Психологический настрой, 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребёнка. | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг и ты мой друг. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место не вернёмся. Улыбнемся, подмигнём, Путешествовать пойдём. | Воспитатель приглашает детей подойти и встать в круг. | Дети встают в круг и выполняют упражнения в соответствии с текстом. . |
Вводно-организационный, мотивационно -побудительный 6 мин | Организация направленного внимания. Формирование интереса к содержанию НОД. | -Ребята, вы любите путешествовать? Давайте отправимся в путешествие в осенний лес. Какие приметы осени вы знаете? -Молодцы! Знаете. Готовыотправиться в путь? - На чём, узнаете, отгадав мою загадку: «Летит птица – небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит». (Самолёт). - Построить самолёт нам поможет игра «Танграм». - Посмотрите, какие из геометрических фигур состоит самолёт? Сколько треугольников? Квадратов? Четырёхугольников? Посчитайте, сколько фигур? Давайте пройдём в мастерскую, разделимся на пары, и каждая пара сделает для себя самолёт, выложив его на столе из геометрических фигур. Самолёты готовы? Отправляемся в путешествие, заводите моторы. Дети заводят моторы, проговаривая с разной силой голоса звук «Р», используя круговые движения рук перед собой. Звучит запись звуков леса. | Воспитатель предлагает ответить на вопросы детям. Воспитатель предлагает отгадать загадку. Уточняет, почему дети так думают? Обращает внимание детей на готовый образец и задаёт вопросы. Приглашает пройти в мастерскую и выложить самолёт в парах. При затруднении оказывает помощь. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. Перечисляют приметы осени. Ребята отгадывают загадку. Подходят к доске и рассматривают образец самолёта, отвечают на вопросы. Дети выполняют задание в парах, согласовывая свои действия с партнёром. |
Основной этап 12 мин. | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Закрепление, расширение, обобщение, систематизация определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий. | - Слышите. Вот и лес, осенний лес, полный сказок и чудес!- Посмотрите, кто нас встречает на лесной дорожке? - Назовите, одним словом этих животных. - Давайте, с ними поздороваемся. –Кто нас встречает первым? – Кто вторым? –Какой по счёту мишка? – Кто сидит между лисой и белочкой? - Кто справа от лисы? – Кто слева от мишки? - Сколько всего животных? Молодцы. Нам пора отправляться дальше. На пути, ребята, речка. Чтобы через неё перейти, нужно нам по мостику пройти. По какому мостику удобнее и быстрей пройти? Как вы думаете? Почему? - Ответы детей (по широкому мостику, потому что не упадёшь). - Переходим аккуратно! Мальчики помогают девочка подняться по мостику и спуститься. По мостику перешли и к болоту подошли. - Отгадайте, кто нас здесь встречает? - Скачет зверушка, не рот, а ловушка, Попадут в ловушку и комар, и мушка. - Как вы догадались? - Посмотрите, лягушка приготовила вам задание. -Как вы думаете, что нужно сделать? (Разложить геометрические блоки в обручи, используя карточки схемы.) - Рассмотрите карточку, которая лежит в синем обруче. Какие блоки нужно сложить в него? (Дети рассказывают по двум признакам по цвету и форме: синие, круглые блоки). Аналогично, дети разбираются с карточкой в красном обруче. В него нужно положить блоки разные по форме, большие по размеру и только красного цвета. -Ребята, какие блоки у нас остались? (дети перечисляют) - Как вы думаете в пересечение двух обручей, какие блоки нужно положить? (Маленькие, красные, дети доказывают, почему.) - Какие блоки останутся вне обручей? (Останутся блоки: большие, синие квадратные. Большие жёлтые, круглые. Маленькие, синие прямоугольные). По какому признаку можно объединить все эти блоки? (они одинаковые по толщине.) - Молодцы, справились! Пора дальше отправляться. - Ребята, смотрите – лесная школа. - Лесные жители просят нас помочь им. | Вопросы к детям. Педагог предлагает выполнить задания. Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы и выполнить задания разной степени сложности. | Дети думают, отвечают на вопросы, рассматривают, сравнивают, рассуждают, выполняют задания, участвуют в обсуждениях. Работа в подгруппах. Отвечают на вопросы, делают выводы, выполняют по карточке схеме. |
Динамическая пауза, 1 мин. | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | Но сначала давайте разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять Пошли пальчики гулять, С собой корзиночку берут И грибы в неё кладут. Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот всё глядел. | Проведение пальчиковой гимнастики. | Дети выполняют гимнастику. |
Продолжение основного этапа 7 мин | Закрепление, расширение, обобщение, систематизация определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий. | -Занимайте места в лесной школе. - Посмотрите, перед вами лежат листы с заданиями. Что здесь нарисовано? (Грибы) Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? Звери просят вас сравнить количество грибов в корзинках. Как можно это сделать? (Надо соединить пары ниточками). - Каждому ли грибу нашлась пара? Какой знак нужно поставить в пустую клеточку? (Ответы). - Запишите этот знак (пригласить к доске ребёнка для выполнения задания). - Посмотрите на нижний рисунок, сравните самостоятельно и запишите знак в пустую клеточку (индивидуальная работа с детьми). Молодцы ребята, а сейчас наведите порядок на рабочем месте и подойдите ко мне. Давайте подышим лесным воздухом: вдохнули, выдохнули (повторить 2-3 раза). Путешествие наше заканчивается, пора отправляться в детский сад. | Воспитатель напоминает о правильной посадке за столом. Предлагает детям самостоятельно сформулировать задание. | Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание и сравнивают, проводят самопроверку. Проводится индивидуальная работа. |
Заключительный этап, 3 мин. Рефлексия Плавный вывод из непосредственно- образовательной деятельности в другую деятельность. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | - У болота мы пройдём, через мостик перейдём, попрощаемся с лесными жителями. Скажем им волшебное слово… - Лесные жители благодарят нас за помощь и угощают лесным подарком (воспитатель берёт гриб и обращает внимание детей на то, что он не простой, а с сюрпризом, о котором дети узнают, прилетев в детский сад). Давайте тихо скажем «До свидания». Заводите моторы своих самолётов (проговаривание звука «Р»), полетели. - Вот мы в детском саду. Ребята, где мы сегодня с вами путешествовали? Что интересного было в нашем путешествии? Какие задания оказались трудными? Вы все молодцы, справились со всеми заданиям в осеннем лесу. Можно теперь и посмотреть, что за сюрприз приготовили для нас лесные звери. (Воспитатель угощает детей конфетами). - Давайте пройдём в группу и в память о нашем путешествии нарисуем рисунки. | Подведение итогов НОД. Плавный выход из НОД в самостоятельную деятельность. | Дети делятся впечатлениями , отвечают на вопросы, обсуждают. |