СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект классного часа о зависти для 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа»

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час на тему нравственного воспитания в 10-11 классах

Тема «Зависть»

Цель:

Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Задачи:

- Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;

- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;

- Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.

Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа;

2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.

Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.

Сценарий классного часа.

Вступительное слово учителя

- Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на классном часе, который посвящен человеческим отношениям.

  • - Ребята, сегодня мы с вами опять прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых.

  • Мы с вами всегда с первой своей минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем и круг общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.

I) Подведение учащихся к теме классного часа.

(мультфильм о двух мальчиках и шарике)

Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот сюжет?

(учащиеся обсуждают увиденное)

Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

Учитель: Верно! О зависти.

Так что же такое зависть по-вашему мнению?

Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)

Завидуют: (все эти пункты на слайде № 1).

1)    Успехам одноклассников;

2)    Чужим деньгам;

3)    Соседям, переселившимся в новую квартиру;

4)    Человеку, купившему машину;

5)    Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;

6)    Отличным оценкам одноклассника;

7)    Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

  • - Завидуют все без исключения, но не многие понимают этого, или не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее, удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, братьями, сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

  • - Давайте вспомним сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

  • - К чему привела старуху зависть сначала и потом?

  • Какие сказки вы еще знаете, в которых проявляется зависть?

  • - Молодцы, ребята, много сказок знаете, связанных с завистью.

  • -Ребята, а кто-нибудь из вас сможет объяснить, что именно является объектом зависти?

  • - Верно, объект зависти – это человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Например, когда едешь в автобусе завидуешь тому, кто едет в такси, едешь в таски – завидуещь тому, кто едет в BMW.

А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)

(Видеоролик. Песня «Зависть»)

Учитель: - Как А. Розембаум называет зависть?

Учащиеся: Раковая опухоль.

Учитель: Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?

  • - Русский народ не обошел вниманием, это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Вам нужно соединить части, чтобы получилась пословица и объяснить ее смысл.

  • Кто чужое желает, тот все потеряет.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

  • Где счастье, там и зависть.

  • Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

  • Дай душе волю – захочется поболе.

  • «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом)


  • Работа в группах.

  • Ребятам предлагается высказывание о зависти святого Киприана Карфагенского. Они должны обсудить его, работая в группах, и сделать свои выводы.

  • Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти...

  • От нее происходит ненависть, от нее распри...

  • Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли, внушает вероломство, воспламеняет гневом...

  • Тот, кто отдается во власть зависти, не может уже обуздать себя и править собою.

  • От этого нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство.

  • «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже».


  • - А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти?

  • - Ребята, подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

  • - Наверняка вы от взрослых слышали такие выражения, как «черная зависть» и «белая зависть».

  • - Давайте разберемся сколько видов зависти нам известны и как уберечься от этого коварного врага. Итак. 

  • Белая зависть 

  • Считается, что можно завидовать «по-хорошему». И что это чувство близко к состоянию восхищения. Или даже является двигателем прогресса: я хочу того же, что у соседа, значит, добьюсь этого. 

  • Юля всегда завидовала своей подруге. Катя была волевая, сильная, собранная. Если она ставила перед собой цель, то обязательно добивалась ее. У Юли так не получалось. Девушка все время сравнивала себя с подругой и негодовала на себя: «Но почему же я-то так не могу?» Однако делать усилия над собой не хотелось. Они продолжали дружить, и Юля считала, что ее «белая зависть» никак не отражается ни на их отношениях, ни на ней самой. 

  • На самом деле в основе зависти лежит сравнение: я и другие. Восхищение - это способность остановиться, прежде чем сказать себе: «А вот я...» Мы восторгаемся искусством артистов балета, великими мастерами живописи, но при этом не говорим: «А вот я ни танцевать, ни писать картины, как они, не умею». Сравнивать себя с кем-то - это всегда плохо. Как писал Мандельштам: «Не сравнивай: живущий несравним». Ведь если кого-то вы считаете лучше себя, то по логике получается, что вы - хуже. Это рано или поздно приведет к чувству неполноценности, к затаенной обиде, злости. 

  • Зависть отличается и от желания иметь что-то. А именно - своей конкретностью. Если вы просто хотите, чтобы у вас был домик у моря, - это ваше желание. Если же вам нужен точно такой, как у Петровых, - скорее всего, вы завидуете этим людям. 

  • Как избавиться от белой зависти?

  • Если вы чувствуете уколы «белой» зависти, начинайте действовать в том направлении, где ваш соперник преуспел. И сосредоточьтесь на этой активности. Вы завидуете красоте вашей подруги? Займитесь своей внешностью - подберите диету, физические упражнения, найдите хорошего косметолога и визажиста. Может, вы не станете такой же красавицей, как она, но сумеете полюбить свою внешность, найти в ней изюминку. А значит, повысите самооценку. И завистливые чувства к подруге будут постепенно таять 

  • Серая зависть 

  • Довольно трудно распознать в себе неосознанную зависть. Вы уверены, что никогда никому не завидовали. Однако при встрече с тем или иным человеком у вас портится настроение, возникает недовольство жизнью, раздражительность, появляется уныние. Вам скучно слушать, как он рассказывает о своих успехах, раздражает его хвастовство, несдержанность. Вам становится почему-то грустно и жалко себя. 

  • Как избавиться от серой зависти?

  • Прежде всего - осознать, что вы в чем-то завидуете этому человеку. Не вините себя за это - все люди время от времени испытывают чувство зависти, хотя не все признаются себе в том. Да, человек, которому вы завидуете, в чем-то оказался лучше. Но именно «в чем-то». Попробуйте

  • Взять не только его успехи в карьере, но и его язву желудка, сына-подростка, что связался с плохой компанией? А взамен отдать все хорошее, что есть у меня - спокойную семью, родителей, которые живы и здоровы; дачу, на которой прошло детство... И постарайтесь почувствовать: уютно ли вам после такого обмена?

  •  

  • Черная зависть 

  • Как ни странно, самую острую зависть люди испытывают к тому, чье положение лишь немногим лучше, чем их собственное. Если человеку вашего уровня знаний, способностей и опыта предложили работу с окладом в три раза больше, это часто вызывает мысль: «Почему он? Почему не я?» А дальше все зависит от того, как вы совладаете со своим чувством. Может быть, скажете: «Ничего, мне повезет в другом». Может, обидитесь на судьбу. А может, сделаете все, чтобы эта работа не досталась вашему знакомому. В двух последних случаях это и будет черная зависть. Крайнее ее проявление - злорадство. Обычно этим грешат люди с низкой самооценкой. Чужие неприятности вдохновляют такого человека: «Не один я - неудачник». Это серьезный шаг вниз. 

  • Как избавиться от черной зависти?

  • Если вас захлестнуло острое чувство зависти, обращаться в такую минуту к здравому смыслу бесполезно. Главное сейчас - успокоиться. Найдите тихое место, сядьте, расслабьтесь, закройте глаза. И представьте себя там, где вам было хорошо: на солнечной поляне в лесу этим летом, у бабушки на веранде в детстве, на улицах незнакомого старинного города. Сосредоточьтесь на этих приятных ощущениях и удерживайте их, пока не почувствуете, что и у вас было много прекрасных минут. Жизнь всегда отвечает нам тем, что мы о ней думаем. Завидуя другому, мы обижаемся на судьбу и копим дурное настроение. В результате начинаем делать ошибки и еще больше осложняем свою жизнь. Чтобы вырваться из этого круга, надо не наблюдать, как «везет некоторым», а развивать в себе чувство благодарности за то, что у нас есть: здоровье, свобода (вы же не в тюрьме), работа, близкие люди. 

.

  • - Послушайте стихотворение «Завистливая Катя».

  • Всем завидовала Катя:

  • Аня ходит в новом платье,

  • Таня – в шелковой косынке,

  • Бант у Даши, как картинка!

  • У Наташи день рожденья –

  • Будут торт и поздравленья.

  • Машу нынче похвалили,

  • А меня опять забыли!

  • И сказала мама Кате:

  • - Не завидуй, дочка, хватит!

  • Зависть нас не украшает,

  • Зависть людям жить мешает.

  • Не завидуй, а сумей

  • Радоваться за друзей!

  • - Чему завидовала Катя?

  • Вопрос: Как уберечь себя от зависти?

  • V)  Притча о зависти.

  • Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

  • Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

  • - неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

  • Тогда старый мастер сказал: ………..

  • Классный руководитель: - Продолжите фразу.

  • - Что ответил мастер ученикам?

  • - Как вы думаете?

  • - Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

  • - Конечно тому, кто его дарит!

  • - Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

  • Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

  • - Давайте попробуем составить правила, которые бы помогли нам бороться с завистью. Работа в группах

  • Правила:

  • • Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.

  • • Радуйся успехам одноклассников и друзей, а они порадуются за тебя.

  • • Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.

  • • Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков. Расти достойным человеком!

  • - Пригодятся ли вам эти правила?

  • Подведение итога

  • - В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.

  • - Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только доброта, любовь и согласие. Нарисуйте, пожалуйста, как вы себе представляете зависть. Можно выбрать символы из предложенных картинок. (Засохшее дерево; червивое яблоко; ядовитую змею; раненое сердце). (Во время рисования звучит песня в исполнении Алисы Френдлих «О зависти подруге Люське»)

  • - Возьмите в руки то, что вы нарисовали и разорвите на маленькие кусочки.

  • (Учитель вместе с учениками рвет рисунки, на которых изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)

  • - Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся злоба и зависть

  • Стихи Омара Хайяма.

  • Не завидуй тому, кто силён и богат.

  • За рассветом всегда наступает закат.

  • С этой жизнью короткою, равною вздоху,

  • Обращайся, как с данной тебе на прокат.