Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №18 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
учителя-дефектолога с детьми ЗПР среднего
возраста в группе компенсирующей направленности
Тема «Сказка в математике».
Составила учитель-дефектолог
Барышева Т.Ю.
г. Новокуйбышевск 2019 г
План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
учителя-дефектолога с детьми ЗПР среднего
возраста в группе компенсирующей направленности
Тема «Сказка в математике»
Интеграция образовательных областей:
Цель: Закреплять навыки счета в пределах пяти, представления о временах года, правильно называть их послед-ть и основные признаки. Закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов.
Развивающие:
Развивать воображение, внимание.
Развивать крупную, мелкую моторику.
Формировать умения действовать по инструкции.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, желание помогать друг другу, работать в паре.
Образовательные:
1.Упражнять детей в порядковом счете в пределах 5.
2. Продолжать учить сравнивать группы предметов, соотносить количество предметов с числом.
3.Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Предварительная работа: чтение, пересказ сказок: Машенька и медведь, Колобок, Заюшкина избушка, Три Поросенка. Репка. НОД по ФЭМП, индивидуальная работа с детьми во всех режимных моментах.
Методы и приёмы:
Практические – раскладывание цифр, соотнесение количества предметов и цифры, складывание разрезных картинок.
Наглядные – демонстрация иллюстраций к сказкам – заданиям.
Словесные – инструкции, беседа, дидактические игры и упражнения.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам: Машенька и медведь, Колобок, Заюшкина избушка, Три Поросенка, Репка. Иллюстрации с понятиями: широкий – узкий, длинный – короткий,большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий. Раздаточный материал: подносы с цифрами на каждого ребенка, карточки, карандаши простые. Иллюстрации времен года. Игрушки сказки « Репка».
Планируемые результаты: Закрепили:
-навыки счета в пределах пяти,
- представления о временах года.
Закрепили и обобщили знания детей о свойствах предметов.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Ветерок весенний», Игра «Сложи сказку» |
Коммуникативная | Беседы. Ответы на поставленные вопросы. |
Познавательно-исследовательская | Д.И.«Наоборот», Д.И. «Сосчитай, сравни», Д.И.«Считай верно», Д.И. «Математический диктант», Д.И. « Числовой ряд», Д.И. «Времена года», Игра – «Репка», Д.И.»Кто что будет собирать?» |
Логика образовательной деятельности
| Деятельность учителя-дефектолога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
| 1. Организационный момент. Мы большой построим дом Заживём все вместе в нём. Детки собираются, двери закрываются. Двери открываются, сказка начинается… -В нашем чудесном доме живёт много сказок. Пройдемте к столам и соберем сказку. -Какую сказку вы собрали? | Дети собираются в круг, руки над головой – «крыша» встаём в круг берёмся за руки отпускаем руки Дети складывают разрезные картинки с сюжетом сказок. Машенька и медведь, Колобок, Заюшкина избушка. | Выполняют действия, в соответствии с текстом. Собрали картинку с сюжетом сказок: Машенька и медведь, Колобок, Заюшкина избушка. |
| II. Введение в тему: Педагог показывает книжку к сказке «Два козлика» - Ребята, какая это сказка? Скажите, почему в сказке козлики не смогли вместе пройти по мостику через речку? - Какой был мостик: широкий или узкий? - Верно, а если бы мостик был не узкий, а наоборот, широкий, смогли бы козлики вместе пройти по мостику? Д.И.«Наоборот» Педагог демонстрирует иллюстрации с понятиями: Широкий – узкий Длинный - короткий Большой – маленький Толстый - тонкий Высокий - низкий | Дети садятся за столы. - «Два козлика» Ответы детей. - Узкий. - Да, смогли. Дети играют в игру, называют слова - антонимы | Дети отвечают на вопросы. Дети, верно подбирают слова – антонимы. |
| Д.И. «Сосчитай, сравни». Педагог открывает накидку с мольберта, на мольберте: 3 поросёнка, 3 домика. - Дети, смотрите, пока мы играли, к нам в гости пришла сказка! Как она называется? Педагог: - Сколько поросят в сказке? - А сколько у них было домиков? - Что можно сказать про количество домиков и поросят? | -«Три поросёнка» -Три -Три -Домиков и поросят поровну, одинаково, по три. | Дети справляются с заданием. |
| III. Д.И.«Считай верно» - Посчитай от 1 до 5, от 2 до 5, от 3 до 5, от 5 до 1, от 4 до 5 от 5 до 1. Д.И. «Математический диктант» У детей подносы с цифрами от 1 до 5. Педагог называет количество предметов, дети выбирают нужную цифру и кладут на стол. - Пять шаров, одно солнце, два козлика, четыре елки, три поросенка. Д.И. « Числовой ряд» -Выложите цифры от 1 до 5 | Дети выполняют счет. Дети выполняют задания. Дети выкладывают числовой ряд. | Ребята справились с заданием. Ребята справились с заданием. Ребята справились с заданием |
| IV.Физ.минутка. Ветерок весенний Разметал по небу Стайку белоснежных Легких облаков. Пробежал по кронам Вековых деревьев Растревожил ветки Да и был таков. Заглянул в берлогу, Разбудил медведя. Вылезай , Топтыгин! Кончилась зима! Поброди по лесу Он такой красивый, Нежный и прозрачный, Как сама весна. | Дети поднимают руки вверх, покачивают ими Из стороны в сторону. Руки к плечам – вверх, к плечам – вверх. Попеременно правую руку поднимают вверх, левую опускают вниз и наоборот. Приседают. Встают. Ритмично хлопают в ладоши. Взявшись за руки, движутся «змейкой» по игровой зоне. | |
| V. -Дети, посмотрите, ещё какая сказка к нам пришла? Педагог: - Кто первый пришёл тянуть репку? - Кто второй пришёл тянуть репку? - А какая по счёту пришла внучка? - А жучка какая по счёту? - А какая по счёту стоит кошка? - А какая по счёту стоит мышка? А сколько всего героев сказки тянули репку? | - «Репка» -Первым пришёл тянуть репку – дедка. -Второй пришла – бабка. -Внучка пришла третьей. -Жучка – четвёртая по счёту. -Кошка стоит пятая. -Мышка стоит шестая. СЧИТАЕМ, обвести всех – ШЕСТЬ. | |
| Д.И. «Времена года» Педагог: - Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла… -Зеленеют луга, В небе - радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовет купаться … -Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ? - Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. - Расставьте времена года, соблюдая очередность. | -Весна. -Лето -Осень - Зима Дети выполняют задание. | Дети разгадывают загадки о временах года. |
| VI.Педагог демонстрирует иллюстрацию с изображением сказки «Машенька и Медведь» - Из какой сказки эти герои? - Давайте покажем, как мы умеем выполнять задания. На столах у детей распечатанные листы с заданиями. Д.И.»Кто что будет собирать?» Педагог: - Посмотрите внимательно на картинку и проведите дорожку от зайчика и поросёнка к тому дереву, с которого они будут собирать плоды. - Что будет собирать зайчик? - Что будет собирать поросёнок? VII. Итог занятия: Педагог: Верно, молодцы! Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. Рефлексия: Дети, что вам сегодня понравилось на занятии? Что для вас было интересного? Педагог хвалит каждого ребенка. | - Машенька и Медведь. -Зайчик будет собирать груши, потому что на дереве 5 груш, и у него на ведре написана цифра 5. -Поросёнок будет собирать яблоки, потому что на яблоне 4 яблока, и у него на ведре написана цифра 4. Дети выполняют движения. Отвечают на вопросы. | Дети справляются с заданием. Дети справились с заданием. |