Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию, младший -средний дошкольный возраст.
НОД по освоению образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Аппликация «Ежик» из бумажных полос.
Цель: учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение Ежика и наклеивать их на картон.
Задачи:
расширять представления детей о диких животных;
познакомить детей со способом склеивания бумажных полос в «капельки»;
приобщать детей к искусству аппликации;
формировать интерес к этому виду деятельности;
учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
развивать речь, память, внимание;
развивать мелкую моторику пальцев, двигательную активность;
формировать навыки аккуратной работы;
учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках некоторых диких животных;
учить основам взаимодействия с природой (рассматривать животных, не нанося им вред);
вызывать у детей радость от полученного изображения;
воспитывать бережное отношение к животным.
Активизация словаря: Ежик, Ежиха, Ежата, иголки, колючки, лес, дикое животное, колючий, маленький; посередине, ниже, внизу.
Предварительная работа: беседа «Дикие животные. Семья Ежей» с опорой на иллюстрации; чтение тематической художественной литературы: «Бычок и Ежик», «Это ежик, но без ножек» С. Баруздин; инсценировка отрывка «Терем-Теремок» С.Я. Маршак; подбор видеосюжетов про жизнь Ежа в природе; прослушивание музыкальных произведений: песня «Маленький ежик»; заучивание физкультминуток; настольно-печатные игры «Животный мир», «Собери семейство Ежей»; дидактическая игра «Разноцветные прищепки»; подвижная игра «Путешествие в лес».
Материал: цветной картон А4, цветная бумага (красный, коричневый, оранжевый, зеленый, белый) для деталей - заготовок; клей, ножницы, черный фломастер; влажные салфетки.
Оборудование: макет-пенечек; ТВ - использование флешки с записью фоновой музыки, песни «Маленький Еж»; атрибуты-костюм Лесовичка.
Ход занятия:
1. Психологический настрой.
Воспитатель в костюме «Лесовичка»:
Меня зовут Лесовичок, здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2. Вводно-организационный этап.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это... Дети: Ежик!
3. Мотивационно-побудительный. Подвижная игра «Паровозик»
Лесовичок: Правильно, ежик. Скорее занимайте места в волшебном «Паровозике»! Отправляемся путешествовать в лес на встречу с колючими, но добрыми Ежами.
Дети встают друг за другом (в паровозик) и по сигналу двигаются за воспитателем, произнося: «Чух-чух-чух, паровозик мчит нас в дальний путь!». Приближаясь к макету «пенечку», наблюдают как из-за этого пенька «выглядывают» несколько Ежей – семейка (картинки: Ежиха с ежатами с иголками, а Еж без иголок (либо игрушки).
Останавливаются по сигналу воспитателя, рады встрече с Ежами. Здороваются.
4. Актуализация.
Лесовичок: Повстречали мы …..? Дети: ежей.
- Посмотрите, целая семейка: папа…? Еж, мама …? Ежиха, детки…? Ежата. (ответы дают дети)
- Где живут? (В лесу, в норке)
- Значит, какие животные? (Дикие)
- Что едят Ежи? (Траву, ягоды, мышей, молоко)
- Кого боятся? (Лису)
Лесовичок: У ежей маленькие лапки, есть мордочка с глазками, правда, видят глазки плохо. Есть носик с прекрасным нюхом и маленький ротик. Лапки у ежей короткие с маленькими коготками.
- Что -то я еще забыл?
Дети: Колючки!
Лесовичок: Верно, Ежи всегда колючие. А колючки для чего? (ответы детей)
- Правильно, иголки служат ежу для защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы, попробуй-ка, съешь его!
Лесовичок: А еще для чего?
Дети: Он носит на них грибы и яблоки.
Лесовичок проводят игру с детьми.
Пальчиковая игра:
«Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы: сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
5. Восприятие и усвоение нового.
Лесовичок, обращаясь к детям: Ой-ой-ой…, посмотрите, а ведь чего-то не хватает папе Ежику? Где-то их переломал, где-то их подрастерял?
Дети: Иголок.
Лесовичок: А давайте поможем Ежику найти свои иголки?
6. Практическая часть
Лесовичок: Чтобы порадовать всю семейку лесных жителей, мы с вами, ребята, наклеим иголочки Ежику. Давайте еще раз уточним некоторые детали:
- Какой формы ёжик?
- Какого цвета?
- Чем покрыто тело ёжика? (иголками)
Лесовичок: Будем делать иголки из полосок в форме «капли». Такими «капельками - иголками» покроем все туловище Ежика.
Дети присаживаются за столики для работы с аппликацией.
Показ и объяснение воспитателя: (воспитатель при показе наклеивает полоски и Ежу)
Приготовить заранее:
посередине листа А4 цветного картона изобразить полукруг простым карандашом, (или по шаблону);
в середине полукруга отметить две линии – дуги, куда и будут дети приклеивать полоски «капельки»;
из цветной (коричневой) бумаги нарезать заготовки – полоски «капельки» для иголок, лапки (из разноцветной бумаги листочки и фрукты, вырезанные с помощью фигурных ножниц);
мордочку Ежика (с нарисованными глазками и носиком).
Показ детям:
как правильно сгибать полоски - «капельки», склеивать между собой концы;
далее предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение Ежика;
как приклеивать их по контурам в середине полукруга, начиная с верхнего ряда – контура;
следующие полоски надо приклеивать ниже предыдущего.
У каждого из детей может получиться разное количество рядов.
Этапы выполнения работы:
Дети приступают к заданию.
Воспитатель - Лесовичк следит за выполнением, помогая советами затрудняющимся детям.
В конце занятия готовые работы дети выставляют у «пенечка» к семейке Ежей.
Лесовичок: Прежде, чем продолжить работу, разомнем наши пальчики.
7. Динамическая пауза. Физминутка.
Показ по ТВ через флешку мультфильма про животных для малышей:
«Веселая развивающая песенка для детей «Ежик» - отрывок.
По лесу Ежик шел и грибок нашел.
Колючий комочек бежит среди кочек.
Грибочек несет и песенку поет:
«Фуфты, Фуфты, Фуфты-фуф,
Я нашел грибок в лесу.
Фуфты, Фуфты, Фуфты-фуф,
Я домой грибок несу…» (яблочко, шишечку, листочек)
8. Практическая часть (продолжение). Показ и объяснение воспитателя:
На закрепленные «иголочки»-полоски-«капельки» в середину внизу дети наклеивают мордочку Ежика (с нарисованными глазками и носиком).
Еще ниже клеить короткие полоски - лапки и грибок (или разные фрукты) – заготовки. Можно добавить их на спинку ёжика (в зависимости от времени)
Внизу, под Ежиком, можно наклеить дорожку из листьев.
Лесовичок: Ёжики готовы! Семья Ежей пополнилась новыми ежатами.
9. Заключительный этап. Рефлексия.
Лесовичок: С кем повстречались? (С лесным зверьками – ежами).
Что сделали-подарили ежам? (иголочки)
- Вы хорошо помогли им. У всех получились разные Ежики, но все забавные и колючие. Теперь с такими иголками им не страшны ни волк, ни лиса.
Лесовичок: Молодцы! Помогли всем Ежатам приобрести иголочки. За ваше старание примите от нас с Ежами угощение - яблочки.
- И помните!
«Не бери Ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ежик, даже глупый самый,
Хочет жить с ежихой - мамой.» Я. Аким
Лесовичок раздает яблочки детям и возвращаются в сад на «Паровозике». Прощается и Лесовичок.
Это может быть и коллективная работа!
Дети сгибают полоски-«капельки» и приклеивают на шаблон одного большого Ежа.