КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Узбякова А.К.
МБОУ «Кочкуровская СОШ»
Я – УЧИТЕЛЬ
«Уча других, мы учимся сами...»
Л. Сенека
Почему я выбрала профессию учителя?
Попробую ответить на этот вопрос. Меня, шестилетнюю девочку, брат привел впервые в школу. Когда первая учительница повела нас в библиотеку, то мне показалось, что я очутилась в каком-то царстве. С этого момента я решила поскорее научиться читать, чтобы взять в библиотеке книжку и самостоятельно ее прочесть. На уроках я не отводила глаз от своей первой учительницы Кадрии Ибрагимовны. Ведь она очень много знала, интересно рассказывала о героях произведений. Именно тогда и зародилась в моей детской душе мечта: стать учительницей.
Но особенно мне нравились уроки татарской литературы, которые вела Насырова Някия Ибрагимовна. Она так мелодично читала нам сказки, пересказывала произведения Габдуллы Тукая, Габдрахмана Абсалямова и других замечательных писателей, что до сих пор ее «сладкий» голос не забыт мною.
Очень часто мы с подругами играли в «школу». Я бывала счастлива, когда мне выпадала роль учительницы.
Шло время. И вот я ученица 10 класса. Открылась дверь, и к нам в класс зашла молодая учительница, поразившая меня до глубины души: стройная, красивая, элегантная, умная… Галина Николаевна. Не зря говорят: «Полюбишь учителя – полюбишь и предмет». Теперь я жила тем, что ждала, когда же будут ее уроки. В выборе профессии теперь я не сомневалась: буду учительницей.
Так я стала учителем русского, а впоследствии и татарского языка и литературы. Вот уже 30 лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, сомнений, открытий…
Мой жизненный девиз - любить, понимать, познавать, помогать! Я стараюсь помочь тому, кто рядом; а профессиональное кредо – регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живу и месту, которое занимаю. Моя миссия как учителя татарского языка и литературы - сохранить культуру татарского народа, его многовековую историю. Пользуясь своим языком, я открываю детям мир. Татарский язык – удивительный язык. Это древний и чистый источник мудрости. Благодаря родному языку мои ученики получают знания о том, как мы должны проходить свой жизненный путь. Если человек владеет нормами родного языка, это служит ему как бы мостиком для изучения других языков. Об этом говорится в цитате татарского просветителя Каюма Насыйри: «Если человек захочет изучить какой-либо язык, то он, прежде всего, должен владеть родным языком».
Проблему в преподавании родных языков вижу в ежегодном сокращении часов по этим предметам. Но, надеюсь, что в современных условиях глобального информационного пространства родные языки не потеряются. Процитирую нашего президента В.В.Путина «[Сохранять] очень важно, потому что каждый год в мире пропадает большое количество языков, наречий и так далее. Литература исчезает... Сейчас, конечно, нужно это все возрождать, причем на современной, новой основе».
В 2005 году впервые в истории Ломатской средней школы я участвовала в конкурсе «Учитель года» по русскому языку, став победителем в номинации «Мастер-класс». И вот я снова иду на «Учитель года», теперь уже по татарскому языку. Говорят, невозможно войти дважды в одну реку. Сменилась школа, коллектив, да и ученики за эти годы стали другими. Появились новые программы, новые требования к учителю. Но познание нового — один из моих девизов. А моё участие в этом конкурсе — это наглядный пример активного отношения к жизни. Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Я вижу в этом свой профессиональный долг.
Я стараюсь идти в ногу со временем. Использую в своей работе инновации, различные методики. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, повышаю своё мастерство, обучаясь на курсах. Активно участвую в конкурсах, в научно-практических конференциях «Поликультурное образование: опыт и перспективы», семинарах, мастер-классах.
Когда я стою у доски, то ловлю себя на мысли о том, что я счастлива. Счастлива от того, что у меня есть любимая работа, что каждый день я могу видеть любознательные глаза детей, которые стремятся к знаниям, и я могу дать им это.
Вот и двери школы, где я работаю. Перед ней растут большие стройные ели. Они меня здесь встречают каждый день. Здравствуйте, ели! Я опять спешу к вам. Вы величавые, стойкие и вечнозеленые. Я сравниваю себя с вами. Я тоже стараюсь быть в постоянном тонусе, творчестве, вдохновении.
Закончить свое эссе хотела бы строчками из стихотворения Андрея Дементьева «Ни о чем не жалейте»:
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Кто-то сочиняет музыку, кто-то лечит людей, кто-то печет хлеб…, а я учу и воспитываю детей. И никогда не пожалела о том, что выбрала именно эту профессию.