СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе "Плавающее перо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,обобщать. Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперементирования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе "Плавающее перо"»

Конспект занятия по экспериментированию «Плавающее перо»

Использование познавательно-исследовательских технологий в процессе экспериментирования по теме «Плавающее перо»

Цели: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека, учить рассуждать, доказывать свои мысли, воспитывать умение работать в группе.

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;

- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Материал для опыта и оснащения среды:

- Тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук.

- Два белых куриных пера.

- Широкая миска с водой

- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды

- Синяя пищевая краска

- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

Ход.

Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких?. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Предлагаю проделать опыт и выяснить, как уточки плавают. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?

РезультатПлавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.

Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Зарисовка опыта.

Вопросы для круглого стола.

В.: Отгадайте загадку«В воде купался, сухим остался?»

Ответы детей.

В.:А почему гусь выходит из воды сухой?

Предложения детей.

Если нет правильной версии, воспитатель предлагает проделать опыт.

В.: Что же нам надо узнать?

Ответ. Почему перья у гуся не намокают?

В.: Что нам для этого надо, чтобы узнать намокают или не

намокают?

Ответ: нам нужна вода, перья.

Дети планируют свою деятельность.

В.: Расставляет три тазика с водой.

Дети решают разделиться на группы по количеству имеющихся тазиков, берут перья, опускают их в воду, набирают информацию, делают выводы:

перо сухое, оно покрылось капельками;

- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.

- Может быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде

тоже не намокали?

Дети выдают версии и проверяют:

- Может их завернуть в ткань?

- Надеть резиновые перчатки

Если нет правильной версии, воспитатель говорит: «А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?»

Действия детей.

Выводы:

- руки, смазанные кремом, не намокают.

В.: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в

воде?

Вывод«Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».

В.: А кто еще так делает?

Д.: Все водоплавающие птицы и белый медведь.

В.: А человек узнал про эту хитрость и металлические предметы,

детали машин чтобы они в воде не промокали и не ржавели,

смазывает жиром.

Перед детьми 3 картинки – курица, утка, гусь.

Игровые упражнения«Какая лишняя». Почему? Чем они

похожи?

Ответы детей.

В.: Обращает внимание на перья на столе. (На столе лежат гусиные

и куриные перья).

Ребята мне нужна помощь, я перепутала гусиные и куриные

перья. Как мне их различить и разобрать на куриные и

гусиные?

Дети высказывают предположения.

С прошлого занятия мы знаем, что гусиные перья не намокают.

Надо проверить: какие намокают – куриные, а не намокают –

гусиные.

В.: Как мы проверим?

Дети готовят тазики с водой, берут перья и опускают их в воду по очереди, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод:

- Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли,

они смазаны жиром;

- Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на

полоску, с них течет вода.

Не зря говорят«Ты, как мокрая курица».

В.: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и

приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить на воде, а курица

на суше.