МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» п. Нейво – Рудянка
по совершенствованию речевых навыков в старшей группе детей в возрасте 4-5 лет,
«Сретенье. Встреча Весны и Зимы».
МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» п. Нейво – Рудянка
по совершенствованию речевых навыков в старшей группе для детей в возрасте 4-5 лет,
по теме «Сретенье. Встреча Весны и Зимы».
Группа | Старшая группа , возраст детей 4- 5 лет |
Предмет | Логопедическое занятие |
Тема занятия | Сретенье. Встреча Весны и Зимы. |
Цель образовательной деятельности: | Совершенствование речевых навыков Актуализация и систематизация знания детей о календаре, сезонных природных явлениях, знакомство с народным календарем, и традициями русской народной культуры. |
Формы образовательной деятельности | игровые проблемные ситуации, которые содержат в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Творческое развитие». |
Развивающая цель | Создание благоприятные условия для: - накопления у детей конкретных преставлений о календаре и сезонных природных явлениях, знакомство с народным календарем, приметами, пословицами и поговорками про зиму и весну, ярморочным театром «Вертеп»; - развитие мелкой и крупной моторик, скоординированных движений; - развития лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания; - расширения словарного запаса; - развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, синтеза; - развития слухового внимания, вербального мышления; - развития умения интонационно окрашивать свою речь; - развитие произносительной стороны речи; |
Воспитательная цель | - приобщение к русской народной культуре, воспитание любви к традициям и обычаям; - способствовать воспитанию самостоятельности и инициативности; - увеличивать интерес к занятиям с логопедом через использование занимательных заданий; - развивать творческий потенциал и опыт ребенка, посредством театральных игр. |
Используемые педагогические технологии | - здоровьесберегающие; - игровые технологии; - ИКТ технологии. |
Планируемые результаты |
Предметные | -различать в слове звуки по их признакам, выделять звук в слове; -классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки предмета) |
Метапредметные |
Личностные учебные действия | - способствовать формированию положительного морально-этического опыта; - развитие и стимулирование познавательного интереса; - развитие самостоятельности в деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; - формирование установки на результат в деятельности. |
Коммуникативные учебные действия | - активное использование речевых средств для решения задач; - умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами; - умение слушать собеседника. |
Регулятивные учебные действия | - принятие цели и произвольное включение в деятельность; - оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; - формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля; |
Познавательные действия | - расширение лингвистического кругозора; - развитие слухового внимания, вербального мышления; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера; - умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова. |
Оборудование для педагога и учеников | Музыкальная колонка, микрофон, аудиозаписи голосов птиц, подборка тематических картинок для сопровождения заданий и сообщения на тему занятия, театр «Вертеп», куклы для театральных сценок «Зима» и «Весна», заготовки с цветочками и снежинками со скороговорками. |
Этапы занятия | Продолжительность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формирование УУД |
Организационно - мотивационный этап. |
Организационный момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, вы уже догадались? Да, сегодня у нас на занятии есть гости, но это не просто наши гости, это наши зрители! Мы же хотели поиграть с вами в театр? А как же в театре и без зрителей? Они очень хотели прийти к нам в гости и посмотреть на нас. Давайте тихонечко повернемся, помашем им рукой и скажем, здравствуйте… | Здороваются с логопедом и гостями | Личностные: мотивация деятельности |
Введение в тему | 1 мин | Вот сегодня и правда очень необычный день! Вы знаете, я сегодня шла на работу, по улице и слышала, как чирикали птички! Кто чирикал, кто пищал, я даже немного запуталась, что за птички кричали. Вот так повторяйте, за мной! Пальчиковая гимнастика: Складываем ладошки в виде птичек: на правой с хохолком (растопырив пальцы), а на левой головка круглая (пальцы сжаты). Птички открывают клювики и разговаривают - Чив! Чив! Чик-чирик! После меняем птичек на руках и повторяем слова. | Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики с элементами нейрогимнастики. | Личностные: Развитие мелкой и крупной моторик, скоординированных движений. |
Актуализация знаний | 2 мин | А вы умеете распознавать птиц по голосу? Игра «Узнай птицу по голосу» (звучат записи голосов птиц) | Дети определяют птиц по голосу и отвечают. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме |
Определение темы занятия | 1 мин | Молодцы! Всех узнали! Так вот птички, которых я сегодня видела, они такие, одна – черненькая, маленькая, с желтой грудкой и белыми щечками, забыла, как же она называется? Верно – синичка! А вторая тоже черненькая, только грудка у нее красная, ой, да как же ее название? Точно, снегирь! Так вот синичка так весело пищала – Сретенье! А снегирь так важно ей отвечал – Сретенье! А вы ребята, знаете, что это такое они говорили? Что значит это слово? Вот об этом мы сегодня будем говорить. | Предположения детей, ответы. Формулируют тему занятия | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий. |
Операционно - исполнительский этап |
Сообщение новых знаний | 2 мин | Название «Сретение» на старославянском языке означает «встреча». В народе этот день называют также первой встречей весны и зимы — считается, что Сретение или еще называют Зимобор первый спор весны с зимою. Считается что после этого дня морозы уже идут на убыль и скоро можно ожидать дыхания теплого весеннего ветра. Солнце ярило с этого дня набирает силу и становится сильнее (Логопед выносит и ставит на стол двух кукол из картона символизирующих весну и зиму.) | Внимательно слушают. | Познавательные: Расширение лингвистического кругозора; - развитие слухового внимания, вербального мышления; Коммуникативные: умение слушать собеседника |
Актуализация знаний | 1 мин | Вот кто к нам сегодня пожаловал! Назовите мне их имена! А сейчас скажите, на какой звук начинается слово «Весна»? А на какой звук начинается слово «Зима»? Уважим наших гостьюшек и давайте им придумаем для весны слова на «В», а для зимы слова на «З». | Отвечают на вопросы. Называют Весну и Зиму. Определяют указанные звуки. Отвечают на вопрос. - «В» - «З» Ответы детей. Называют слова. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова. |
Динамическая пауза – игра на движение | 1 мин | А сейчас вставайте на ножки давайте попробуем изобразить походку нашей гостьи Зимы, пойдем по кругу. А в обратную сторону мы пойдем как наша вторая гостья Весна. (звучит зимняя и весенние мелодии) | Дети идут по кругу сначала в одну сторону, изображая походку Зимы, потом в обратную изображая походку Весны. | Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей; формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений; |
Игры на тематику занятия | 1 мин | А сейчас мы дружно вместе, сядем на свое место! Посмотрите! Такие разные два времени года! Игра «Скажи наоборот». Зимой дни холодные, а весной (тёплые) Зимой снег чистый, а весной (грязный). Зимой дни короткие, а весной (длинные). Зимой солнце тусклое, а весной (яркое). Зимой небо серое, а весной (голубое). Зимой солнце низкое, а весной (высокое). | Отвечают на вопрос. Подбирают и называют антонимы. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки предмета) |
Игра на тематику занятия | 2 мин | А вот что про них люди говорят в пословицах и поговорках: Объясните мне, что значат эти слова? (на экране включаются картинки с пословицами) Весенний день целый год кормит. Готовили с этого дня все весенние орудия труда, для работы в поле. На Сретенье шуба да кафтан встречаются! Ребята, а вы какую одежду носите зимой, а раньше носили шубу. А что вы носите весной, какую верхнюю одежду? А раньше она называлась кафтан. Погода на улице то холодная, то теплая, из-за спора весны и зимы люди все время путаются что же надеть! | Отвечают на вопросы, объясняют значение. -пуховик, комбинезон - куртку, ветровку Отвечают на вопросы, объясняют значение. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища и высказывать своё предположение. Развитие лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания. |
Динамическая пауза. игра с элементами нейрогимнастики | 2 мин | Игра «Нос, пол, потолок» Я вам показываю движения и называю их, а вы должны показывать только то, что я говорю. Я могу вас путать, показывать одно, а говорить другое. Главное не запутаться! Готовы? - Нос! (указываем пальчиком на нос) - Пол! (указываем пальчиком вниз) - Потолок! (указываем пальчиком вверх) | Дети выполняют движения по команде ведущего взрослого. | Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей; формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений; |
Игра на тематику занятия | 1 мин | Ох, весна, да зима вот спорят и спорят, эти девчонки, между собой. А народ наблюдает, да все примечает! Есть у этого дня и свои приметы: попробуйте продолжить мою строчку и назвать примету! А вы наши гости, не скучайте, а ребятам помогайте! Если холод да мороз, будет хлеба целый …воз! Если снег идет с небес, то весною жди ….чудес! Ветер дует точно знай – будет ягод …урожай! Пасмурно и облака –не торопится …Весна! Вот погода какова и весна…такова! Какая ребята сегодня погода? Значит и весна у нас такая будет. | Подбирают рифму. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища и высказывать своё предположение. Познавательные: умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова. |
Игра на тематику занятия | 2 мин | Есть еще и Скороговорки. (Логопед достает снежинки и цветочки на которых написаны скороговорки) Мы с вами на занятиях их говорим, у кого хорошо получается, кто покажет, как уже научился быстро говорить? «Цветут весной цветы, поют весной скворцы» «Три сороки тараторки – тараторили на горке» «Летит скворец - зиме конец» | Проговаривают скороговорки в микрофон | Совершенствование речевых умений. Коммуникативное: активное использование речевых средств для решения задач. Развитие произносительной стороны речи. |
Динамическая пауза. Игра на тематику занятия. | 2 мин | В этот день весну кликали, гукали, аукали! Хороводы водили! Вставайте в круг, в большой хоровод, да за мной движенья повторяйте! Заклички. Эй, веселый народ, Собирайся в хоровод! Станем кругом ходить, Да весну веселить! Ау! Ау! Приходи весна! Гу-ГУ-ГУ Уходи зима!! Нам зиму гукать, а весну аукать! Логоритмика «Весенний хоровод» | Дети кричат заклички и водят хоровод, повторяя движения за педагогом. | Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей; формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений; |
Творческий этап | 4 мин | (Звучит музыка для начала выступления) А еще в этот день устраивали люди гулянья, уличные забавы, ярмарки. Особенно любили дети в эти дни ярморочный театр «Вертеп». Вот и наши ребята вместе с их родителями приготовили забавные потешки, вам на радость нам на удовольствие! Внимание, внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Театр тебя наш зовет! Кому сказочку скажу, кому две, а кто и сам расскажет мне! (Логопед одевает на руку кукол и разыгрывает маленькую сценки –диалог Весны и Зимы) - Здравствуй, Авдотьюшка – зимушка! - Здравствуй Матрена – весенюшка! Ты зачем, ко мне, явилась? Знаешь, ты поторопилась. Я – Зима-красавица. Мне тут очень нравится. Весна: Не злись ты, Зимушка-Зима, Уже прошла твоя пора. На меня ты не сердись лучше рядышком садись! Всем на удивление начинается представление! Приглашаем мы актеров на нашу маленькую сцену. | Выступление детей с потешками и куклами изготовленными своими руками вместе с родителями. | Личностные: проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; устойчивое следование в поведении социальным нормам; развитие лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания; развитие умения интонационно окрашивать свою речь; |
Подведение итогов занятия | 1 мин | Ай, да малыши. Порадовали, удивили – И громкие аплодисменты Заслужили! Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, но спросить у вас хочу, во что мы сегодня играли? Кого встречали? А кого провожали? Похвалить хочу я вас! Вы ребята просто класс! Вам спасибо говорю и за театр вас благодарю! А нашим зрителям понравилось? (Гостям предоставляют слово) Вот настал момент прощанья, Будет кратка моя речь, Говорю всем: «До свиданья! До счастливых, новых встреч!» Будьте веселы, здоровы, Всем дарите добрый свет, Приходите в гости снова… И живите до ста лет! | Отвечают и делятся впечатлениями. | Развитие умения анализировать свои эмоции |