СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по ФЦКМ «Шестиногие друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний о разновидностях насекомых, их пользы для живой природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ФЦКМ «Шестиногие друзья»»

Конспект НОД по ФКЦМ «Шестиногие друзья»

Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Задачи: Закреплять знания детей о разновидностях насекомых, их пользе для живой природы. Развивать интерес к шестиногим друзьям - насекомым, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любознательность окружающему миру.

Материал: цветные иллюстрации насекомых, разрезные картинки насекомых.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Весна.

Воспитатель: А что происходит весной в природе?

Дети: растаял снег, идет дождь, прилетели птицы, выросла травка, солнце жарче греет, появляются первые цветы.

Воспитатель ( дополняет ответы детей): Весной природа просыпается, появляются первые цветы, трава, выползают насекомые. Каких насекомых вы ребята знаете?

Дети: Пчела, муха, шмель, комар, червяк, бабочки, кузнечики, стрекозы.

Основная часть.

В.: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку на весенний луг.

Посмотрите, как красиво, здесь много цветов. На лугу царит приятный цветочный аромат. Давайте вдохнем этот воздух.

Упражнение на дыхание:

-Встаньте ровно, вдох через нос, выдох через рот (2-3 раза).

- какие это цветы?

За каждым цветком спряталось одно насекомое, а какое вы узнаете отгадав загадку.

1. В этом городе живут,

Только те, кто любит труд.

Дружные жители - дети и родители!

То упавшую хвоинку,

То засохшую травинку…

Всё заметят, подберут,

Ведь недаром их…

Лесными санитарами зовут (муравьи, цветок одуванчик)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о муравьях? (ответы детей)

Несмотря на свой маленький размер, муравьи высокоорганизованные насекомые, живут колониями, у них у каждого свои обязанности. Есть муравьи воины – охраняют муравейник от «врагов», есть муравьи – рабочие добывают пищу, убирают муравейник, укрепляют свой дом. Так же есть королева – мать, которая откладывает яйца, из которых появляются муравьи. Муравьи очень трудолюбивые насекомые, они уничтожают вредных насекомых. Муравьи – полезные насекомые, их называют лесными санитарами. Муравейники нельзя разорять, их нужно охранять.

2. С ветки на тропинку,

с травки на былинку,

Прыгает пружинка,

зеленая спинка. (Кузнечик) цветок колокольчик

Вдоль всего тела тянутся две пары крыльев, которые помогают кузнечику перелетать на небольшие расстояния. Кузнечики поют, водя задними лапками по крыльям, на лапке у кузнечика есть ряд зубчиков, выполняющих роль смычка, как у скрипки, которыми кузнечик водит по твердым жилкам на крыльях, извлекая звуки.

Слышат кузнечики специальными органами, которые располагаются на передних ногах. Питаются кузнечики растениями, но могут быть и всеядными или даже хищниками. Размножаются кузнечики, откладывая яйца в почву.

3. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук) цветок ромашка

Этих насекомых прозвали так, потому что их личинки достигают взрослого состояния как раз в мае. Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками. Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь. Взрослые майские жуки живут недолго – 5–7 недель. Они откладывают яйца и тут же погибают.

4. Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает
(пчела) цветок роза

Пчёлы собирают нектар с цветов, пчела может улететь на большое расстояние, и без ошибочно найти путь к своему дому, который называется – улей. Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, где делают соты, в которые приносят нектар, их которого перерабатывают самое полезное вещество – мёд. Мёд человек использует в медицине. Настоящий мёд не имеет срока годности, т.е никогда не портится.

5. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка…

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел… (бабочка, цветок тюльпан)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о бабочках? Когда они появляются? (ответы детей) Бабочки появляются в мае, когда погода становится тёплой, ясной. Авы знаете, как появляются бабочки? Сначала гусеница тщательно насыщается листом растения, затем, обматывается паутиной, превращаясь в кокон, в котором идёт удивительное превращение толстой гусеницы в красавицу – бабочку. Бабочка расправляет свои крылья, летает с цветка на цветок, питаясь нектаром, перенося пыльцу цветка для опыления цветов, чтобы появились у растений семена.

Воспитатель: Ребята, а кто знает из каких частей тела состоят насекомые.

Упражнение «Угадай название»

Нужно правильно наклеить части тела.

Дидактическая игра: «Подбери слова».

В.: - Ребята, посмотрите внимательно на насекомых.

- Бабочка-какая? (красивая, разноцветная, пестрокрылая);

- Муравей - какой? (маленький, коричневый, шустрый);

-Бабочка что делает? (летает, порхает, собирает, перелетает, машет, опыляет);

- Кузнечик что делает? (скачет, прыгает, стрекочет, прячется) и т.д.

- Майский жук большой, а божья коровка….(маленькая);

- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные);

- У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие);

- Пчелы летают, а паук…(ползает) и т.д.

Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»:

- Майский жук большой, а божья коровка….(маленькая);

- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные);

- У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие);

- Пчела собирает (мёд).

- Мухи разносят (болезни).

- Бабочка летает над (цветком).

- Божья коровка поедает (тлю).

- Комар кусает (человека).

Жук большой, а комар……..(маленький)

Бабочка летает, а гусеница……(ползает)

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)

У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).

Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)

Пчёлы из нектара делают…(мёд)

У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1. Мы должны сказать, что это за насекомое.

2. Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

3. Мы должны сказать, где живет? Чем питается?

4. Какую пользу или вред наносит нам.

Воспитатель: Ребята, вот мы и поговорили сегодня об удивительном мире, который называется мир… дети -НАСЕКОМЫХ. Все они приносят пользу живой природе, их нельзя уничтожать, к ним нужно бережно относиться.

Есть насекомые, которые могут нанести вред человеку – мухи, малярийные комары, клещи, клопы, саранча. От таких насекомых нужно защищаться. Смазывать места укуса специальным кремом, опылять поля от вредителей, чтобы сохранить урожай.

Когда мы бываем в лесу, в поле нужно надевать брюки, рубахи с длинными рукавами, обязательно иметь головной убор.

3. Заключительная часть.

Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось, как вы хо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!