деле были автозаводцы. Газета «Горьковская Коммуна» от 10 января 1942 г. писала: «Учащиеся и учителя трех средних школ Автозаводского района №№ 1, 19 и 27 решили оказать помощь средней школе одного из освобожденных Красной армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Инициатива школьников и учителей Автозаводского района заслуживает всяческого одобрения. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам г. Горького и области. Учащиеся города Горького отправили в школы освобожденных районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий. Ветлужские школьники собрали 400 различных вещей для детей из освобожденных районов. Восьмиклассница Лиля Новоселова к своему подарку приложила письмо к неизвестной подруге:

«Милая девочка! Посылаю тебе мой подарок. Помни, что у тебя много друзей, что ты никогда не будешь одинока, потому что в нашей великой стране все друзья. Лиля Новоселова».

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, газеты, писали письма их родным и друзьям-фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним.













V Заключение

Война – дело мужчин, но юные граждане – дети, ученики, сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”. Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы. Попробовала показать в своей работе вклад детей в победу над фашизмом, их труд в тылу. Передо мною, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не понуждал. Как не восхищаться теми, кто в 10 – 15 лет трудился почти сутками на благо своей Родины, тем самым помогая бороться с общим врагом? Горьковские школьники внесли огромный вклад в победу Великой Отечественной войны. Это их неокрепшие плечи держали половину тыловых забот необъятных фронтов войны. Им по праву принадлежит весомая часть Великой Победы. Ежегодно, в День Победы, чтут память павших за Родину. Они были и будут с нами — в наших сердцах и наших делах. Славя героев, павших смертью храбрых, мы отдаём уважение героизму и стойкости детям тыла.











VI Список используемой литературы

Документы

1. М.А.Марченко, Т.Г. Добровольская, «Горьковчане и Великая отечественная война», ГУ ОПАНО, 2009

2. Очерки истории Горьковской организации КПСС. Часть третья (1941-1972)

3. Нижегородский край в документах, цифрах, мнениях. - М., 1992

Литература

1.Герман Иванов: «Город Выкса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», Выкса, 2014

2. Выксунский рабочий,№72, 5 мая 1975, «Нам их не забыть»

3.Я.И. Басович, Л.К. Тюльников: «Герои Советского Союза - горьковчане», Н.Н., 1975

4. Город Горький – Энциклопедия Нижнего Новгорода, 2010

5. История города Горького. – Горький, 1971















VII Приложения

Монета к 70-летию Победы

Д
ети
 и Великая Отечественная война