II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 2 мин | -Ребята, скажите, все ли люди одинаковые? -Чем они отличаются друг от друга? -Верно, нельзя найти двух одинаковых людей. - Ребята, на нашей планете живёт много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. - Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему? - Какие внутренние качества людей вы знаете? -да, вы все правильно сказали. -А теперь мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма «Зверополис» (нарезка сначала со злым лисом, который всех обижал) -Что вы можете сказать об этом лисе? (видео, где этот же лис уже вырос и изменился) -А как опишите этого персонажа? -Но это ведь один и тот же лис, разве возможно такое изменение? -А как? Есть какие-то правила? Да, о них мы узнаем на нашем занятии. | - Нет, все люди разные. - Внешностью, характером. - Внешние, т.к. они описывают внешность человека - Доброта, злость, завистливость и т.д -Он злой, агрессивный и т.д. -Он добрый, вежливый, печет пироги для остальных персонажей. -Да -Есть | Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный: учебный диалог | 7мин | -Давайте опишем светлого человека. -Как выглядит злой человек? - Какие качества вы бы назвали "светлыми"? -А какими качествами обладает «тёмный» человек? -Что было бы, если человек обладал только темными качествами? -Да, вы все верно сказали, обратите внимание по вашим описаниям появились образы светлого и темного человека -В течении всего урока мы будем определять золотые правила «светлого» человека. -Ребята, а где мы можешь наблюдать поступки и качества злых и добрых людей? - Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма «Снежная Королева», ваша задача узнать первое качество, которое нужно ценить в людях. -Каким качеством обладает тролль? - Тролль долго служил Снежной Королеве, но пошел поперек, заступившись за своих друзей. -А какому человеку это относится к светлому или темному? -А какими качествами обладает Снежная Королева? - Какое золотое правило, мы можем выделить в этом фрагменте? -Посмотрим еще один фрагмент. (Просто так) -Что вы увидели в этом мультфильме? -Что поменялось в ослике, когда он встретился с мальчиком? -Верно, мальчик поделился частичкой добра, и ослику стало хорошо. -Какое качество мы можем назвать? -К кому это качество относится? -А какое правило можем вынести? -Посмотрим следующее видео и узнаем еще одно качество. (Холодное сердце. День рождения Анны) -Что делала Анна, когда Эльза заболела? -Правильно, и этио качество..? -Какое золотое правило? -Посмотрим еще один фрагмент и назовем качество. (Морозко, Марфуша) - Какое же качество показано здесь? -А как должна была вести себя Марфуша? - А кто считает себя вежливым человеком? Как вы проявляете свою вежливость? - Как сформулируем правило? -А теперь давайте, прочитаем все правила, которые у нас получились. Динамическая пауза: Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду называть имена сказочных героев, а вы определяете, добрый или злой. Если добрый- вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой- вы закрываете лицо ладошками. Итак, начали: баба яга, доктор Айболит, Золушка, Кощей бессмертный, золотая рыбка, хитрая лиса, 7 гномов, гуси лебеди, колобок, Карабас Барабас(Буратино), Дюймовочка, Царевна-лягушка, Чебурашка. -Молодцы, ребята хорошо вы знаете сказочных героев | -добрые глаза, улыбка и т.д. -темные волосы, темная одежда, злой взгляд и тд.. - Доброжелательность, уважение и тд. -эгоизм, злость. Бессердечность и тд.. -Все были бы злыми и ненавидели бы друг друга -В жизни, в книгах, в мультфильмах. - Верность -к светлому -бессердечность -надо быть верным к родным людям - Мы увидели, как мальчик сделал приятно ослику просто так - Он стал веселым - Доброта. -к светлому -Нужно относиться к людям с добротой/доброжелательно -Отправила ее в постель, лечила, заботилась о ней. - Заботливость -Всегда заботься о близких людях, не бойся предлагать свою помощь тем, кто в этом нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. -Невоспитанность, грубость, жадность. -Она была в гостях, должна была вести себя вежливо -Вежливый человек всегда здоровается и прощается, знает нормы поведения. -Оставайся вежливым в любой ситуации | К: участвовать в обсуждениях, работая в группе П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме |
V. Первичное закрепление Словесный: учебный диалог | 7мин | -Я заготовила для вас листы, на которых записаны качества. Вы должны соотнести их на доске к нужной категории «Светлые» или «Тёмные». Будем работать по цепочке. Перечень качеств: лень, любознательность, хитрость, аккуратность, злость, ловкость, неопрятность, доброта, лживость, заботливость, жадность, дружелюбие, зависть, искренность, трусость, бескорыстие, упрямство, чуткость, злопамятность, вежливость, заботливость, верность, гордость, уныние, терпимость, вспыльчивость, уважение, воспитанность, скромность, отзывчивость, надежность, искренность, храбрость, угрюмость, жадность - Давайте, ребята, посмотрим на качества наших человечков. Молодцы вы справились с этим заданием. - Скажите, какие качества нужно ценить? Почему? А обо всех ли качествах мы с вами сегодня поговорили? - Верно, у человека еще очень много как положительных, так и отрицательных качеств, и сегодня мы вспомнили далеко не все из них. | - Распределяют светлые и темные качества человека по группам - Их следует ценить, т.к. они делают человека «светлым». | К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению Р: выполнять действия в устной и письменной форме. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Практический: работа с карточками | 5 мин | -Вспомним отрывок из мультфильма «Зверополис», который мы смотрели в начале урока. Подумайте, почему этот герой изменился? Почему он из темного стал светлым? Ему надоело быть плохим? -Как не переступить грань, чтобы не стать плохим обратно? -Сейчас мы поработаем в группах. Я раздам вам по две пословицы. Вы должны объяснить смысл каждой пословицы, а так же понять, почему она относится к темным или светлым качествам. Пословицы: Про доброе дело говори смело. Сделав добро, не кайся. Добрые слова лучше мягкого пирога. Жизнь дана на добрые дела. Доброе братство лучше богатства. Свет не без добрых людей. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. Злой не верит, что есть добрые люди. Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит. Тому тяжело, кто помнит зло. Злой человек — злее волка. Злую печаль развевай доброю мыслью. Злобный пес и хозяина грызет. | -Предположения детей Соблюдать правила. | П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи |