с применением здоровьесберегающих технологий и материала регионального компонента.
разработали: Учитель-логопед С.Р. Климченко
Учитель-логопед Е.С. Черепович
- формирование установки на результат (правильно произносить звуки «Р» и «Ш» в слогах, слова).
- умение произносить слоги, слова с данными звуками, с опорой на образец логопеда;
- способность к успешному усвоению базовых навыков письма, чтения.
Компьютер, комплекс БОС «КОМФОРТ ЛОГО» ; учебно - электронные пособие «Игры для Тигры»; презентация; песочница с сухим песком; ванночка с водой; корзина с шишками; мелкие фигурки животных; указатель «Тайга»; разрезные фигурки животных; салфетки; флакон с пихтовым маслом; разовые стаканчики; коктейльные трубочки; тонкий канат; листы с напечатанными слогами.
-пальчиковая гимнастика.
Время занятия увеличено до 30 мин за счет использования комплекса БОС «КОМФОРТ ЛОГО»
.
Структура занятия | | Взаимодействие в образовательном процессе |
| Деятельность логопеда | Деятельность обучающегося |
Организационный момент. Мотивация (1 мин) Слайд 1 | Приветствие ребенка, спрашивает о настроении, произошедших изменениях в его жизни. | Обучающийся проговаривает слово «Здравствуйте!» |
Целеполагание и планирование (1 мин) Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Настрой для выполнения заданий – тренинг самоконтроля и саморегуляции Дыхательные упражнения «ДАС – БОС тренинг» (6 мин) | - Сегодня мы совершим удивительное путешествие, во время которого ты должен соблюдать правила правильной речи, четко проговаривать звуки «Р» и «Ш» в слогах, словах, фразах. Тема нашего занятия так и называется «Шипеть и рычать разрешается». Вспомним правила красивой речи Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно - И так, ты готов к путешествию? - Место нашего путешествия ты узнаешь, если прочитаешь слово по первым звукам названия картинок (туфли, арбуз, йогурт, гриб, ананас) - Правильно. Это тайга – дальневосточный лес. Где растут в основном хвойные деревья (елка, сосна, кедр), живут дикие животные. - Назови, кто живет в лесу. (отслеживает правильное произношение раннее поставленных звуков, хвалит за правильный ответ) -Тайга любит людей выносливых, сильных, внимательных, наблюдательных… -А ты сильный, выносливый?. - Упражнение «Штанга» (напоминает инструкцию при выполнении упражнения и показывает) -Молодец! Ты старался! После этого упражнения дыхание сбилось. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной системы «Комфорт ЛОГО» - Исправить твое дыхание нам поможет специальный прибор. Логопед подключает датчики, измеряющие частоту сердечных сокращений (далее – ЧСС) ребенка и частоту дыхания. Ребенок видит на экране визуальную и слуховую информацию о том, правильно ли он дышит. Логопед направляет ребенка, поясняет. 1. Неглубокий вдох через нос. 2. Во время вдоха живот надувается, округляется (выпячивается вперёд). 3. Плавно, без паузы переходи к выдоху. 4. Выдох медленный, плавный, через слегка приоткрытые губы, как будто дуешь на парус кораблика (длиннее вдоха как минимум в 2 раза). 5. Равномерно распределяй струю выдыхаемого воздуха на всю длину выдоха. 6. Во время выдоха живот возвращается в исходное положение (или чуть-чуть подтягивается). -На экране ты видишь, как заполняется цветом столбик. Тебе нужно закрасить столбик до конца своим дыханием. (анализирует эффективность сеанса по критериям: -Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении. -Сокращение числа дыханий (далее – ЧД) у детей школьного возраста до 5-8 дых/мин) (Приложение 1) | Проговаривает правила Предполагается ответ называет картинки, выделяет первый звук, соотносит его с буквой, составляет слово читает «ТАЙГА» Называет знакомых животных Следует инструкции учителя. Выполняет действия по образцу Следует инструкции учителя; выполняет действия по образцу |
Артикуляционная гимнастика (2 мин) Слайд 6 | - Мы почти готовы! Предлагаю закончить нашу подготовку к путешествию артикуляционной гимнастикой. (видео «Артикуляционная гимнастика для звуков «Ш», «Р») (отслеживает правильное выполнение упражнений) | Выполняет упражнения |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (6 мин) Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | - Мы зашли в Тайгу, О! Давай послушаем, сколько звуков вокруг. Угадай, чей это голос? (ИКТ «Игры для тигры») (помогает при затруднении) - Молодец! Ты правильно называл тех, чей голос слышал, но это не все животные, которые живут в тайге. Мы не слышали, как подает свой голос тигр? Змея? -Молодец! Ты умеешь рычать и шипеть, это умение тебе пригодится на протяжении всего нашего путешествия. В тайге живут разные животные. Давай их вспомним, а с некоторыми познакомимся (тигр, рысь, олень, лось, росомаха, норка, заяц, еж, белка, барсук, уж) (поддерживает правильный ответ, четко по слогам проговаривает не знакомое для ребенка название животного, поправляет ответы) - Ой! Какая красивая полянка! Сделаем привал и поиграем. (Игра «Хлопни, если услышишь звук «Р») (называет животных тайги) -Молодец! Ты хорошо справился с заданием, надеюсь, что сейчас ты верно назовешь животных. (слушает ответ ребенка, оценивает) | Слушает, называет, чей голос услышал Рычит и шипит Смотрит слайды, называет знакомых животных, проговаривает по образцу названия незнакомых животных (ро-со-ма-ха, нор-ка, бар-сук, бу-рун-дук.) Хлопает, услышав слово со звуком «Р» Называет животных, проговаривая звук «Р» |
Формирование лексико-грамматических представлений. (2 мин) | - Ой, посмотри, кто- то оставил корзинку, давай посмотрим, что в ней. Шишки. - Повтори: шишки. - Сколько звуков «Ш» в слове «шишки»? - Молодец в слове «шишки» два звука «Ш». Сколько шишек посчитай….Одна шишка, две….. -Ты обратил внимание, что шишки разные. -Эта шишка с дерева кедр, она – кедровая шишка -Эта шишка с дерева ели, она – еловая шишка. -Давай вместе повторим «кедровая шишка», «еловая шишка» | Перебирает, рассматривает шишки Говорит «шишки» Отвечает считает шишки по образцу (5 шишек) Повторяет |
Массаж с шишками с элементами пальчиковой гимнастики (1 мин) | -Шишки хороший материал для массажа и пальчиковой гимнастики. Давай поиграем с ними….. Я сильнее всех на свете! Буду шишки я сжимать. Буду руки развивать. Шишки я в руке держу То сожму, то разожму. Вот сжимаю правою, Вот сжимаю левою. Буду шишки я сжимать, Буду руку укреплять | Выполняет упражнения, ритмично сжимая шишки в руках, проговаривает слова стихотворения |
Коррекция нарушений чтения и письма (1 мин) | - Не пора ли продолжить путешествие, Но, посмотри, кто – то разбросал листы бумаги на полянке! Давай наведем порядок. - Посмотри, что- то написано. (слушает, при необходимости корректирует, оценивает) -Ты здорово справился с заданием, мы отправляемся в путь дальше. | Поднимает листы. Читает слоги (ра, ша, ру, шу и т.д.) |
Физминутка с элементами кинезиологических упражнений (4 мин) | - Тайга полна неожиданностей. Посмотри, перед нами болото! Оно может быть очень опасным. Но я знаю место, где мы можем пройти. Это узкая тропинка. Но пройти её надо со словами: Хороши в дорожку пирожки с картошкой. Я нашел букашку на большой ромашке. -Давай проговорим эти фразы. (дает образец, слушает, при необходимости поправляет) -А теперь пойдем по тропинке с этими предложениями -Тропинка оказалась короткой, мы не выбрались из болота, придется построить мостик. Мостик будем строить при помощи пластиковых стаканчиков и коктейльных трубочек. -Молодец! | Повторяет на месте Следует инструкции логопеда.\ Выполняет действия по образцу Проходит по тонкому канату, проговаривая чистоговорку Следует инструкции логопеда. Выполняет действия по образцу, строит «мостик» |
Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления (3 мин) | - Посмотри, на берег какой чудесной таежной реки мы вышли. Как много здесь песка! Потрогай его, какой он? Можно поиграть и найти в песке тех, кто спрятался от нас. Игра «Найди лишнего» (предлагает найти животных, не живущих в тайге) -Животных в тайге много, давай поиграем в игру. Игра «Один – много» ( предлагает изменить слова по образцу) один носорог, а много - носороги один – тигр , а много - ……. Один олень, а много - …. Один медведь, а много …… один ёж, а много - …. -Какие грязные у тебя руки, давай помоем в реке. Какая водичка? | Описывает свойства песка (теплый, сухой, рассыпчатый, сыпучий) Ищет и находит в песке мелкие игрушки. Называет их (тигр, белка, олень, носорог, верблюд, еж, медведь, зебра) Достает животных и называет их. Изменяет слова по образцу Массаж рук под водой. Описывает (мокрая, холодная, текучая) Вытирает руки салфеткой. |
Ароматерапия (1 мин) | -Наше путешествие подошло к концу, давай вспомним, где мы сегодня побывали? Кого видели?… -Я предлагаю сделать глубокий вдох через нос и спокойно выдохнуть через ротик со звуком «ААААА» Запомни запах, так пахнет тайга. (На салфетку нанесены несколько капель пихтового масла. Перед работой получили консультацию у родителей об отсутствии аллергических реакций у ребенка) | Предполагается ответ ребенка Выполняет дыхательные упражнения (3-5 раз) |
Итог занятия Рефлексия (2 мин) | - Наше путешествие подошло к концу. - Где мы сегодня побывали? - Кто живет в тайге? - С какими звуками ты проговаривал слоги, слова и фразы? - Оцени как ты справлялся с этими заданиями? (с помощью шишек-смайликов) -Тебе понравилось наше занятие? Какое у тебя настроение? Выбери смайлик. (предлагается ребенку выбрать шишку – смайлик. Большая шишка – Мне понравилось, у меня все получилось. Средняя шишка – Мне понравилось, но получилось не все маленькая шишка – Мне было трудно. -У меня для тебя есть подарок, это тоже шишка, но с орешками, а кто его тебе прислал узнаешь если прочтешь это письмо. Письмо – домашнее задание. | На этом этапе особенно важно, чтобы обучающийся включился в диалог. Обучающийся оценивает свою работу на занятии и определяет свой уровень Выбирает смайлик по настроению |
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В. Воронкова). М., Просвещение, 2010.
2. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
3. Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:
4. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» Москва; Школьная Пресса 2003г.
5. Спивак И.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2007г.