СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Земля – наш общий дом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить и расширить знания понятий природа, дать знания о связи живой и неживой природы.  Учить самостоятельно  находить причинно-следственные связи и делать выводы после проведенного экспериментирования

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Земля – наш общий дом»»





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Дружные ребята» г.Бахчисарай Республики Крым







Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с приоритетом речевого, экологического, морально-этического развития на основе педагогического наследия

В.А. Сухомлинского

для детей среднего дошкольного возраста

на тему: «Земля – наш общий дом»





Воспитатель: Небиева З.М.



г. Бахчисарай, 2016г.





Цель: уточнить и расширить знания понятий природа, дать знания о связи живой и неживой природы. Учить самостоятельно находить причинно-следственные связи и делать выводы после проведенного экспериментирования

Задачи:

1. Обучающие:

-уточнить и закрепить знания о живой и неживой природе;

-добиваться понимания того, что здоровье человека связано с экологией планеты;

-создать условия для экспериментирования;

-формировать умение находить причинно-следственные связи и самостоятельно делать выводы;

-развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения;

-формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое;

-развивать творческое воображение;

-совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы.

2. Развивающие:

-развивать связную речь дошкольников;

-активизировать словарный запас;

-систематизировать знания детей о природе;

-закрепить умение отгадывать загадки;

-развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;

-тренировать аналитическое мышление, внимание, находить оригинальные решения;

-воспитывать интерес к художественной литературе.

3. Воспитывающие:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-формировать доброжелательность в общении;

-заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Материал: средства ЭОР и ИКТ, изображение планеты Земля, дидактическая игра «Живая природа Земли», картинки-фишки «живое-неживое», кусочки мела, стаканчики с водой, на каждого ребенка по 2 карточки-маски, выражающие радость, грусть, волшебная палочка, аудиозапись песен.

Предварительная работа: чтение произведений В.А. Сухомлинского, заучивание стихотворений, моделирование ситуаций, беседы о красоте природы и бережном к ней отношении, детское художественное творчество.

Словарь: природа Земли, будущие поколения, экология, часть природы, гостеприимство, независимо от человека.

Работа с родителями: оформление выставки детского творчества совместно с родителями по произведениям В.А. Сухомлинского; оформление папки для родителей «Знакомим детей с произведениями В.А. Сухомлинского».

Ход НОД:

Воспитатель:

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовется этот дом!

- Ребята, посмотрите на мольберт, что вы видите?

Д: Планету.

В: А как зовут эту планету?

Д: Земля.

В: Скажите, пожалуйста, природа Земли создана руками человека?

Д: Нет, природа существует независимо от человека. Человек – это часть природы.

В: Ребята, а какая существует на Земле природа?

Д: Живая и неживая.

В: Правильно! А что мы называем живой природой?

Д: Все, что рождается, питается, растёт, дышит, умеет двигаться – это живая природа. Это люди, животные, растения, рыбы, птицы, насекомые Дидактическая игра «Живая природа Земли».

(приглашается 6 человек, каждому дается задание выбрать пазлы по частям живой природы и составить целостное изображение. В конце все собранные изображения располагаются вокруг фотографии планеты Земля).

-Ребята, а какие условия нужны на нашей планете, чтобы существовала живая природа?

Работа по мнемотаблицам:

Д: Всему живому нужен свет, тепло, вода, воздух, еда. Природа дает всему живому то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки:

• Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

Солнце

(Воспитатель вывешивает символы)

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? Нет

- Почему? ( Ответы детей.)


• Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

(Воздух)

- А без воздуха можем мы прожить? Нет

- Почему вы так думаете? Воздух нужен для дыхания.

- Человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

(Воспитатель вывешивает пустой лист бумаги).

- Почему на картинке ничего не изображено?

- Потому что воздух – невидимый. А можно ли поймать воздух?

-Конечно, нет!

-Не так категорично! Сейчас я вас научу

Игра «Поймай воздух»( с полиэтиленовыми пакетами).


• Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

(Вода)

- Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная.Сможем мы прожить без воды? Почему? Ответы детей

- Без воды невозможно существования всего живого.

- Вот, что даёт природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце, скоро зажурчат ручьи. Будем жить и радоваться…А еще будем продолжать наше занятие…

В: Скажите, что относится к неживой природе.

Д: Неживая природа – это камни, вода, песок, снег, дождь, земля.

В: Правильно.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Живое – неживое». Перед вами карточки-картинки, вы должны их разложить в две коробочки «Живая природа», «Неживая природа» и объяснить свой выбор.

Молодцы! А сейчас превратимся в исследователей и поэкспериментируем. Я приглашаю вас подойти к столам: вы видите на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой.

Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет? (Ответы детей).

Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? (Ответы детей).

В: Правильно, вода осталась водой.

А что будет с бабочкой, жучком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Д: Погибнут.

В: Да ребята. А сейчас посмотрите на этот лист бумаги с приколотой к нему иголкой бабочкой. Какую историю это вам напоминает?

Д: Рассказ Василия Сухомлинского «Он только живой красивый», где мальчик поймал красивую бабочку Махаон и приколол её иглой к листу бумаги.

В: Дети, как вы думаете, зачем мальчик поймал бабочку?

Д: Чтобы красота всегда была рядом и можно было любоваться ею в любую минуту.

В: Что случилось с бабочкой?

Д: Махаон погиб, крылышки потускнели, а по брюшку ползали муравьи.

В: Что понял тогда мальчик?

Д: Мальчик понял, что Махаон красив, только когда живой, когда крылышки его дрожат на цветке, а не на листке бумаги.

В: Правильно ребята! Все живое имеет право на жизнь. Все – от маленькой бабочки до большущего слона – хотят жить и имеют на это право!

(на экране появляются картинки природы, под пение птиц, проводится

психогимнастика « Бабочка и цветок» в парах).

-Ребята, а сейчас мы с вами понаблюдаем за двумя девочками, Олей и Лидой, которые гуляли по лесу…

Драматизация рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед Соловушкой».

Как вы думаете, кто из девочек поступил правильно, Оля или Лида? Что случится с природой Земли, если будет много таких как Оля? Почему рассказ называется «Стыдно перед Соловушкой?»

Д: Потому что девочки в гостях у Соловушки, он – житель этого леса. В гостях надо быть вежливым, порядочным, доброжелательным, культурным. Если каждый гость будет мусорить, лес погибнет от мусора, не станет ничего живого: ни птиц, ни насекомых, ни зверей.

В: Мы должны заботиться об экологии, чтобы сохранить планету здоровой для будущих поколений. Человек на земле- самое умное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы нашей планеты.

В наших сердечках должна жить любовь к Земле, к природе, ведь когда любишь, обязательно бережёшь…

Это только кажется, что можно все купить…

Ребёнок:

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Пароход и самолёт.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрячешь в кошелёк

Родничок и тополёк…


(Под сопровождение звуков природы проводится

психогимнастика «Искорка в сердце» (участвуют и гости), во время которой дети дарят гостям бабочек, предварительно сделанных своими руками).

В: Теперь я просто уверенна, что вы сможете дать правильную оценку поступкам, которые я буду показывать…

Игра «Оцени поступок»

В: Разобраться в ситуациях вам помогут Улыбашка и Несмяшка: если поступок хороший и добрый, показывайте Улыбашку, а если поступок злой и жестокий, показывайте Несмеяшку.

(На экране появляются картинки: девочка насыпала в кормушку зерен; мальчик выстрелил в гнездо из рогатки; девочка полила цветы; мальчик бросил камень в щенка; мальчик посадил дерево; девочка потянула котенка за хвост; мальчик покормил рыбок в аквариуме…)

В: Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что искорка добра и любви ко всему живому прочно живёт в ваших сердечках.

А теперь, представим, что мы – волшебники. Передавая друг другу цветик-семицветик, каждый из вас должен сказать, что бы он сделал для Земли, отрывая волшебный лепесток…

Проводится речевая игра «Если бы я был волшебником».

(Возможные варианты: если бы я был волшебником, то из труб заводов вылетал бы чистый кислород; из выхлопных труб машин сыпались бы цветы; зимой кормушки у птиц всегда бы были полны угощений; на Земле всегда бы было тепло; на Земле бы не было войны).

В: Здорово! Вот сейчас мы нарисуем картинку, которую хотим видеть всегда.

Подвижная игра «Рады солнцу»: на белой ткани дети выкладывают плоскостные фигуры солнца, птиц, облаков, цветов, деревьев, бабочек).

Вот такой мы хотим видеть нашу Землю всегда: цветущей, зеленой, доброй, уютной, солнечной!

 Наша планета действительно очень красивая. Даже страшно подумать, что эта красота может исчезнуть навсегда. Как вы думаете, а почему она может исчезнуть?

Дети:

- Потому, что люди вырубают деревья.

- Загрязняют реки, озёра.

- Отлавливают животных, птиц, рыбу.

- Загрязняют воздух.

В: Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась общим уютным домом для всего живого!

Под песню С. Насауленко «Расцветай, милый край!» дети приглашают в круг гостей и ведут « хоровод дружбы».