Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 7 г.Новополоцка»
Население России. Демографические процессы (8 класс)
Барчук Надежда Васильевна,
учитель географии,
г. Новополоцк, 2022
Население России. Демографические процессы (8 класс)
Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать понятие «замещающая миграция», демографические особенности России; уметь характеризовать демографический процессы, половозрастной структуры населения, национальный и религиозный состав, размещение населения России.
Задачи:
содействовать формированию знаний определения термина «замещающая миграция», характеризовать понятие, называть демографические особенности России;
способствовать формированию умений характеризовать демографические процессы, половозрастные структуры населения, национальный и религиозный состав населения, размещения населения России;
продолжить формирование географической картины мира;
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала), продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские (по характеру учебно-познавательной деятельности), дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Оборудование: учебное пособие «География. Страны и народы мира» (8 класс), атлас «География. Страны и народы мира» (8 класс), мультиборд, презентация «Население России. Демографические процессы» (https://disk.yandex.ru/i/SH6mYNVO0-nh_g), видеоматериалы (https://disk.yandex.ru/i/Q9U_repBnpql4w), карточки, бланки ответов, тест (https://eior.by/catalog_lecture/8-klass/geografy/27.php), материалы для создания лэпбука «Чумадан», карточки (https://disk.yandex.ru/i/72-k7sM6V8sHPg),
Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку; проверка отсутствующих)
Проверка домашнего задания:
Проверка домашнего задания проходит с помощью теста «Крестики ‑ Нолики». В презентации записано 9 утверждений (слайды 2-11). Учащийся в бланке ответов, должен поставить Х (крестик), если утверждение верно, 0 (нолик), если утверждение неверно. Тест: КРЕСТИКИ-НОЛИКИ «Россия на политической карте мира» (Приложение 1)
Актуализация опорных знаний: включается видеоролик, ребятам предлагается посмотреть его, а также рассказать после, какие города, объекты архитектуры и природы, они увидели.
Глядя на тему учащимся необходимо сформулировать цель урока. Учитель, при необходимости уточняет ее.
Вспоминаем: какими причинами обусловлена убыль населения страны? Размышляем: оказывает ли влияние на экономическое развитие страны неравномерное размещение населения? На данный вопрос ответим подробнее к концу урока.
Изучение нового материала:
4.1 Объединение учащихся в три группы. Самостоятельное изучение темы учащимися, работа с карточкой. После каждая группа выбирает своего представителя, которые рассказывают свою часть темы учащимся класса. Учитель корректирует, дополняет и поясняет при необходимости ответы учащихся. Каждой группе необходимо заполнить лэпбук «Чумадан» (Приложение 2).
1 группа «Динамика численности и естественный прирост населения» (§38, стр. 162);
Физкультминутка. Учащиеся встают. Учитель называет количество детей в семье, если это соответствует учащимся, они садятся на место (например: «Если вы единственный ребенок в семье, то сядьте на свое место. Если два ребенка в семье и т.д.»).
2 группа «Половозрастная структура населения. Национальный и религиозный состав» (§38, стр. 162-163), (слайды 16-23);
Краткая дополнительная информация: «Загадочный тубус» (Приложение 3). Представляет собой небольшой тубус (коробочку), в которой находится название народа России. Учащимся задается вопрос: что может означать это слово? (кереки). Рассказывается краткая информация о данном народе, о том, что на 2010 год записаны 4 человека. Кере́ки (самоназвания аӈӄалҕакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 человека (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.
3 группа «Размещение населения России» (§38, стр. 163-165).
Заключение: Дополняем ответы на вопрос, который затронули в начале урока (оказывает ли влияние на экономическое развитие страны неравномерное размещение населения?). Далее учащиеся отвечают на вопросы теста с единого информационно-образовательного ресурса на мультиборде (https://eior.by/catalog_lecture/8-klass/geografy/27.php). Обсуждение ответов, ошибок, если они были допущены при выполнении теста.
Домашнее задание: Обязательное §38, вопросы устно;
Дополнительное: подготовить сообщения о народах проживающих на территории России (по выбору) (слайд 25).
Подведение итогов урока
Рефлексия: «Записки путешественника» (Приложение 4). Учащимся предлагается записать «свои мысли о путешествии на уроке» (какие этапы урока довались легко, какие сложно, какая информация удивила, что хотелось бы узнать в будущем по теме).
Приложение 1
Тест: КРЕСТИКИ-НОЛИКИ «Россия на политической карте мира»
Ответ: 1-0, 2-0, 3-Х, 4-0, 5-Х, 6-0, 7-Х, 8-0, 9-Х
Приложение 2
Лэпбук «ЧУМАДАН» (фото: https://disk.yandex.ru/i/TOnGZqxbeZEIvQ)
Приложение 3
«Загадочный тубус»:
Приложение 4
«Население России. Демографические процессы»
видеоматериалы
Тест