СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы "Автотранспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД для детей старшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы "Автотранспорт"»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

детей старшей группы по теме «Автотранспорт»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе речевой деятельности «Автотранспорт».

Задачи:

Создать условия для

-Обобщения и расширения знаний детей о транспорте

-уточнения понятий: автотранспорт (легковой, грузовой, пассажирский, специальный)

-упражнения в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

-побуждения детей к речевой активности

-практического употребления приставочных глаголов;

-стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей, умозаключений и предположений.

- развития умения составлять описательный рассказ

-расширения словаря по теме «Автотранспорт»

-согласовывания существительных с прилагательными в числе, роде, падеже;

-учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

- воспитания уважения к профессии водителя.

Оборудование:

-Демонстрационный материал- картинки с изображением транспорта;

- Раздаточный материал- картинки с изображением различных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

-Разрезные картинки «автотранспорта»

                             

                                           Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

-Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе…)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси, это что? (Автотранспорт)

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? ( Об автотранспорте).

2. Основная часть

Воспитатель выставляет картинки автотранспорта и уточняет его виды. (Грузовой, пассажирский, легковой, специальный)

Загадка:

Едет он, усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нём сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

- Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колёса, руль, фары, двери и т.д.)

-Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

-Значит троллейбус- какой транспорт? (Пассажирский)

Воспитатель:

-Транспорт может быть не только пассажирским.

- Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

- Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Выставляются картинки (грузовик, фургон, цистерна).

Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки- пожарная машина, скорая помощь, милиция).

Воспитатель с детьми обговаривает назначение каждой машины  и уточняет понятие « транспорт специального назначения».

Воспитатель:

- Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич и т.д.) Почему этот транспорт называют легковым?

Скажите, а автотранспорт сам по себе едет или им управляют?

Дети:

– Автотранспортом управляет человек.

Воспитатель:

– Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда подрастёт, выберет, чем ему заняться и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор, знает он, что я - …

Дети:

– Шофёр.

Воспитатель:

- Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(Ответы детей) .

Воспитатель:

- Какие это люди по характеру?

Дети:

- Добросовестные, трудолюбивые, старательные , вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Воспитатель:

- Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно! Послушайте стихотворение «Шофёры :

Шуршат по дорогам весёлые шины.

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове - важные, срочные грузы :

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофёров трудна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна.

-Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

- А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

- Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

- Куда складывают груз? (Кузов)

- Где сидят пассажиры? (Салон)

- Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Физкультминутка.

Мы в автобус дружно сели,

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал,

И автобус побежал.

Игровое упражнение «Подбери слова.»

А) Автобус какой? – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус…

Трамвай…

Грузовик…

Автобус что делает? –едет, идёт, стоит, обгоняет, ползёт.

Троллейбус… и т. д

Б) Образование прилагательных от существительных ( игра проводится на раздаточном материале).

Колесо из резины- резиновое; кабина из железа- ; Руль из пластмассы - ; сиденье из кожи - ; кузов из дерева- ; окно из стекла –и т.д.

 Воспитатель выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка.

Дети дополняют предложение.

Машина выезжает из гаража. Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина от стоянки (отъезжает) и т.д.

Составление описательных рассказов по картинкам.

-Что это?

-Какой вид автотранспорта?

-Из каких частей состоит?

-Назначение данного транспорта.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Воспитатель

Дети

машина

машинка

автомобиль

автомобильчик

грузовик

грузовичок

трамвай

трамвайчик

троллейбус

троллейбусик

автобус

автобусик

-Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, вовремя чинить, ставить в гараж.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.

Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)

Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)

Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)

И отправился на мойку (движения «мытья ладошек»)

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

3. Заключительная часть:

Воспитатель:

- О чём мы сегодня говорили?

-Какое задание показалось самым интересным?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

-А кто на ваш взгляд, был самым активным на занятии, себя не называть?

-Какие молодцы! Отлично поработали!