Тема: Путешествие муравья.
Цель: Развитие слухомоторных координации и речедвигательных навыков у детей на материале песен, игр-инсценировок о насекомых.
Задачи:
- образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений (налево, направо, друг за другом); развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений;
- воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
- коррекционные: развитие силы и высоты голоса, развитие зрительного внимания и памяти, развитие речевого дыхания.
Материалы: иллюстрации с изображением насекомых, муравейника,
листочки-сдувалки, диск с записанной музыкой.
Вводная часть:
Логопед : Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный лес. Готовы? Тогда отправляемся в наше сказочное путешествие. Встаньте около своих стульчиков, повернитесь направо. Шагаем под музыку.
(Дети идут по кругу друг за другом обычным шагом, с высоким подниманием колена). Останавливаются, образуя круг. Вот мы и пришли. Пока светит солнышко, трудолюбивые муравьи принялись достраивать свой домик. Как называется дом муравья? (показ иллюстрации муравейника). Давайте покажем, как трудятся муравьи.
Динамическое упражнение «Муравейник»
Муравей трудолюбивый Дети шагают на всей стопе.
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог, Шагают в приседе.
Но другой ему помог.
Оба дружно через ельник, Ходят за ведущим змейкой,
руки на плечо впереди стоящего.
Прутик тащат в муравейник.
Знает каждый муравей Маршируют.
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда.
Дети садятся на стулья.
Основная часть:
Логопед: Жил-был в муравейнике маленький Муравей (показ иллюстрации). Вышел муравей погулять, и вот какая история с ним приключилась. Взобрался муравей на высокую берёзу, стал смотреть сверху на своих друзей. Давайте и мы посмотрим вместе с муравьишкой. Приложите правую руку ко лбу (дети смотрят вдаль, вправо, влево, вытягивая голову).
Сел Муравьишка на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». Вдруг подул сильный ветер! У нас с вами тоже есть веточки с листочками. Достаньте веточки из-под стульев, мы покажем, как подул ветер. Поднимите веточки перед собой, вдыхаем носом плавно, не поднимая плеч, выдыхаем – губы трубочкой. Можно надувать щёки?
Дыхательная гимнастика «Сдуй листок». (3 раза). Дети делают плавный вдох через нос, выдыхают через губы, вытянутые трубочкой – «сдувают листочки».
Молодцы! Положите веточки обратно под стулья.
Ветер сорвал с берёзы листок, на котором сидел наш муравьишка и унёс его далеко от муравейника.
Развитие силы и высоты голоса. Испугался Муравей (дети показывают испуг), закричал. Сначала громко, потом тише и тише.
Дети вместе с логопедом проговаривают «Ой!Ой!Ой! Ай! Ай! Ай!» меняя высоту голоса.
Листок летел всё дальше. Упал листок на камень, муравьишка себе ноги отшиб (дети трут ногу, показывая боль).
Сидит муравьишка и думает, как ему теперь успеть до захода солнца домой вернуться. И встретилась ему гусеница-землемерка (показ иллюстрации). Муравей обратился к ней за помощью: «Уважаемая землемерка, сделайте одолжение, войдите в моё положение. Я инвалид - у меня ножка болит. Солнце скроется – муравейник закроется. Помогите до дома добраться!» И землемерка согласилась. Давайте покажем, как землемерка помогала муравью
Пальчиковая гимнастика «Гусеница» .
1. Гусеница, гусеница (Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка,( «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
3. По травинкам ползает, (То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
4. Кушает листочки: (И по другой стороне обратно.)
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.)
6. Поела – (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
7. Спать захотела. (… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.)
8. Проснулась – (Постепенно расправляем ладони…)
9. Бабочкой обернулась! (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Неудобно стало муравью передвигаться на Гусенице, слез он с неё на землю, отдышался.
Чистоговорка .Неподалёку увидел Паука, но обошел его стороной. Как вы думаете, почему Муравьишка не попросил помощи у паука? (испугался, чтобы не попасть в сети). Дети проговаривают
Ка-ка-ка — все боятся Паука.
Артикуляционая гимнастика. Давайте покажем язычки пауку (открыли рты, высунули языки.) Упражнения «Бегемот»,«Блинчик».
Ритмическая игра «Жучок-блошачок скачет» Обернулся муравьишка – стоит Жучок-Блошачок (показ иллюстрации). «Эй!»Как сказал Блошачок? (тоненьким голосом). Забрался на него муравьишка, поскакал блошачок, защёлкал. Ритмический рисунок. Дети отстукивают по коленкам.
Тук-тук-тук, ТУК – тук – тук 1-1, 1-2, 2-1,
Речедвигательная игра «Кузнечики»
Доскакали они до забора. Блошачок говорит: «Через забор не могу, высоко, Кузнечика позови». Позвал муравьишка Кузнечика (показ иллюстрации). Доскакали они до забора. Блошачок говорит: «Через забор не могу, высоко, Кузнечика позови». Позвал муравьишка Кузнечика (показ иллюстрации).
Дети встают в круг.
Поднимают плечики, Поднимают по очереди плечики;
Прыгают кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок, прыгают на двух ногах влево и вправо;
Сели… садятся;
Травушку покушали, «едят»;
Тишину послушали, прикладывают руку к уху и слушают;
Тише, тише, подносят пальчики к губам;
Высоко поднимают руки вверх, смотрят на них, встают;
Будем прыгать высоко. прыгают на двух ногах.
«Стоп!» - сказал Кузнечик – «Приехали!»
Заключительная часть
Дальше Муравьишку понес на себе майский жук.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Я веселый майский жук (сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг (указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу (развести в стороны усы)
А зовут меня Жу-Жу ( шевелить пальцами-усами)
Добрался Муравьшка до берёзы , а солнце уже совсем закатилось. Как же вниз спустится? Посмотрел по сторонам (повороты головы) и увидел – гусеничку-листовертку (показ иллюстрации).Попросил Муравей у неё помощи. Зацепился Муравьишка за Гусеничку и спустился по её ниточке прямо в муравейник! Кувырк – и домой. А в муравейнике все отдыхать готовятся, погладил Муравьишка уставшие ножки, потянулся и уснул.(Дети потягиваются ).
Вот и нам уже пора возвращаться из сказочного путешествия.
Итог занятия. Вам понравилась сказка? Давайте вспомним, кто помогал Муравьишке? Кто как передвигался?Кто вам больше всех понравился? Как мы назовём всех героев одним словом? Молодцы! Вы сегодня очень старались, а теперь отдыхайте, наше занятие окончено.
Выход детей из зала под музыку в колонне по одному.
Динамическое упражнение «Муравейник»
Муравей трудолюбивый Дети шагают на всей стопе.
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог, Шагают в приседе.
Но другой ему помог.
Оба дружно через ельник, Ходят за ведущим змейкой,
руки на плечо впереди стоящего.
Прутик тащат в муравейник.
Знает каждый муравей Маршируют.
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда.
Дети садятся на стулья.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница» .
1. Гусеница, гусеница (Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка,( «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
3. По травинкам ползает, (То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
4. Кушает листочки: (И по другой стороне обратно.)
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.)
6. Поела – (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
7. Спать захотела. (… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.)
8. Проснулась – (Постепенно расправляем ладони…)
9. Бабочкой обернулась! (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Просмотр мультфильма «Муравьишка-хвастунишка»