Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №27»
Конспект коррекционного занятия
«Прогулка в осеннем лесу»
для детей средней группы с ТНР
Подготовил инструктор по Ф.К.
Орехова Ирина Николаевна.
Аннотация: Данное коррекционное занятие разработано для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения в возрасте от 5 лет. Учитывая особенности психофизического развития таких детей (ослабленный организм, вялый мышечный тонус, астеническое телосложение, слабую координацию в движении, различные речевые патологии) были подобраны специальные рече-двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, специальные упражнения, направленные на профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата.
Цель: интегрированное воздействие на физическое и речевое развитие детей с ТНР среднего возраста средствами физической культуры.
Задачи:
Укреплять связочно-мышечный аппарат.
Упражнять в сохранении правильной осанки (при ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на голове).
Развивать координацию, ритмичность, пластичность движений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Совершенствовать технику прыжков из обруча в обруч на двух ногах.
Упражнять в координации движения со словом.
Расширять предметный словарь: осень, листопад, дождь, береза, дуб, осина, рябина, тополь.
Расширять глагольный словарь: (опадать, улетели, соберем, согревать, пожелтели).
Положительно влиять на психоэмоциональное состояние детей, прививая чувство любви к природе.
Ход занятия:
Дети строятся в шеренгу. Руководитель ф.в. задает загадку:
РФВ: Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают.
Отгадайте, дети, когда это бывает?
Дети: осенью
РФВ: правильно, отправляемся мы в лес, в нем всегда полно чудес (обычная ходьба по кругу)
РФВ: по извилистым тропинкам потихоньку мы пройдем, может быть и на рябинке красну ягодку найдем (ходьба змейкой).
РФВ: на носочки тихо встали (подняться на носки) и не слышно побежали (бег по кругу)
РФВ: снова по лесу идем, листья сыплются дождем (ходьба с высоким подниманием бедра)
РФВ: под ногами шелестят и …летят, летят, летят (бег врассыпную)
РФВ: мы летели, мы летели и на землю тихо сели (сесть в группировку)
РФВ: ветер снова набежал и листочки все поднял (дети встают).
РФВ: по лесной тропинке мы пойдем гулять, листики осенние будем собирать (дети перестраиваются в колонны по два через центр зала).
Дети перестраиваются в колонны по два через центр зала.
РФВ: ребята, мы собирали с вами осенние листочки, и у нас получился осенний букет. Давайте проговорим, какие листья нам встретились.
Пальчиковая гимнастика: листья березы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберем,
маме осенний букет отнесем.
Дети поочередно загибают пальцы: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Затем сжимают пальцы в кулаки, расправляют «веером», изображая осенний букет.
(Воспитатель раздает каждому ребенку по два осенних листочка)
РФВ: дети, а сейчас мы потанцуем в осеннем лесу (проводит ОРУ с листочками под танцевальную музыку)
ОВД: (дети строятся в две команды)
Ходьба по бревну с осенним листочком (набивной мешочек) на голове.
Преодоление препятствий : пройтись по пенечкам с мешочком на голове.
Перепрыгивание с кочки на кочку (из обруча в обруч) на двух ногах
Затем РФВ приглашает детей отправиться в гости к леснику. (Коррекционная игра)
Дети выстраиваются в шахматном порядке с мешочками на голове (листики), напротив детей, в противоположном конце зала - РФВ (лесник)
Лесник: Я иду сорвать листок, из листов сплету венок (дети на эти слова подходят к Леснику)
Дети: не хотим, чтоб нас срывали и венок из нас сплетали. Мы хотим в лесу остаться, будут нами любоваться. Разворачиваются и быстрой ходьбой возвращаются на свои места. Если мешочек падает, ребенок выходит из игры. Игра повторяется 3-4 раза.
Коррекционные упражнения на восстановление дыхания.
Дети встают в круг и по показу РФВ выполняют упражнения.
РФВ: Осень! Листья облетели.
Дети: Встают на носки, руки вверх и медленно плавно опускают их вниз, работая пальчиками.
РФВ: Птицы к югу улетели.
Дети: Машут руками (крыльями)
РФВ: Все жучки и паучки в домик спать давно легли.
Дети: Дети садятся в группировку (прячутся в домик).
РФВ: 1,2,3 – в шеренге места все нашли (дети строятся в шеренгу, РФВ подводит итоги занятия)
В.К. Велитченко Физкультура для ослабленных детей, М: Терра спорт, 2000г.
Г.А. Волкова Логопедическая ритмика; М.: Детство-Пресс, 2010г.