СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового логопедического занятия в старшей группе, тема "Сретенье. Встреча Зимы и Весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия в старшей группе, тема "Сретенье. Встреча Зимы и Весны"»

МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» п. Нейво – Рудянка


Технологическая карта логопедического занятия

по совершенствованию речевых навыков в старшей группе детей в возрасте 4-5 лет,

по теме

«Сретенье. Встреча Весны и Зимы».


учитель – логопед

Смирнова Анна Владимировна




МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» п. Нейво – Рудянка

Технологическая карта логопедического занятия

по совершенствованию речевых навыков в старшей группе для детей в возрасте 4-5 лет,

по теме «Сретенье. Встреча Весны и Зимы».

учитель – логопед Смирнова Анна Владимировна


Группа

Старшая группа , возраст детей 4- 5 лет

Предмет

Логопедическое занятие

Тема занятия

Сретенье. Встреча Весны и Зимы.

Цель образовательной деятельности:

Совершенствование речевых навыков Актуализация и систематизация знания детей о календаре, сезонных природных явлениях, знакомство с народным календарем, и традициями русской народной культуры.


Формы образовательной деятельности


игровые проблемные ситуации, которые содержат в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Творческое развитие».

Развивающая цель



Создание благоприятные условия для:

- накопления у детей конкретных преставлений о календаре и сезонных природных явлениях, знакомство с народным календарем, приметами, пословицами и поговорками про зиму и весну, ярморочным театром «Вертеп»;

- развитие мелкой и крупной моторик, скоординированных движений;

- развития лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания;

- расширения словарного запаса;

- развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, синтеза;

- развития слухового внимания, вербального мышления;

- развития умения интонационно окрашивать свою речь;

- развитие произносительной стороны речи;

Воспитательная цель

- приобщение к русской народной культуре, воспитание любви к традициям и обычаям;

- способствовать воспитанию самостоятельности и инициативности;

- увеличивать интерес к занятиям с логопедом через использование занимательных заданий;

- развивать творческий потенциал и опыт ребенка, посредством театральных игр.


Используемые педагогические технологии

- здоровьесберегающие;

- игровые технологии;

- ИКТ технологии.

Планируемые результаты

Предметные


-различать в слове звуки по их признакам, выделять звук в слове;

-классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки предмета)

Метапредметные

Личностные учебные действия

- способствовать формированию положительного морально-этического опыта;

- развитие и стимулирование познавательного интереса;

- развитие самостоятельности в деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- формирование установки на результат в деятельности.

Коммуникативные учебные действия

- активное использование речевых средств для решения задач;

- умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами;

- умение слушать собеседника.

Регулятивные учебные действия

- принятие цели и произвольное включение в деятельность;

- оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей;

- формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля;

Познавательные действия

- расширение лингвистического кругозора;

- развитие слухового внимания, вербального мышления;

- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Оборудование для педагога и учеников

Музыкальная колонка, микрофон, аудиозаписи голосов птиц, подборка тематических картинок для сопровождения заданий и сообщения на тему занятия, театр «Вертеп», куклы для театральных сценок «Зима» и «Весна», заготовки с цветочками и снежинками со скороговорками.

Этапы занятия

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формирование УУД

Организационно - мотивационный этап.

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, вы уже догадались? Да, сегодня у нас на занятии есть гости, но это не просто наши гости, это наши зрители! Мы же хотели поиграть с вами в театр? А как же в театре и без зрителей? Они очень хотели прийти к нам в гости и посмотреть на нас. Давайте тихонечко повернемся, помашем им рукой и скажем, здравствуйте…

Здороваются с логопедом и гостями

Личностные: мотивация деятельности

Введение в тему






1 мин







Вот сегодня и правда очень необычный день! Вы знаете, я сегодня шла на работу, по улице и слышала, как чирикали птички! Кто чирикал, кто пищал, я даже немного запуталась, что за птички кричали. Вот так повторяйте, за мной! Пальчиковая гимнастика: Складываем ладошки в виде птичек: на правой с хохолком (растопырив пальцы), а на левой головка круглая (пальцы сжаты). Птички открывают клювики и разговаривают

- Чив! Чив! Чик-чирик! После меняем птичек на руках и повторяем слова.

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики с элементами нейрогимнастики.

Личностные: Развитие мелкой и крупной моторик, скоординированных движений.

Актуализация знаний

2 мин

А вы умеете распознавать птиц по голосу?

Игра «Узнай птицу по голосу»

(звучат записи голосов птиц)

Дети определяют птиц по голосу и отвечают.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме

Определение темы занятия

1 мин

Молодцы! Всех узнали! Так вот птички, которых я сегодня видела, они такие, одна – черненькая, маленькая, с желтой грудкой и белыми щечками, забыла, как же она называется? Верно – синичка!

А вторая тоже черненькая, только грудка у нее красная, ой, да как же ее название? Точно, снегирь! Так вот синичка так весело пищала – Сретенье! А снегирь так важно ей отвечал – Сретенье!

А вы ребята, знаете, что это такое они говорили? Что значит это слово? Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Предположения детей, ответы. Формулируют тему занятия

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме



Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

Операционно - исполнительский этап

Сообщение новых знаний




2 мин

Название «Сретение» на старославянском языке означает «встреча». В народе этот день называют также первой встречей весны и зимы — считается, что Сретение или еще называют Зимобор первый спор весны с зимою. Считается что после этого дня морозы уже идут на убыль и скоро можно ожидать дыхания теплого весеннего ветра. Солнце ярило с этого дня набирает силу и становится сильнее (Логопед выносит и ставит на стол двух кукол из картона символизирующих весну и зиму.)

Внимательно слушают.




Познавательные:

Расширение лингвистического кругозора;

- развитие слухового внимания, вербального мышления;

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Актуализация знаний


1 мин

Вот кто к нам сегодня пожаловал!

Назовите мне их имена!

А сейчас скажите, на какой звук начинается слово «Весна»?

А на какой звук начинается слово «Зима»?

Уважим наших гостьюшек и давайте им придумаем

для весны слова на «В»,

а для зимы слова на «З».

Отвечают на вопросы. Называют Весну и Зиму.

Определяют указанные звуки. Отвечают на вопрос.

- «В»

- «З»

Ответы детей. Называют слова.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Динамическая пауза – игра на движение

1 мин


А сейчас вставайте на ножки давайте попробуем изобразить походку нашей гостьи Зимы, пойдем по кругу. А в обратную сторону мы пойдем как наша вторая гостья Весна.

(звучит зимняя и весенние мелодии)

Дети идут по кругу сначала в одну сторону, изображая походку Зимы, потом в обратную изображая походку Весны.

Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей; формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений;

Игры на тематику занятия

1 мин

А сейчас мы дружно вместе, сядем на свое место! Посмотрите! Такие разные два времени года!

Игра «Скажи наоборот».

Зимой дни холодные, а весной (тёплые)

Зимой снег чистый, а весной (грязный).

Зимой дни короткие, а весной (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).

Зимой небо серое, а весной (голубое).

Зимой солнце низкое, а весной (высокое).


Отвечают на вопрос. Подбирают и называют антонимы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки предмета)

Игра на тематику занятия

2 мин

А вот что про них люди говорят в пословицах и поговорках:

Объясните мне, что значат эти слова? (на экране включаются картинки с пословицами)

Весенний день целый год кормит.

Готовили с этого дня все весенние орудия труда, для работы в поле.

На Сретенье шуба да кафтан встречаются!

Ребята, а вы какую одежду носите зимой, а раньше носили шубу.

А что вы носите весной, какую верхнюю одежду?

А раньше она называлась кафтан.

Погода на улице то холодная, то теплая, из-за спора весны и зимы люди все время путаются что же надеть!






Отвечают на вопросы, объясняют значение.



-пуховик, комбинезон

- куртку, ветровку

Отвечают на вопросы, объясняют значение.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища и высказывать своё предположение.

Развитие лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания.


Динамическая пауза. игра с элементами нейрогимнастики

2 мин

Игра «Нос, пол, потолок» Я вам показываю движения и называю их, а вы должны показывать только то, что я говорю. Я могу вас путать, показывать одно, а говорить другое. Главное не запутаться! Готовы?

- Нос! (указываем пальчиком на нос)

- Пол! (указываем пальчиком вниз)

- Потолок! (указываем пальчиком вверх)

Дети выполняют движения по команде ведущего взрослого.

Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей;

формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений;

Игра на тематику занятия

1 мин

Ох, весна, да зима вот спорят и спорят, эти девчонки, между собой. А народ наблюдает, да все примечает! Есть у этого дня и свои приметы: попробуйте продолжить мою строчку и назвать примету! А вы наши гости, не скучайте, а ребятам помогайте!

Если холод да мороз, будет хлеба целый …воз!

Если снег идет с небес, то весною жди ….чудес!

Ветер дует точно знай – будет ягод …урожай!

Пасмурно и облака –не торопится …Весна!

Вот погода какова и весна…такова!

Какая ребята сегодня погода? Значит и весна у нас такая будет.


Подбирают рифму.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища и высказывать своё предположение. Познавательные: умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Игра на тематику занятия

2 мин

Есть еще и Скороговорки. (Логопед достает снежинки и цветочки на которых написаны скороговорки) Мы с вами на занятиях их говорим, у кого хорошо получается, кто покажет, как уже научился быстро говорить?

«Цветут весной цветы, поют весной скворцы»

«Три сороки тараторки – тараторили на горке»

«Летит скворец - зиме конец»

Проговаривают скороговорки в микрофон

Совершенствование речевых умений.

Коммуникативное: активное использование речевых средств для решения задач.

Развитие произносительной стороны речи.

Динамическая пауза. Игра на тематику занятия.

2 мин

В этот день весну кликали, гукали, аукали! Хороводы водили! Вставайте в круг, в большой хоровод, да за мной движенья повторяйте! Заклички. Эй, веселый народ,

                           Собирайся в хоровод!

Станем кругом ходить,

                           Да весну веселить!


Ау! Ау! Приходи весна! Гу-ГУ-ГУ Уходи зима!! Нам зиму гукать, а весну аукать!


Логоритмика «Весенний хоровод»

Дети кричат заклички и водят хоровод, повторяя движения за педагогом.

Регулятивные: произвольное включение в деятельность; организация игровых действий в соответствии с поставленной задачей;

формирование самоконтроля и взаимоконтроля; развитие крупной моторики, скоординированных движений;

Творческий этап

4 мин

(Звучит музыка для начала выступления)

А еще в этот день устраивали люди гулянья, уличные забавы, ярмарки. Особенно любили дети в эти дни ярморочный театр «Вертеп». Вот и наши ребята вместе с их родителями приготовили забавные потешки, вам на радость нам на удовольствие!

Внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Театр тебя наш зовет!

Кому сказочку скажу, кому две,

а кто и сам расскажет мне!

(Логопед одевает на руку кукол и разыгрывает маленькую сценки –диалог Весны и Зимы)

- Здравствуй, Авдотьюшка – зимушка!

- Здравствуй Матрена – весенюшка! Ты зачем, ко мне, явилась? Знаешь, ты поторопилась.

Я – Зима-красавица. Мне тут очень нравится.

Весна: Не злись ты, Зимушка-Зима,

Уже прошла твоя пора. На меня ты не сердись лучше рядышком садись! Всем на удивление начинается представление! Приглашаем мы актеров на нашу маленькую сцену.

Выступление детей с потешками и куклами изготовленными своими руками вместе с родителями.

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

развитие лексико-грамматической стороны речи путем тренировки самостоятельного высказывания;

развитие умения интонационно окрашивать свою речь;

Подведение итогов занятия

1 мин

Ай, да малыши.

Порадовали, удивили –

И громкие аплодисменты

Заслужили!

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, но спросить у вас хочу, во что мы сегодня играли? Кого встречали? А кого провожали? Похвалить хочу я вас! Вы ребята просто класс!

Вам спасибо говорю и за театр вас благодарю!

А нашим зрителям понравилось?

(Гостям предоставляют слово)

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка моя речь,

Говорю всем: «До свиданья!

До счастливых, новых встреч!»

 Будьте веселы, здоровы,

Всем дарите добрый свет,

Приходите в гости снова…

И живите до ста лет!



Отвечают и делятся впечатлениями.

Развитие умения анализировать свои эмоции