СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект для выступления на родительском собрании по итогам подготовки будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект для выступления на родительском собрании по итогам подготовки будущих первоклассников»


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Леонид Абрамович Венгер(психолог)

Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.

В подготовку ребенка к школе входит целый комплекс мероприятий, целью которых является развитие определенных навыков. Навыки - это то, что мы делаем автоматически, не задумываясь, и чем пользуемся всю жизнь в любой деятельности. Чем быстрее и лучше ребенок начнет ими овладевать, тем легче ему будет в школе. Условно можно разделить навыки на бытовые, социальные и общеучебные.

Бытовые навыки. Придя в школу, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, пользоваться ножницами, держать ручку и т.д. Развивать бытовые навыки нужно в первую очередь в семье, подключая детей с раннего возраста к домашним делам: убирать постель, игрушки, вещи; что-то вымыть, вытереть пыль; помочь накрыть на стол. Овладение такими несложными операциями положительно скажется на уверенности ребенка в себе, его самостоятельности и, в конечном итоге, на комфортном ощущении себя в любом месте. Полностью освоить бытовые навыки в детском саду невозможно, так как там программы несут скорее познавательную и развивающую функцию.

Социальные навыки - это навыки общежития в коллективе: устанавливать и поддерживать контакт, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, контролировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других, договариваться в конфликтной ситуации, координировать свои действия с действиями других, принимать и оказывать помощь.

Особенное внимание развитию социальных навыков следует уделить родителям, чьи дети не ходят в дошкольные учреждения. Постарайтесь донести до своих детей, что нельзя брать чужие вещи, обижать других, ябедничать, познакомьте их с правила поведения в коллективе. Наблюдайте, как ребенок ведет себя с другими детьми, во время игр и вообще в любых общественных местах.

Умение ребенка позитивно общаться позволит ему быстро освоиться в школе и в дальнейшем комфортно чувствовать себя и жить в обществе.

Общеучебные навыки. Низкий уровень развития общеучебных навыков у дошкольников обычно является причиной низкой успеваемости их в школе. Дети отстают от своих одноклассников по той причине, что все их силы направлены не на усваивание учебного материала, а на техническое совершенствование навыков, которые они не выработали раньше.

1. Развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, писать, вести дискуссию, задавать вопросы.

Самое главное при подготовке ребенка к школе - научить его воспринимать информацию, причем как устную, так и письменную (для начала в виде картинок, знаков, схем, символов).

Больше разговаривайте с детьми. Когда куда-нибудь идете, обсуждайте все, что видите: окружающую местность, погоду, животных, птиц, растения и т.д. Рассказывайте обо всем, что интересует ребенка. Это поможет ему и научиться слушать, и формулировать вопросы, и расширить словарный запас.

Читайте книги, после чего обсуждайте героев и ситуации, обязательно просите ребенка пересказать прочитанный отрывок или сказку.

2. Развитие организационных навыков: определять учебную задачу, планировать деятельность, следовать плану действий по решению задачи, проверять результаты, сопоставлять их с задачей. От степени сформированности данных навыков зависит активность детей в учебном процессе.

Начать можно с выработки распорядка дня. После утренних процедур и завтрака проводите с ребенком непродолжительные занятия, чтобы приучать к графику школьника. У него должно быть свое рабочее место со всеми необходимыми принадлежностями, которое ребенок сам будет приводить в порядок.

3. Развитие интеллектуальных навыков подразумевает овладение приемами умственной деятельности. Это - умение сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать, делать вывод и находить связи между предметами, явлениями и действиями.

Подберите ребенку соответствующие развивающие пособия, играйте в игры «Города», «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», учите его сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать, отгадывайте загадки. Вы весело и с пользой проведете время.

4. Формирование простейших математических навыков: обучение счету, развитие пространственного мышления.

Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (лево - право, назад - вперед, вверх - вниз). Выучите счет хотя бы до десяти и геометрические фигуры.

Все эти вышеперечисленные простые действия (счет, чтение, сравнение…) входят в состав более сложных, таких как решение задач по математике, составление сравнительного анализа характера героев по литературе, конспектирование учебного материала по истории и т.д. Поэтому результативность и успешность решения сложных задач во многом будет зависеть от быстроты, безошибочности и степени автоматизма общеучебных навыков.

Личностное развитие ребенка

Освоение общеучебных навыков неразрывно связано с эмоциональным и интеллектуальным уровнем развития ребенка. Многие родители полагают, что наблюдательность, воображение, мышление, память сами выработаются в процессе овладения знаниями. Однако ситуация, скорее, обратная. Без умения мыслить любое учебное занятие превратится в простое копирование, и полученные сведения, в лучшем случае, осядут в памяти на какое-то время. Чем лучше будет развит ребенок психологически, тем быстрее и лучше он освоит учебные навыки.

Сами играйте с детьми в игры, развивающие память и внимание. Для развития памяти нет ничего лучше, чем учить стихи наизусть. Также во время прогулки рассматривайте с ребенком машины во дворе, детей на площадке, птиц и т.п., а придя домой, спрашивайте, сколько их было и какие. Это тоже развивает память и внимание.

Задания на смекалку, головоломки вызовут у ребенка живой интерес. Выполняя их, дети будут учиться обдумывать свои действия, искать ответ, находить разные пути решения. Такие задания способствуют формированию наблюдательности, находчивости, сообразительности.

Игры в лабиринт развивают пространственное мышление. В них дети учатся планировать, принимать решения. Игры в лабиринт повысят усидчивость, сосредоточенность, способность концентрироваться.

Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс?

- фамилию, имя, отчество свои и родителей, кем они работают;

- домашний адрес и номер телефона;

- дни недели, времена года, названия месяцев;

- диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются;

- несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод;

- около 10–15 цветов;

- понятия «часть» и «целое»;

- основные геометрические фигуры;

- буквы и звуки, цифры;

- несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта;

- части тела человека;

- ответ на вопрос «зачем ты идешь в школу?».

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

- находить отличия между картинками;

- находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по сходным признакам (цвету, назначению, форме и т.д.) и выделять отличающийся;

- отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы;

- правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур;

- уметь считать от 1 до 10 и обратно;

- ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» — «ниже», «справа» — «слева», «за» — «перед») и на листе бумаги;

- рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;

- действовать по заданному образцу.