СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку математики "задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку математики "задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц."

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку математики "задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц."»

Конспект урока математики

Класс: 1

УМК: «Школа России».

Тема: задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Тип: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия для применения учащимися своих знаний и умений о задачах на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (уметь самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою собственную деятельность).

  • Коммуникативные: уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог; анализировать информацию; работать в парах и группах.

  • Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

  • Предметные: уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий; ориентироваться в понятиях «увеличить (уменьшить) на …»; решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: школьная доска, учебник, тетрадь, проектор, дидактический материал.

Этапы

Содержание

Организационный этап

Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Тогда вы легко отгадаете мою загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится:

Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)

Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, пенал, рабочая тетрадь, дневник, листочки в клетку и оценочные листы.

С ними вы будете работать целый урок, так что далеко не убирайте их.

Актуализация знаний







































































Постановка цели и задач










Обобщение и закреплений знаний и способов действий



Сейчас я предлагаю выполнить арифметический диктант. Пододвиньте к себе листочки в клетку.

Запишите в строчку, через клеточку только ответы.

какое число на 1 больше, чем 9? (10).

какое число на 1 меньше 7? (6).

7 плюс 2. (9).

6 минус 2. (4).

10 уменьшить на 2. (8).

5 увеличить на 2. (7).

А теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг друга по образцу, который представлен на экране.

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки?

У кого сделана одна, две ошибки?

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Переверните листки, которые я сейчас вам выдала. На листах у вас находится 3 домика, вам нужно в пустые окошки вставить недостающие числа. Первый домик мы заполним все вместе

Число 5 состоит из 3 и …? Какое число мы должны вставить? (2).

Чтобы нам найти недостающее число, что нам нужно сделать в данном случае?

(Из большего вычесть меньшее). Значит из 5 нужно вычесть 3 и получится 2.

Какое число мы вставим в домик? (2).

Заполним ещё один пропуск. Число 5 состоит из 4 и…? Какое число мы должны вставить? (1). Почему? (Из большего вычитаем меньшее). Что из чего нужно вычесть? (Из 5 вычесть 4). И какой ответ у нас будет? (1).

Дальше вы выполняете в парах. Один человек заполняет второй домик, другой человек заполняет третий домик.

Давайте проверим. (проверка).

Что мы сейчас повторили? (Состав числа).

А сейчас мы с вами отправимся в гости к трем медведям. Помните, как в сказке говориться: Маша зашла в избушку и увидела около стола три стула. Чьи были стулья? (трёх медведей).

- нарисуйте три синих квадрата. На столе стояло СТОЛЬКО ЖЕ тарелок. Нарисуйте столько кружочков, сколько было тарелок.

Сколько нарисовали кружочков? (3). Почему? (потому что их было СТОЛЬКО ЖЕ, сколько и стульев).

- Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем тарелок. Положите столько кругов сколько Маша поставила стаканов.

- Сколько кругов вы нарисовали? (4). Почему? (Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем тарелок). Что это значит? (это значит СТОЛЬКО ЖЕ и ещё 1)

- Что значит на один больше? (это значит, что количество стаканов мы увеличили на 1).

А как это записать примером? 3+1=4.

Что же нужно сделать, чтобы увеличить число предметов? (увеличить (сделать больше)).

А с каким действием будем составлять пример? (с действием сложения).

А что же нужно сделать, чтобы уменьшить число предметов? (уменьшить (сделать меньше)).

Каким действием узнаем? (действием вычитания).

Прочитайте слова на доске:

Увеличить на...

Уменьшить на…

Как вы думайте, чем мы будем заниматься?

А сейчас я вам предлагаю вспомнить, что такое задача.

На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок.

Скажите, можно ли это задание назвать задачей? (нет).

Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос.)

Чего не хватает? (Вопроса.)

Придумайте вопрос к задаче? (Сколько всего щенков на картинке?).

Повторите условие и вопрос задачи.

Что нам известно? (Что на картинке находится 3 рыжих щенка и 1 серый).

  • Какой вопрос мы сформулировали к задаче? (Сколько всего щенков на картинке?).

  • Какое действие нам нужно выполнить, чтобы найти сколько стало щенков? (Сложение). 3+1=4.

  • Давайте проверим наше решение. Сколько щенков было сначала на картинке? (3).

  • Сколько щенков прибежало? (1)

  • Увеличилось количество щенков или уменьшилось? (Увеличилось)

  • Какой знак мы использовали, если количество щенков увеличилось на 1? (+)

Сколько всего щенков на картинке? (4).

А если у нас на картинке сидело сначала 4 щенка, но один из них убежал.

Какое действие нам нужно выполнить, чтобы найти сколько стало щенков? (Вычитание). 4-1=3

Увеличилось ли у нас количество щенков или уменьшилось? (Уменьшилось).

Какой знак мы использовали, если количество щенков уменьшилось на 1? (-).

А теперь соотнесите арифметические знаки со словами на доске.

Увеличить на… +

Уменьшить на…. -

Мы с вами поработали сейчас с задачей и с этими словами. Тема нашего урока называется: Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. (Вывешивается тема урока.)

Какую мы цель поставим? (продолжить решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц).

Физкультминутка..

1.У Вити было 9 солдатиков, а у Миши на 2 солдатика меньше. Сколько солдатиков у Миши?

Решение:

9 – 2 = 7 (с.)

Ответ: 7 солдатиков у Миши.

2.Составь задачу по рисунку и реши еë:

а) Было:

Стало на 1 меньше.

Сколько стало?


Применение знаний и умений в новой ситуации

Найдите задание №3 в учебнике. Девочки работают с рисунком с вишней, мальчики – с рисунком с помидорами. Вам нужно прочитать задачу и назвать все ее составные части – условие, вопрос, решение и ответ.

Начнём с мальчиков. Один ученик отвечает, другие могут ему помогать. Итак, кто хочет прочитать задачу и назвать её первую составную части?

Было на тарелке 4 помидора. Стало на 1 больше. (условие.)

Следующий ученик читает нам вопрос.

Сколько помидоров стало? (вопрос.)

Следующий ученик записывает решение на доске.

Решение: 4+1=5 (п.)

Последний ученик записывает ответ на доске.

Ответ: 5 п.

Теперь перейдём к девочкам. Одна ученица отвечает, другие могут ей помогать. Кто хочет прочитать задачу и попробовать назвать её составные части?

Было на тарелке 7 черешен. Стало на 1 меньше. (условие).

Сколько черешни стало? (вопрос).

Теперь давайте поработаем в группах. (Учитель делит на группы).

Представьте, что вы пришли в магазин. В кошельке у вас монеты, которые нарисованы на стр. 97. Вам нужно купить шарик, он стоит 8 руб, ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.

Даю вам время подумать, постарайтесь сделать так, чтобы ваша комбинация монет отличалась от комбинации других ребят.

А теперь вам нужно купить конфету, а она стоит 9 рублей. Ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.

А теперь вам нужно купить мороженое, а оно стоит 10 рублей. Ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.

Итог урока

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Что мы сегодня делали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось больше всего?

Рефлексия

Поднимите руку те, у кого сегодня на уроке все – все получалось, кому было все понятно.

- Поднимите руку, кого что-то не получилось и возникали трудности, еще осталось что – то непонятным.

- Поднимите руку те, кому совсем было непонятна тема урока.

Урок закончен.  Спасибо вам за урок! Вы молодцы!