«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Леонид Абрамович Венгер(психолог)
Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.
В подготовку ребенка к школе входит целый комплекс мероприятий, целью которых является развитие определенных навыков. Навыки - это то, что мы делаем автоматически, не задумываясь, и чем пользуемся всю жизнь в любой деятельности. Чем быстрее и лучше ребенок начнет ими овладевать, тем легче ему будет в школе. Условно можно разделить навыки на бытовые, социальные и общеучебные.
Бытовые навыки. Придя в школу, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, пользоваться ножницами, держать ручку и т.д. Развивать бытовые навыки нужно в первую очередь в семье, подключая детей с раннего возраста к домашним делам: убирать постель, игрушки, вещи; что-то вымыть, вытереть пыль; помочь накрыть на стол. Овладение такими несложными операциями положительно скажется на уверенности ребенка в себе, его самостоятельности и, в конечном итоге, на комфортном ощущении себя в любом месте. Полностью освоить бытовые навыки в детском саду невозможно, так как там программы несут скорее познавательную и развивающую функцию.
Социальные навыки - это навыки общежития в коллективе: устанавливать и поддерживать контакт, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, контролировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других, договариваться в конфликтной ситуации, координировать свои действия с действиями других, принимать и оказывать помощь.
Особенное внимание развитию социальных навыков следует уделить родителям, чьи дети не ходят в дошкольные учреждения. Постарайтесь донести до своих детей, что нельзя брать чужие вещи, обижать других, ябедничать, познакомьте их с правила поведения в коллективе. Наблюдайте, как ребенок ведет себя с другими детьми, во время игр и вообще в любых общественных местах.
Умение ребенка позитивно общаться позволит ему быстро освоиться в школе и в дальнейшем комфортно чувствовать себя и жить в обществе.
Общеучебные навыки. Низкий уровень развития общеучебных навыков у дошкольников обычно является причиной низкой успеваемости их в школе. Дети отстают от своих одноклассников по той причине, что все их силы направлены не на усваивание учебного материала, а на техническое совершенствование навыков, которые они не выработали раньше.
1. Развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, писать, вести дискуссию, задавать вопросы.
Самое главное при подготовке ребенка к школе - научить его воспринимать информацию, причем как устную, так и письменную (для начала в виде картинок, знаков, схем, символов).
Больше разговаривайте с детьми. Когда куда-нибудь идете, обсуждайте все, что видите: окружающую местность, погоду, животных, птиц, растения и т.д. Рассказывайте обо всем, что интересует ребенка. Это поможет ему и научиться слушать, и формулировать вопросы, и расширить словарный запас.
Читайте книги, после чего обсуждайте героев и ситуации, обязательно просите ребенка пересказать прочитанный отрывок или сказку.
2. Развитие организационных навыков: определять учебную задачу, планировать деятельность, следовать плану действий по решению задачи, проверять результаты, сопоставлять их с задачей. От степени сформированности данных навыков зависит активность детей в учебном процессе.
Начать можно с выработки распорядка дня. После утренних процедур и завтрака проводите с ребенком непродолжительные занятия, чтобы приучать к графику школьника. У него должно быть свое рабочее место со всеми необходимыми принадлежностями, которое ребенок сам будет приводить в порядок.
3. Развитие интеллектуальных навыков подразумевает овладение приемами умственной деятельности. Это - умение сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать, делать вывод и находить связи между предметами, явлениями и действиями.
Подберите ребенку соответствующие развивающие пособия, играйте в игры «Города», «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», учите его сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать, отгадывайте загадки. Вы весело и с пользой проведете время.
4. Формирование простейших математических навыков: обучение счету, развитие пространственного мышления.
Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (лево - право, назад - вперед, вверх - вниз). Выучите счет хотя бы до десяти и геометрические фигуры.
Все эти вышеперечисленные простые действия (счет, чтение, сравнение…) входят в состав более сложных, таких как решение задач по математике, составление сравнительного анализа характера героев по литературе, конспектирование учебного материала по истории и т.д. Поэтому результативность и успешность решения сложных задач во многом будет зависеть от быстроты, безошибочности и степени автоматизма общеучебных навыков.
Личностное развитие ребенка
Освоение общеучебных навыков неразрывно связано с эмоциональным и интеллектуальным уровнем развития ребенка. Многие родители полагают, что наблюдательность, воображение, мышление, память сами выработаются в процессе овладения знаниями. Однако ситуация, скорее, обратная. Без умения мыслить любое учебное занятие превратится в простое копирование, и полученные сведения, в лучшем случае, осядут в памяти на какое-то время. Чем лучше будет развит ребенок психологически, тем быстрее и лучше он освоит учебные навыки.
Сами играйте с детьми в игры, развивающие память и внимание. Для развития памяти нет ничего лучше, чем учить стихи наизусть. Также во время прогулки рассматривайте с ребенком машины во дворе, детей на площадке, птиц и т.п., а придя домой, спрашивайте, сколько их было и какие. Это тоже развивает память и внимание.
Задания на смекалку, головоломки вызовут у ребенка живой интерес. Выполняя их, дети будут учиться обдумывать свои действия, искать ответ, находить разные пути решения. Такие задания способствуют формированию наблюдательности, находчивости, сообразительности.
Игры в лабиринт развивают пространственное мышление. В них дети учатся планировать, принимать решения. Игры в лабиринт повысят усидчивость, сосредоточенность, способность концентрироваться.
Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс?
- фамилию, имя, отчество свои и родителей, кем они работают;
- домашний адрес и номер телефона;
- дни недели, времена года, названия месяцев;
- диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются;
- несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод;
- около 10–15 цветов;
- понятия «часть» и «целое»;
- основные геометрические фигуры;
- буквы и звуки, цифры;
- несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта;
- части тела человека;
- ответ на вопрос «зачем ты идешь в школу?».
Что должен уметь ребенок при поступлении в 1 класс?
- находить отличия между картинками;
- находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по сходным признакам (цвету, назначению, форме и т.д.) и выделять отличающийся;
- отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы;
- правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур;
- уметь считать от 1 до 10 и обратно;
- ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» — «ниже», «справа» — «слева», «за» — «перед») и на листе бумаги;
- рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;
- действовать по заданному образцу.