Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Детско-юношеский центр»
Конкурс знатоков «Большая Бородинская игра»
Подготовила: Зазулина Н.Н.,
педагог дополнительного образования
Предварительная подготовка.
Произведения, которые необходимо прочитать к конкурсу знатоков:
И. А. Крылов. «Волк на псарне»
Д. Давыдов. Стихотворения
Н. Дурова. «Кавалерист-девица»
А. С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе (1814), Вольность,
К морю, 19 октября 1825 г., Герой, Полководец, «Была пора, наш праздник молодой…», Метель, Евгений Онегин, Рославлев.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Ход конкурса.
Учитель. 8 сентября наша страна отметила одно из самых ярких событий нашей истории – победу в Отечественной войне 1812 года. Эта победа вдохновила многих поэтов и писателей на создание замечательных произведений об этой героической поре. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по страницам повестей и романов, стихотворений и басен и вспомнить об одной из самых героических страниц истории нашего Отечества вместе с писателями 19-20 веков.
Разминка.
Когда Наполеон вторгся в Россию? (12 июня 1812 года)
Назовите организатора партизанского движения, поэта, лихого гусара. (Д. Давыдов)
«Певец во стане русских воинов» – так назвал свое произведение поэт – участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта. (В. А. Жуковский)
«Кавалер-девица», «русская амазонка» – так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как её звали? (Надежда Андреевна Дурова)
В каком произведении М. Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (Стихотворение «Бородино»)
Как долго находилась в Москве французская армия? (Месяц)
Продолжите фразу.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль…»
«Ты сер, а я, приятель,…»
2.О какой исторической личности говорят в разных произведениях о войне?
…Пухлый человечек с гениальным чутьем и несгибаемой волей ещё сам не принял решения.
…Какие бесчисленные выгоды влечет за собою присутствие этого гения, колоссального, как мир, и неизбежного, как судьба…
Он всегда говорил, что лучшее лекарство от болезней – душ из ядер и картечи.
Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого..
(Все четыре фразы – о Наполеоне)
3.Каждая команда получает набор карточек со словами.
Нужно сложить отрывок из произведения о войне 1812 г. и определить, из какого именно.
А.блеснул в венчанного дерзостью длани коварством кровавый меч неукротимой царя.
(Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя…)
Б.бежит вспять галл и надменный победитель русский сразились.
(Сразились. Русский – победитель!
И вспять бежит надменный галл.)
Оба отрывка – из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»
4. Команды слушают три стихотворных отрывка подряд, определяют, какой из них – не о войне 1812 года.
А.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се – пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
Б.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел…
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала…
В.
Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
(В – отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)
5. Команды получают отрывки из стихотворений Д. Давыдова, готовятся прочитать их вслух, находят и объясняют слова, называющие элементы гусарского костюма.
А.Он часто с грозным барабаном
Мешает звук любовных слов;
Он так и нам под доломаном
Вселяет зверство и любовь.
В нас сердце не всегда желает
Услышать стон, увидеть бой…
Ах, часто и гусар вздыхает,
И в кивере его весной
Голубка гнездышко свивает…
Б. Нет курильниц, может статься,
Зато трубка с табаком;
Нет картин, да заменятся
Ташкой с царским вензелем!
В.
На затылке кивера,
Доломаны до колена,
Сабли, шашки у бедра,
И диваном – кипа сена.
Но едва проглянет день,
Каждый по полю порхает;
Кивер зверски набекрень,
Ментик с вихрями играет.
(Ментик – короткая куртка, опушенная мехом, часть гусарского обмундирования, носимая поверх доломана.
Доломан –гусарский мундир, расшитый шнурами.
Кивер –высокий жесткий головной убор- цилиндрической или конусообразной формы – с козырьком и подбородочным ремнем.
Ташка –кожаная сумочка, носимая на ремнях, прикрепленных к портупее.)
Подведение итогов. Награждение.