СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс знатоков "Большая Бородинская игра"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс на знание произведений советских писателей и поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс знатоков "Большая Бородинская игра"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Детско-юношеский центр»



Конкурс знатоков «Большая Бородинская игра»

Подготовила: Зазулина Н.Н.,

педагог дополнительного образования



Предварительная подготовка.

Произведения, которые необходимо прочитать к конкурсу знатоков:

  1. И. А. Крылов. «Волк на псарне»

  2. Д. Давыдов. Стихотворения

  3. Н. Дурова. «Кавалерист-девица»

  4. А. С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе (1814), Вольность,

К морю, 19 октября 1825 г., Герой, Полководец, «Была пора, наш праздник молодой…», Метель, Евгений Онегин, Рославлев.

  1. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

  2. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Ход конкурса.

Учитель. 8 сентября наша страна отметила одно из самых ярких событий нашей истории – победу в Отечественной войне 1812 года. Эта победа вдохновила многих поэтов и писателей на создание замечательных произведений об этой героической поре. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по страницам повестей и романов, стихотворений и басен и вспомнить об одной из самых героических страниц истории нашего Отечества вместе с писателями 19-20 веков.

Разминка.

  1. Когда Наполеон вторгся в Россию? (12 июня 1812 года)

  2. Назовите организатора партизанского движения, поэта, лихого гусара. (Д. Давыдов)

  3. «Певец во стане русских воинов» – так назвал свое произведение поэт – участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта. (В. А. Жуковский)

  4. «Кавалер-девица», «русская амазонка» – так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как её звали? (Надежда Андреевна Дурова)

  5. В каком произведении М. Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (Стихотворение «Бородино»)

  6. Как долго находилась в Москве французская армия? (Месяц)



  1. Продолжите фразу.

  1. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль…»

  2. «Ты сер, а я, приятель,…»



2.О какой исторической личности говорят в разных произведениях о войне?



  1. …Пухлый человечек с гениальным чутьем и несгибаемой волей ещё сам не принял решения.

  2. …Какие бесчисленные выгоды влечет за собою присутствие этого гения, колоссального, как мир, и неизбежного, как судьба…

  3. Он всегда говорил, что лучшее лекарство от болезней – душ из ядер и картечи.

  4. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого..

(Все четыре фразы – о Наполеоне)

3.Каждая команда получает набор карточек со словами.

Нужно сложить отрывок из произведения о войне 1812 г. и определить, из какого именно.

А.блеснул в венчанного дерзостью длани коварством кровавый меч неукротимой царя.

(Блеснул кровавый меч в неукротимой длани

Коварством, дерзостью венчанного царя…)



Б.бежит вспять галл и надменный победитель русский сразились.

(Сразились. Русский – победитель!

И вспять бежит надменный галл.)



Оба отрывка – из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»

4. Команды слушают три стихотворных отрывка подряд, определяют, какой из них – не о войне 1812 года.

А.

Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,

И се – пылает брань; на холмах гром гремит,

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,

И брызжет кровь на щит.





Б.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел…

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала…



В.

Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

(В – отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)



5. Команды получают отрывки из стихотворений Д. Давыдова, готовятся прочитать их вслух, находят и объясняют слова, называющие элементы гусарского костюма.

А.Он часто с грозным барабаном

Мешает звук любовных слов;

Он так и нам под доломаном

Вселяет зверство и любовь.

В нас сердце не всегда желает

Услышать стон, увидеть бой…

Ах, часто и гусар вздыхает,

И в кивере его весной

Голубка гнездышко свивает…



Б. Нет курильниц, может статься,

Зато трубка с табаком;

Нет картин, да заменятся

Ташкой с царским вензелем!



В.

На затылке кивера,

Доломаны до колена,

Сабли, шашки у бедра,

И диваном – кипа сена.

Но едва проглянет день,

Каждый по полю порхает;

Кивер зверски набекрень,

Ментик с вихрями играет.

(Ментик – короткая куртка, опушенная мехом, часть гусарского обмундирования, носимая поверх доломана.

Доломан –гусарский мундир, расшитый шнурами.

Кивер –высокий жесткий головной убор- цилиндрической или конусообразной формы – с козырьком и подбородочным ремнем.

Ташка –кожаная сумочка, носимая на ремнях, прикрепленных к портупее.)







Подведение итогов. Награждение.