Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков К, Т»
Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки К и Т.
Задачи:
- Учить детей давать сравнительную характеристику звукам К – Т;
- Развивать фонематические процессы;
- Закрепить умение выделять звуки в начале и конце слова;
- Развивать артикуляционную моторику, пространственную ориентацию.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед:
- Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это
за звуки, вы сейчас скажете сами.
- Отгадайте загадки:
Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать и ласкаться,
И гоняться за клубком? (кот)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (торт)
- Назовите первый звук в слове «кот»…
в слове «торт»…
- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
(К и Т)
- Чем похожи звуки К и Т? ( они согласные )
- Почему их называют согласными? (их нельзя петь)
- А чем различаются звуки К и Т? (когда произносим Т, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута горкой).
Упражнение «Повтори за мной»:
КА – КО – КУ – КЫ
ТА – ТО – ТУ - ТЫ
КА – ТА
КО – ТО
КУ – ТУ
ТА – КА
ТУ – КУ
ТО – КО – ТО
ТЫ – КЫ – ТЫ
ТОМ – КОМ
ТОТ – КОТ
ТУДА – КУДА
ТОМУ - КОМУ
ТАК – КАК
Игра «Подберем подарки»
Логопед показывает детям 2 куклы, которых зовут - Катя и Тоня и объясняет, что у них сегодня день рождения. Дети будут дарить куклам подарки: Кате те, в названии которых есть звук К, Тоне, в названии которых есть звук Т. Первый подарок дарит логопед – достает из коробочки цветок и проговаривает его название : цветоК, далее это задание выполняют дети (туфли, бант, крем, зонт, лак и т.д.) В одно слове не должно быть звуков К и Т вместе.
Динамическая пауза «Кот Тимоша и мыши»
Кот Тимоша жил на крыше. (Подняться на носки, руки тянуть вверх.)
Ниже в доме жили мыши. (Наклон вперёд, руками коснуться пола.)
По стене взбирались мыши. (Руки «взбираются» по ногам: от щиколотки – к бедру.)
Не боясь кота на крыше. (Выпрямиться, руки на пояс.)
Караулил кот мышей, (Вкрадчивые шаги кота.)
Вынув пробки из ушей. (Ладошки к ушам, прислушаться.)
Кот готовил мышеловки. (Обхватить себя руками за плечи.)
Но мышата были ловки! (Руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах.)
Спрятавшись за спину Тишки. (Ладони перед лицом «ширмочкой».)
В прятки с ним играли мышки. (Выглядывать из-за рук то с одной, то с другой стороны.)
Упражнение «Где какой звук?»
Выставить на наборное полотно картинки: капуста, мост, клумба, таз, лук, бант, рак, мак, труба, кот, салют, паук. Дети поочередно выходят, показывают картинку, называют слово и определяют, в начале или в конце слова слышится звук «К» или «Т».
Упражнение «Найди букву»
Предложить детям найти и обвести пальчиком буквы К, Т, изображенные с наложением и зашумлением.
Упражнение Выделение звуков К-Т в слогах
Логопед проговаривает слоги АТ, АК, ОТ, ОК, УК, УТ. После каждого слога проговаривает с детьми: Сколько звуков услышали? Какой 1-ый звук? Он гласный или согласный? Какой 2-ой звук? Он гласный или согласный? Аналогично анализируются все слоги.
Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их.
Подводится итог занятия, оценивается работа детей.