Приложение







Логопедическое занятие в 1 классе «Звук и буква О»
Методическая тема занятия: «Звук и буква О»
Тема занятия названная детьми: «Звук О»
Место занятия в образовательной программе логопедической работы: данное занятия является ознакомительным
Цель: познакомить детей с гласным звуком О и буквой О
Задачи: коррекционно-развивающие:
упражнять в определении место звука в словах;
мелкую моторику;
артикуляционный аппарат;
зрительное внимания, память, воображение.
совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
образовательные:
учить точно произносить звук О;
закрепить характеристику звука О;
познакомить с графическим изображением звука О;
пополнять и активизировать словарный запас;
развивать коммуникативные умения;
воспитательные:
воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
самостоятельность; любознательность;
формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;
выработать самоконтроль речи;
Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Дети, сегодня у нас не простое логопедическое занятие, к нам на урок пришли гости, давайте постараемся показать им всё, чему мы успели научиться!
Итак, дети:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
А для этого, ребята, что нам нужно сделать?- Выполнить зарядку для язычка или артикуляционную гимнастику.
Итак, возьмите зеркала- приступаем:
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.
« Трубочка»
Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.
«Чередование «Заборчик»- « Трубочка».
Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.
Упражнения для губ и нижней челюсти
« Окошко»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, открыть рот «окошко» ( должны быть видны верхние и нижние зубы), удерживать рот открытым под счет до 5 , 10. Затем сомкнуть зубы, удерживать зубы сомкнутыми под счет до 5 , 10.
Упражнения для языка
« Наказать непослушный язычок»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и , пошлепывая его губами произносить : « пя- пя –пя», важно удерживать язык широким , как блинчик на сковородке.
Развитие речедвигательного аппарата
« Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна , работает только язык. Движения языка медленные. Затем « чистим верхние зубки» с внешней стороны, а потом нижние зубы с внутренней и внешней стороны.
« Лошадки» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Молодцы, ребята!
2. Повторение пройденного
А сейчас, ребята, покажите мне:
- Как гудит сильный ветер?
- Как шумят деревья?
- Как фыркает ежик?
- Как рычит собака?
- Что мы сейчас произносили? (звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как вы их различаете?
3. Введение в тему занятия.
1.А сейчас, внимательно меня послушайте:
« В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали: Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»
-Скажите, дети , а какое же сейчас время года?- Правильно, осень!
Осень в гости к вам пришла,
Свои краски принесла,
Жёлтые и красные – все листочки разные.
Ветер дунул – раз, два, три –
Полетели, посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом услали.
- А, сейчас, ребята, давайте все вместе вспомним приметы осени. Посмотрите, какие я приготовила для вас чудесные картинки. Вывешиваю картинки (дети называют приметы)
-А какие месяцы осени вы знаете? (ответы детей)
-Молодцы, ребята!
2. Давайте все вместе произнесём слово «осень»
- А какой же первый звук в слове «Осень»?
-Звук О!
4. Основная часть.
1. Характеристика звука.
- А как же мы произносим звук «О». Возьмите зеркала, произнесите звук О. Обратите внимание:
— ваши губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;
— горлышко «работает»
Дети, звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха)
2. - А сейчас, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется « Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы как услышите звук о, сразу хлопайте в ладоши.
из ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;
а теперь я буду произносить слоги: ку, со, ра, ма, от, уг, эл, ол, во;
А сейчас слова – жаба, облако, рама, Оля, овощи, жук.
3. – Ребята, послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.
- Жил-был кленовый листик. У него было много братьев - листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце. «О, какая красота » -удивился листик.
- Покажите, как удивился листик, какой звук он произнёс ?
- Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда вы произносите звук О.
- Это получилась буква О.
5. Знакомство с буквой.
Показываю картинку.
Ребята, звук О на письме обозначается буквой О.(Показываю букву О). Посмотрите - это буква О.
А сейчас , посмотрите на наш волшебный экран, на что же похожа буква О?( слайд 3, 4, 5).
- Буква О похожа больше на круг или на овал? Значит она какая, круглая или овальная? (Конечно, овальная)
6.Выкладывание буквы О из шнурков.
Ребята, сейчас, я раздам вам вот такие разноцветные шнурочки, давайте выложим из них букву О.
- Обведите пальчиком букву О.
7. Ребята, давайте немножко передохнём, выполним пальчиковую гимнастику и тем самым подготовим наши пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Четыре, пять
Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре (большой палец попеременно «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного)
Зонтики раскрыли. ( ладонями закрывают голову, имитируя зонтик)
От дождя себя укрыли.
8. Работа по карточкам.
А сейчас, ребята, я раздам вам вот такие карточки. На них написаны разные буквы. Ваша задача, найти букву О и обвести её красным карандашом. Молодцы!
9. Работа в тетрадях.
-А теперь, поселим букву О в своих тетрадках. Открываем тетрадочки, берём ручки и аккуратно пишем букву О.
10. Зрительная гимнастика.
11. А сейчас, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» Посмотрите на наш экран. (Слайд 6, 7)
12. « Определи место звука О»
Дети, а сейчас, посмотрите на доску. На доске нарисованы картинки, вам нужно определить, где находится звук О в словах: в начале в середине или конце слова? Давайте ещё раз повторим, звук О- гласный или согласный? ( гласный) А гласный звук мы будем обозначать красным или синим цветом?( красным) Молодцы! Приложение.
13. Итог занятия.
Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня работали ?
- Какой это звук- гласный или согласный ?
14. Рефлексия.
-Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
-А кому все легко и быстро удавалось?
-Вы сегодня очень хорошо все занимались, молодцы!
Я хочу наградить вас пряниками , но непростыми, а в виде буквы О!
Спасибо за урок!
Источники информации
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - Владос, 2008 г
www.Seshma.narod.ru/uroki/12.doc
- Т.А.Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- Гном и Д ,2007
С.В.Леонова .Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов./Журнал «Школьный логопед» № 6,2004
Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:ВЛАДОС, 2002
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
www.academi.rodim.ru
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О
А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О
Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О