Конкурсная программа «Мой край родной – край донской»
Цель: систематизировать знания детей об истории, культуре донского края
Образовательные:
Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о Донском крае
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Ход мероприятия
1. Орг. момент
- Сегодня, дорогие ребята, мы проводим конкурс, его мы посвящаем родному донскому краю. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков.
В далекие-далекие времена, там, где сейчас расположена Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи. Это была ничейная земля. Изредка здесь проходили кочевники. Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги и вихрями кружили снежную пыль. Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди. Здесь они становились казаками.
- А скажите мне, что означает слово «казак»?
- Слово «казак» означает вольный. Пришли казаки и принесли с собой свои песни, пословицы, загадки. И позвала нас песня в степь широкую, раздольную казачью.
Слушание казачьей народной песни.
Участие в соревновании примут две команды «Нахаленок» и «Федотка»
I. Представление команд
«Нахаленок» « Федотка»
Девиз команд:
«Казак без друзей «Донской казак хват:
Что дуб без корней» Силой и умом богат»
Приветствие:
Ваши мало каши ели, Кто не горит,
Чтобы наших одолеть. Тот небо коптит.
II. Разминка
Говоря о Донской земле, нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего земляка Михаила Александровича Шолохова. Есть много городов и сел, которые известны всему образованному миру. Но Вешенская, Кружилинский, наша станица Каргинская – это шолоховский край, родина Михаила Александровича Шолохова, мир его героев. Истоки обычаев и нравов шолоховских героев, корни их характеров – в глубине вешенской истории.
Ответьте на вопросы:
Какие рассказы М.А. Шолохова вы знаете?
Назовите имя Нахаленка? (Миша)
Сколько лет было ему? (7)
Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области (Азов)
Откуда взялось название «Ростов – на – Дону»? (по имени митрополита Дмитрия Ростовского)
Как называли жилища на Дону? (Курень, хата)
Сколько юбок надевала на себя казачка в праздник? (4-5)
Станица Ростовской области, где растёт уникальный дуб, которому более 400 лет. (Вёшенская).
III. Конкурс знатоков пословиц о казаке. «На Дону пословица недаром молвится»
За 5 минут вы можете заработать дополнительные баллы, если запишите как можно больше пословиц о казаке.
Казак с конем и ночью, и днем.
Казак без коня что солдат без ружья.
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
Без коня казак кругом сирота.
Казаку конь себя дороже.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.
Казаки в бою не робеют - любого врага одолеют.
Казаку всегда мила родная сторона и т.д.
IV. Домашнее задание команд . Инсценировка.
Одним из увеселений донских казаков был народный театр. Его представления шли под открытым небом, на площадях, среди шумных толпы зрителей. Вашему вниманию представляется постановка «Казак Чигуща и окружной атаман» (команда «Федотка»)
«Суд атамана Бури над купцом – аршинником» (команда «Нахаленок»)
V. Конкурс капитанов. (разгадывание кроссворда)
По горизонтали:
1. Один из притоков Дона носит название хищного животного. Какого? (Медведица).
2. Как называлась первая столица Войска Донского? (Новочеркасск)
3. Кому был сооружен памятник рядом с Новочеркасским собором (Ермак).
4. Какая самая крупная рыба у нас в Дону? (Белуга)
5. «Лазорики» называют этот цветок на верхнем Дону? (тюльпан)
По вертикали:
6. Какое самое прожорливое животное живет у нас в степях?
7. Сюда пришли когда-то запорожцы
Один из них что был высок и рус
Сказал: «Так бачте, бачте тихо хлопцы
Здесь речка вьется будто мий ус»
О какой реке идет речь в этих строках? (Миус)
8. Какая самая мелкая рыба водится в Дону? (бычок)
9. Современное название реки Танаис. (Дон)
10. Какое растение у нас на Дону называют «шелковой травой»? (ковыль)
11. Какое основное энергетическое богатство нашей области? (уголь)
VI. Конкурс юных музыкантов.
Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен про казачьи подвиги, которые пел его дед. Казак и сам начинал петь, «играть» песни. Казаки считали, что поют по нотам, а «играют» песню от души и сердца, научившись этому у своих дедов, бабушек и родителей.
- Назовите казачьи песни, которые вы слышали.
«Любо, братцы, любо», «Пчёлочка златая», «Птица ворон», «Когда мы были на войне», «Ой, при лужке», «Не для меня», «Мы – донские казаки», «Полно, вам, снежочки, на талой земле лежать», «Казачья молитва», «По Дону гуляет..», «Полюшко, поле», «Как за Доном, за рекой» и т.д.
VII. Итог мероприятия.
Чем полезен был наш конкурс?
Как каждый из вас мог бы оценить свою работу в команде?
Пока жюри подводит итоги, мы с вами вспомним пословицы о родном крае. Я начну, вы продолжайте.
-Всякому мила родная……..(сторона)
-Человек без родины - соловей без……..(песни)
-Любовь к родине в огне не горит и в воде не…….(тонет)
-Родина-мать, умей за нее…….(постоять)
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не…….(жалей)
-Где кто родился, там и …….(пригодился)
-Дома и стены…….(помогают)
-Родная землица и во сне……(снится).
Предлагаю вам послушать песню и посмотреть фотоколлаж. .
Вот и закончился наш конкурс. Представляем слово нашему уважаемому жюри