Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 3 «Сказка»
Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по валеологии на тему:
«Органы чувств - наши помощники»
для детей старшей группы общеразвивающей направленности
с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологий
Воспитатель: Травина С.В.
Волгореченск, 2016 г.
Цель: формирование у детей представлений о строении органов чувств, их функциях, гигиене.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со строением органов чувств - слуха, зрения, обоняния;
- закрепить имеющиеся у детей знания о гигиене органов чувств;
- учить детей самостоятельно делать оздоровительный самомассаж;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, фонематический слух;
- развивать интерес к простейшему экспериментированию;
Воспитательные:
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: Тарелочки с чесноком; картинки –нос, глаза, уши; колокольчик; лист бумаги, ширма,1стакан воды и один пустой стакан, аудиозапись звуков, диапроектор, слайды, ноотбук.
Предварительная работа: Беседа о строение человеческого тела, об органах слуха, зрения, обоняния; разучивание гимнастики, массажа.
Ход НОД
Звучит песня «От улыбки станет хмурый день светлей…»
- Ребята, какая замечательная песня.
- Давайте подарим друг другу улыбки, чтобы сегодняшний день был светлый и добрый, и подарим улыбки нашим гостям.
Принюхиваюсь..
- Ребята, у нас в группе стоит какой – то знакомый запах. Резкий, не очень приятный, но приносящий пользу нашему здоровью. Что вы чувствуете? (пахнет чесноком).
- Что вам помогло почувствовать запах чеснока? (нос).
Раздаются звуки природы.
- Ребята, что это? Что вы слышите? Что помогает нам слышать разные звуки? (уши)
- Посмотрите друг на друга. Что помогает вам видеть?(глаза)
- Ребята, нос, уши и глаза - это наши органы чувств, с помощью которых мы можем узнать много интересного об окружающем мире.
- Сегодня я приглашаю вас в лабораторию органов чувств. Вы знаете, что такое лаборатория? В лаборатории изучают разные предметы и явления и проводят опыты. В лаборатории работают в халатах.
Предлагаю одеть халаты, приглашаю детей на стулья к экрану
- Чтобы узнать, о каком органе чувств мы с вами будем говорить сначала, отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
На экране появляется изображение носа.
- Как вы догадались, что это нос?
- Ребята, а для чего человеку нужен нос? (Нос нужен человеку для дыхания и распознавания запахов).Нос-это орган обоняния.(повтор хором и индивидуально).
- Ребята, а вы знаете, как правильно дышать на улице? (Надо дышать носом).
- Почему надо дышать носом на улице? (Воздух согревается в носу, а если вдыхать ртом, то можно заболеть, простудиться).
- Человек должен дышать носом. В носу холодный воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым. А ещё у нас в носу есть ворсинки. Как вы думаете для чего они? (показ на экране)
- Когда человек вдыхает воздух через нос, на ворсинки оседают все пылинки и в лёгкие попадает уже чистый воздух. Чтобы наш нос хорошо дышал, надо делать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
- Молодцы ребята! Так как мы с вами в лаборатории, давайте проведём опыт и проверим, как ваши носы могут дышать.
1 опыт: Зажмите нос двумя пальцами. Попробуйте подышать. Получается? Почему?
2 опыт: «Определи по запаху». Перед вами баночки с разными продуктами: кофе, апельсин… Принюхайтесь и определите запахи. Затем проверьте по картинке на дне банки.
- Ребята, расскажите, как ухаживать за носом. (Нос любит чистоту и свежий воздух, нужно всегда иметь носовой платок и в нос ничего совать нельзя).
- Чтобы узнать, о каком органе чувств мы с вами будем говорить дальше, отгадайте следующую загадку:
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат…(Уши)
- Наше ухо состоит из наружного уха – ушной раковины. В середине ушной раковины есть дырочка – это слуховой проход, а в конце слухового прохода есть тонкая плёночка – это барабанная перепонка. Она очень тоненькая ее легко можно повредить. Чтобы этого не произошло ее нужно беречь. Как вы думаете как? (Ничем не ковырять в ушах, не вставлять в уши посторонние предметы, защищать от ветра и воды, не включать громко телевизор, музыку).
- Ребята, ухо это орган слуха (повторить хором и инд.) Проверим?
1опыт: Закройте плотно ладошками уши. (Говорю шепотом 2-3 слова).
- Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему?
2 опыт: За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой.
- Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши уши помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки». Повторить правила. Выбрать ведущего по считалке.)
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Самомассаж
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.
- Молодцы! Готовы отгадать следующую загадку?
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
На экране появляется изображение глаз.
- Глаза у нас круглые, похожи на шар, яблоки, (показ глазных яблочек), они так и называются глазные яблоки. Они двигаются влево - вправо, вверх-вниз, по кругу.(попробовать)
- Вот эта часть у всех людей разного цвета, называется радужной оболочки. В центре радужной оболочки есть черная точка. Это зрачок. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим.
Показываю на веко и реснички.
- Что это? Зачем нужны веки и ресницы? (Когда появляется опасность для глаз, веки быстро закрываются, а реснцы защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза)
- Обратите внимание на брови. Для чего они нужны?
- Ребята, вы знаете, какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить нашим глазам? (ответы)
Гимнастика для глаз ( видео на экране) «Проследи за движущимся предметом»
- Ребята, глаза это орган зрения (повторить хором и инд.) А какие вы зоркие, мы сейчас и узнаем.
На экране появляется две картинки, нужно найти отличия.
- Ребята, вы молодцы! У вас очень хорошее зрение.
- К сожалению, наше путешествие в лабораторию по исследованию органов чувств подходит к концу.
- Ребята, что мы с вами узнали, путешествуя по лаборатории? (мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники)
- Назовите органы – помощники.
- Почему мы называем их помощниками?
- Чтобы вы могли узнать и о других органах чувств я приготовила для вас энциклопедию.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.
Дети и воспитатель дарят добрае пожелания друг другу и гостям.