КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ)
Развитие когнитивной сферы детей старшего возраста (развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций).
1.Развивать коммуникативные навыки, способности к глубокому образному мышлению, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческие способности.
3.Формировать чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; 4.Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании, учить осознавать свои эмоциональные ощущения.
№п/п | | Содержание занятия | Время проведения | Оборудование |
1 1.1 | Вступительная часть Ритуал приветствия Цель: создание положительного, рабочего настроя в группе, благоприятной положительной атмосферы сотрудничества, хорошего настроения | Дети встают в круг, взявшись за руки. Психолог: Давайте поприветствуем друг друга улыбкой! Сегодня замечательная погода, надеюсь, что и настроение у всех тоже прекрасное. | 1 мин | |
1.2 | Упражнение «Вход в «Сказочную страну» Цель: развитие целеустремленности, повышение самооценки, развитие креативности мышления; подготовка ребёнка к предстоящей деятельности. | Раздается телефонный звонок. Звонит неизвестный сказочный герой и приглашает ребят в Сказочную страну. Звонок прерывается, герой не успевает представиться. Психолог: Кто же это звонил? (задумчиво) Даже не успел представиться!? Если нас приглашают, следует принять приглашение. - Скорее всего, это будет необычное путешествие, поэтому необходимо быть очень внимательными, иметь хорошую память, не бояться опасностей, и суметь найти выход из любой трудной ситуации. Кто готов к этому путешествию, сделайте «домик». (Дети поднимают руки над головой в форме домика) Замечательно! Тогда в путь! А теперь давайте почувствуем, что мы — одна команда, ведь идти нам придется вместе. Психолог: Кто догадался, как можно найти вход в Сказочную страну? (дети высказывают предположения) | 2 мин | |
1.3 | Игра «Пары слов» Цель: развитие внимательности, ориентировки в различных ситуациях | Психолог: В сказочной стране живут герои различных сказок. Они встречают нас (показывает картинки). Предлагаю найти пары героев сказок. Будьте внимательны! ЗАДАНИЕ: найди пару сказочному герою. Золушка - Принц Заяц – Волк Чебурашка – Крокодил Гена Страшила – Дровосек Дюймовочка – Ласточка Муха-цокотуха – Комарик Винни Пух – Пятачок Красная Шапочка - Бабушка Молодцы. Вы хорошо знаете сказки. | 5 мин | Парные картинки: Золушка - Принц Заяц – Волк, Чебурашка – Крокодил Гена, Страшила – Дровосек, Дюймовочка – Ласточка, Муха-цокотуха – комарик, Винни Пух – Пятачок, Красная Шапочка – Бабушка |
2 2.1 | Основная часть Упражнение «Найди различия» Цель: развитие концентрации внимания, умение находить различия в изображениях | Психолог: А вот и следы, о которых говорил неизвестный сказочный герой. Кто нас первым встречает? Вы его узнали? (Картинка «Человек рассеянный») Психолог зачитывает четверостишие вместе с ребятами: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный с С улицы Бассейной. (С.Я. Маршак) Психолог: знаете, почему он так оделся? (Дети догадываются, что он невнимательный) Я надеюсь, что вы не такие. Вопросы к детям: - Левый ботинок обуваете на правую ногу? - Рубашку наизнанку надеваете? - Мы с вами провели много различных упражнений на внимание. Покажите, на что вы способны. ЗАДАНИЕ: найти как можно больше различий между картинками. Для этого вам нужно быть очень внимательными. (Дети находят и называют различия между картинками) | 3 мин | Изображение сказочных следов Картинка «Человек рассеянный» Карточки на каждого участника «Найди отличия» |
2.2 | Упражнение «Волшебные превращения» Цель: развитие воображения, мелкой моторики | Психолог: Ребята, обратите внимание, следы продолжаются. По ним мы можем продолжить наше путешествие. Дети находят конверт «Письмо от Незнайки». Психолог: Незнайка пишет нам, что он мечтал стать художником, начал рисовать, а что из этого может получиться дальше, он не знает. Поможем ему? ЗАДАНИЕ: превратить полукруг в рисунок: зонт, гриб, ежик, солнышко, каска, кепка, мышка, мячик, смайлик.. Психолог: Что у вас получилось? (дети показывают свои работы) У вас очень хорошо развито воображение. | 3 мин | Изображение сказочных следов Конверт «Письмо от Незнайки» с заданием Фломастеры, доска |
2.3 | Упражнение «Покажи без слов» Цель: развитие невербальной коммуникации, творческого воображения, умения перевоплощаться | А вот интересно, сможете ли вы оживить какой-нибудь предмет или явление? Давайте попробуем. Я назову, а вы попробуйте изобразить то, что вы услышите. Сначала подумайте, как и что будете изображать. (Голодный злой волк, Веселый воробей, Сонный ребенок, Ленивый кот, Трусливый заяц, Волны, Мудрая Змея, Легкая Бабочка) - Молодцы, ребята. Вы можете стать не только хорошими художниками, но из вас могут получиться настоящие артисты театра и кино. | 2 мин | |
2.4 | Упражнение «Гости бабы Яги» Цель: развитие слуховой кратковременной памяти | Дети по следам подходят к избушке на курьей ножке. Выходит Баба - Яга. (Игрушка – кукла) Психолог: Куда это ты Бабуся-Ягуся собралась? Баба – Яга: Ой, не помню! Кажется в школу! Нет, в магазин! А, вспомнила, на почту! Психолог: А зачем? Баба – Яга: Кажется, хлеба купить! Ой, нет, вспомнила, пригласительные билеты гостям отослать. А ребят из детского сада, кажется, я уже по телефону я уже пригласила!? Психолог: Уважаемая Баба-Яга, да у тебя совсем плохая память. Приходи на наши с ребятами занятия – и память у тебя станет великолепной. Баба Яга: И не подумаю! Не нужна мне память. Все, что мне необходимо запомнить я записываю на листочек. Вот они все 10 приглашенных гостей! Баба Яга называет гостей по списку: 1.Леший 2.Кощей Бессмертный 3.Царевна – лягушка 4.Красная Шапочка 5.Буратино 6.Мальвина 7.Водяной 8.Спящая Красавица 9.Мальчик с пальчик 10.Снежная Королева Баба Яга: Вот видите, мне память совсем не нужна, записала все на листочек и живу себе спокойно. Психолог: А ты можешь без бумажки повторить весь свой список? Баба-Яга: Зачем? Я лучше по бумажке. Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать? Памяти - то у меня совсем нет. Психолог: А вот у наших ребят есть. Давайте поможем бабушке вспомнить, кого она должна пригласить в гости. ЗАДАНИЕ «Назови гостей Бабы Яги» (Дети называют всех героев, указанных в списке) Психолог: Ребята, как вы думаете, зачем нужна в жизни память? Дети: Без памяти очень трудно жить. Баба-Яга: Я буду тренировать свою память Психолог: Я научу вас тренировать свою память. | 6-7 мин | Картинка: Избушка Бабы Яги, Игрушка – кукла Баба Яга, картинка Комната Бабы Яги, Список-листок Набор мелких картинок для игры |
2.5 | Упражнение «Цепочка» Цель: тренировка слуховой памяти | Ребенок произносит по очереди любое слово, следующий называет услышанное слово и придумывает свое, и т.д. | 1 мин | |
2.6 | Упражнение «Комната Бабы Яги» Цель: тренировка зрительной памяти | Психолог прикрепляет на магнитную доску картинку «Комната Бабы Яги». Психолог: посмотрите внимательно на картинку и запомните все, что на ней изображено? Психолог закрывает картину. Дети отвечают на вопросы психолога (что, где находится). Затем создают по памяти похожую картину с помощью мелких картинок | 5-6 мин | Магнитная доска Набор мелких картинок |
2.7 | Упражнение «Все мы можем показать» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Развитие двигательных способностей ребёнка (ловкости, быстроты, координации равновесия) Коррекция межполушарных взаимодействий. | Психолог: в гостях всегда весело. Давайте повеселимся! Раз, два, три, четыре, пять Можем все мы показать: Это локти – их коснемся, Вправо, влево повернемся. Это плечи – их коснемся, Вправо, влево повернемся. Если мы вперед нагнемся, То коленей мы коснемся. Раз, два, три, четыре, пять, Все мы можем показать! Затем психолог предлагает сделать упражнения с закрытыми глазами | 2 мин | |
2.8 | Упражнение «Портрет любимого Кота» (Танграм) Цель: развитие зрительно-моторной координации | Психолог: в гостях принято дарить подарки. Давайте приготовим сюрприз для Бабы-Яги. ЗАДАНИЕ: сложить из геометрических фигур портрет Кота. Дети собирают портрет кота. Психолог просит назвать, какие знакомые фигуры были использованы. Баба Яга прощается с детьми. | 5 мин | Образец игры «Танграм» Кот, набор геометрических фигур |
3 3.1 3.2 | Заключительная часть Итог занятия Рефлексия | Психолог: Наше путешествие в Сказочную страну закончилось. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось. Что было особенно интересно? Все были сегодня внимательны? Кто хочет похвалить себя? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. (Дети высказываются по поводу путешествия) Психолог благодарит за активное участие каждого ребенка. | 3 мин | |
4 | Ритуал прощания: | Психолог: Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку. До встречи! | 1 мин | |