СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Мастер-класс" на Республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России-2025"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Мастер-класс" на Республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России-2025"»

Психологический тренинг для родителей

«Радость общения»


Подготовила:

педагог-психолог ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Селифонкина Ирина Николаевна

Цели: гармонизация и содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений

Задачи:

1.Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания

2. Овладение приемами взаимодействия с ребенком

3.Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей (ПАМЯТКА)

Участники: родители

Длительность тренинга: 15 мин

Ход тренинга

Добрый день уважаемые родители. Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас и играет в воспитании детей основную и важнейшую роль.Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов.

Об этом мы сегодня и поговорим на тренинге «Радость общения». Я надеюсь, что после нашей встречи, вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Любая деятельность нуждается в определенных правилах. Поэтому я предлагаю несколько правил.

Правила тренинга:

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.

  2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.

  3. Обсуждаем проблему, а не личность.

  4. Реализуем правило «здесь и сейчас».

  5. Говорим только от своего имени.

Кто желает добавить свое правило, либо все согласны? Тогда продолжим.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Необходимо встать в круг и глядя друг на друга назвать свое имя и продолжить фразу: «Я …., Быть родителем – это…».

Педагог-психолог: Вот мы с вами познакомились…

- Какое у вас настроение?

Педагог-психолог:  Мы определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд.И начинаться он должен с работы над собой) 

Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много, какая у вас семья-полная, неполная либо приемная.

Сейчас мы с вами выполним упражнение под названием: «Пронеси мяч».

Важность данного упражнения является то, что участники могут увидеть и прочувствовать чувства и позицию родителей в разных моделях семейного воспитания (полная; не полная; семьи, в которой дети воспитываются опекунами).

Данное упражнение позволяет родителям самостоятельно подойти к проблеме воспитания детей в разных семейных моделях. Родители сидят в кругу. Педагог-психолог держит в руке три разных по размеру и свойствам мячика. (любые– резиновый, игровой, массажный, теннисный и др.). педагог-психолог сам выбирает произвольно троих родителей и раздает им мячики.

Задание родителям, получившим мячи – пронести мяч по кругу, используя плоскую поверхность (можно использовать большую тетрадь, журнал, картон и пр.) так, чтобы мяч не упал с поверхности, при этом придерживать мяч руками нельзя. Задание для всех трех родителей одинаковое, но условия будут разные.

Первому родителю: С.. выберите себе любого помощника из числа родителей и нести мячик вам нужно вдвоем.

Пока задание первой группы не будет выполнено, ко второму участнику переходить не рекомендуется.

Второму родителю: С.. выполните задание сам, без чьей-либо помощи.

Третьему родителю: выберите любого другого родителя и доверьте ему выполнить свое задание. Сам при этом только наблюдаете.

Обсуждения выполнения заданий:

Вопросы родителям:

-Выполняя упражнение, каждый из вас был в роли родителей разных моделей семейного воспитания.

Ребенка

Любая игра подразумевает какой то смысл, «Как вы думаете эта игра о чем?»

-Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?

- О чем думали, было ли сложно выполнить задание? (родители предлагают разные варианты, но постепенно подведу к тому, что они сами сейчас показали три:

первый участник продемонстрировал модель полной семьи, где ответственность распределяется поровну- было удобно и легко выполнить упражнение, они чувствовали помощь друг друга, пытались подстроится под движения друг друга, второй участник показал отношение к ребенку в неполной семье (тревожность, гиперопека, ощущение постоянной опасности и пр.)- изменению способа несения мяча (прижимают мяч к себе, загибают журнал, чтобы мяч не упал и пр.), но всегда чувствуют напряжение и тревогу, что не справятся, третий – позицию родителей, передавших детей на воспитание родственникам- ничего тревожного не чувствует, он просто наблюдает, а тот, кому внезапно передали мяч часто чувствует повышенную ответственность за чужой мяч, ведь изначально он не был готов к выполнению упражнения.

- Почему мячи подобраны разные? (рассуждение о мячиках подводит участников к тому, что они тоже бывают удобными и не очень, и важно принять его таким какой он есть).

Педагог-психолог:

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик.

Вопросы родителям:

- Что вы чувствуете сейчас?

-Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

- Захотелось что-нибудь сделать?

- Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

- Какое должно быть обращение к ребенку (ответы: обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие итд).

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами сыграем в игру: «Кулачки».

Цель – осознание неконструктивных способов выражения агрессии.

Вам необходимо разделится на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются).А сейчас все сожмите правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю.

(Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки.

Обсуждения выполнения заданий:

Вопросы родителям:

-Кому удалось разжать кулак?

-Какие приемы вы использовали?

-Трудно ли было выполнить задание?

А ведущий подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы – порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».

Педагог-психолог: 

Душа ребенка – это чаша, и чем мы ее наполним, решать только нам (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

У каждого из нас есть сердечки, напишите на нем то, чем вы хотели бы наполнить душу вашего ребенка и наполните чашу и расскажите нам.

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у наших детей!

Важно понимать, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали, заботились, любили его.

Педагог-психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Вопросы для рефлексии:

С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли)?

Что больше всего понравилось?

Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

Для актуализации знанийнашего занятия, я предлагаю вам воспользоваться памяткой.

Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!