СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «На помощь Иванушке» (по сказке «гуси-лебеди»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "На помощь Иванушке" по сказке "Гуси - Лебеди". 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «На помощь Иванушке» (по сказке «гуси-лебеди»)»

Муниципальное образовательное учреждение

Леснополянская начальная школа им. К. Д. Ушинского

Ярославского Муниципального района












Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

«На помощь Иванушке»

(по сказке «гуси-лебеди»)











Выполнила: Яковлева Ирина Николаевна

воспитатель МОУ Леснополянской НШ

им.К.Д.Ушинского ЯМР














Ярославль

2018 г.





Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма проведения: игра – путешествие

Цель игры: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте.  

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение находить место звука в словах;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять умение выполнять звуковой анализ слова;

- продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ;

- продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей;

- развивать умение самостоятельно принимать решения.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русским народным сказкам, несущим доброту;

- воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, отзывчивости, взаимовыручки;

- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, умение работать в коллективе.


Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.


Словарная работа: гласный звук; согласный: мягкий, твёрдый звуки.


Оборудование:

дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, пироги с заданиями, речка, слоговые домики, предметные картинки, мольберты, магниты, схемы - характеристики звуков, изображения сказочных героев, куклы би-ба-бо, картинки для показа, музыкальный центр, фонограмма.


Методические приемы: 

- словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация. 


Планируемый результат: Дети демонстрируют полученные ранее знания о звуковом анализе слова, совершенствуют умение делить слова на слоги. Закрепляют умение находить место звука в слове. Продолжают учиться называть слова с заданными звуками. Дети учатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.



1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дай соседу справа,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, на вас посмотреть и послушать, чем мы будем сегодня заниматься. Поздоровайтесь с ними да скорее возвращайтесь ко мне. Потому что у меня для вас сюрприз: предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие и не простое путешествие, а в сказку.

- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

В какою сказку мы попадем сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка!

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку.

Дети: Гуси- лебеди.

Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель: Правильно, русская народная сказка «Гуси-лебеди».

С кем случилась беда в этой сказке?

Дети: С Иванушкой.

Воспитатель: Почему это произошло?

Дети: Машенька заигралась и недоглядела за братцем.

Воспитатель: Я знаю, что вы очень добрые и чуткие дети. Давайте отправимся на помощь Машеньке и поможем спасти Иванушку.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но, чтобы очутиться в сказке, нам нужно произнести волшебные слова, послушайте:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са - ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют)

Вокруг себя ты повернись и сразу в сказке очутись!

(Пока дети поворачиваются и говорят слова, воспитатель незаметно одевает на руку куклу Би-ба-бо)




2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вот и попали мы с вами в сказку. И кого же мы сразу встретили?

Дети: Машеньку.

Воспитатель говорит за Машеньку: Здравствуйте ребята, я Машенька. Помогите мне спасти моего братца Иванушку. Его Гуси-Лебеди унесли к Бабе-Яге. Но дорога туда длинная да трудная, много испытаний ждет на пути. Боюсь не справиться я с ними и вот прошу вас мне помочь…

Воспитатель: Ребята поможем Машеньке?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы не боитесь, вам не страшно будет, ведь мы не знаем какие трудности нас ждут???

Дети: Нет, мы справимся, ведь надо помочь Машеньке.

Воспитатель: Какие вы смелые, молодцы, ребята! Итак, в путь!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблоне пришли.

(На пути стоит макет яблоньки)

Машенька: Здравствуй, Яблонька. Не видела ли ты, куда Гуси-Лебеди понесли моего братца Иванушку?

(Яблоня не отвечает. Дети и воспитатель находят записку с заданием от Бабы-Яги и читают её)

Задание 1. Определите место звука [А] в словах.

Воспитатель: Ребята, чтобы нам справится с этим заданием, давайте вспомним, где может находиться звук в слове?

Дети: Звук в слове может находиться в начале, в середине или в конце слова.

Воспитатель: Правильно, ребята!

Яблонька: А вы съешьте моего наливного яблочка, тогда и справитесь с заданием.

Воспитатель: Ой, посмотрите, на яблоне яблочки. Срывайте их. На каждом яблочке – картинка. Определите, где в них стоит звук [А]

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

(На пути встречается река - полотно из ткани)

Машенька: Здравствуй, Реченька. Не видела ли ты, куда Гуси-Лебеди понесли моего братца Иванушку?

Воспитатель: Ребята, речка тоже молчит. Но под камнем я вижу конверт, наверное, в нем какое-то задание. Посмотрим?

Задание 2: Отгадайте, в каких домиках живут лесные жители? Ребята, как же мы можем это узнать?

Дети: Нам нужно назвать слово животного и определить, сколько слогов в этом слове.

Воспитатель: А как мы определяем сколько слогов в слове?

Дети: Нужно прохлопать слово по слогам.

(Дети выполняют задание - в первом домике будут жить те жильцы, названия которых состоят из одного слога, во втором домики будут жить жильцы, в названиях которых два слога, а в третьем домике – те, названия которых состоят из трех слогов. Предметные картинки: сорока, лиса, белка, лось, волк, кабан, заяц, медведь)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А домики эти не простые! Это дощечки, из которых мы построим мостик.

Дети выкладывают мостик, переходят по нему через речку.

Воспитатель: Вы, ребята, наверное, устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть.


Физкультминутка «Гуси-лебеди»

Сказка даст нам отдохнуть. Маршируют на месте

Отдохнем — и снова в путь!

Гуси прилетели, Машут «крыльями»

Возле речки сели, Приседают

Искупаться в речке гуси захотели, Плавательные движения

Лапки обмывали, Ладонями поочередно потирают руки

Крылья полоскали. Махи внизу руками

Ну а грязную водицу Повороты головы в стороны

гуси пить не стали.

Полетим до дому, к берегу родному. Махи руками.




Машенька: Ну, что, ребята, отдохнули? Пора двигаться дальше, Иванушку спасать!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к печке подошли.

Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда Гуси-Лебеди полетели, Иванушку понесли?

Печка: (аудиозапись) А вот съешьте мой пирожок, тогда скажу.

- Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок - читает загадку:

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках. Что это? 

Дети: Избушка.

Воспитатель: Видно Баба-Яга спрятала Иванушку в своей избушке. Надо выполнить следующее задание, чтобы его спасти. Как по-другому можно назвать избушку? (изба)

Задание 3. Звуковой анализ слова.

Воспитатель: Ребята, нам нужно определить каждый звук в слове изба.

Назовите первый звук в слове «ииизба»?

Дети: первый звук в слове «изба» звук [и]

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме? 

Дети: Красной фишкой.

Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове «изззба»? (звук [з])

- Назови, какой это звук?

Дети: Он согласный, твердый. Значит мы обозначаем его синей фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «изббба»?

Дети: Следующий звук в слове «изба» звук [б]. Он твёрдый согласный. Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «избааа»?

Дети: Звук [а]. Он гласный. Его мы обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове?

Дети: Четыре звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Воспитатель: Сколько слогов в слове «изба»?

Дети: в слове «изба» 2 слога.

Печка: (аудиозапись) Вы справились с заданием. По дорожке вы идите, избушку Бабы-Яги ищите!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

К избушке мы пришли.

Дети подходят к избушке, где их встречает Баба-Яга (картинки на мольберте)

Баба-Яга: (аудиозапись) Кто такие? Зачем пожаловали?

Машенька и дети: Баба-Яга, отдай нам Иванушку!

Баба-Яга: (аудиозапись) Гуси-лебеди улетали, перо потеряли. Если справитесь с заданием, которое на нём, отдам вам Ивашку.

Задание 4. Ребята нам нужно назвать слова со звуком [р], [л], [м], [н].

1,2,3 – слова на Р говори. ( Л, М, Н)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с последним заданием.

Из избушки выходит Иванушка.

Воспитатель говорит за Иванушку: Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Машеньке спасти меня от злой Бабы-Яги. Машенька подходит к Иванушке.

Воспитатель говорит за Машеньку: Спасибо ребята вам за помощь! За то, что у вас такие добрые сердца, наши батюшка с матушкой передали вам подарки.

Раздают детям раскраски по сказке.

Воспитатель: Вот и помогли мы спасти Машеньке братца Иванушку, пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с нашими героями и повторяйте за мной (выход из сказки):

Вокруг себя вы повернитесь,

В садике снова очутитесь.

Пока дети поворачиваются, воспитатель незаметно убирает куклы.

3.Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Какое доброе дело сделали? Что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас самым сложным? А что нам помогло выполнить все задания, не испугаться Бабы-Яги?

Дети: Дружба, знания, сообразительность, взаимовыручка.

Воспитатель: Вы – молодцы! Вы не только умные, но и добрые, дружные ребята.