СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы» 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы».»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы»


Цели:

- пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы»,

совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению

описательного рассказа.

Задачи

Образовательные задачи:

- активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;

- развитие навыка словообразования;

- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;

- упражнять в делении слова на слоги;

- закреплять употребление предлогов в речи из, на, под, в, над к;

- закрепить названия птенцов;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и

схематическому плану.

- закрепить умение составлять синквейн,

Коррекционные задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);

- автоматизация поставленных звуков

– контроль и самоконтроль за звукопроизношением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все

живое;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно

оценивать рассказы товарищей.

Методы работы:

игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы:

загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики,

напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии. Оборудование:

силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, план

- схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».






Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети, послушайте загадку.

О каком времени года?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

- Весна какая? (теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая,

ласковая, добрая.)

Дети, достают из волшебного мешочка Су-Джок для пальчиковой гимнастики «Весна».

Снова солнце в небе улыбается,

Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается

С юга птицы с песнями летят.

(катают Су – Джок между ладонями)


- Ребята какие чудеса происходят весной?

Дети называют.

- Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают

пернатые друзья. Давайте послушаем голоса птиц.

Слушание записи.

- Ребята! Вы знаете, всех перелетных птиц?

Дети: (да)

Давайте это проверим.

Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).

1.

Кто эта птица?

Гнезда не строит никогда.

Яйцо соседям оставляет

И птенчика не навещает.

Кукушка.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном

ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2.

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома

– Длинношеий, длинноклювый,

Длинноносый, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелетных птиц черней

Он чистит пашню от червей.

Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенцов стелю на дно

Мягкую перину.

Ласточка.

5. На шесте дворец.

Во дворце – певец.

Скворец.

- Ребята! Я вижу вы очень хорошо знает перелетных птиц.

Давайте расскажем об этих удивительных путешественниках.

А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и

интересным.

- Рассказы детей (2 человека дети по желанию выбирают силуэтную

картинку перелетной птицы)

(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке

и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием

развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация

поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других

людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в

той или иной деятельности).


Физминутка.

Подвижная игра «Стайка».

-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай - ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Усталости не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю – клю - клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круга.)





- А теперь загадка:

Без рук без, топора

построена изба.....

Что это? (гнездо)

- Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы (полные)

– птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).


Д. игра «Вставь правильный предлог»

Ребята, а кто это у нас тут сидит на веточке. Это скворец. Он почему - то грустный. Давайте поможем ему употребить правильное маленькое слово

– предлог. Может он, потом повеселеет!

Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с предлогом

правильно.

Скворец вылетел ... скворечника. (из)

Скворец залетел... скворечник. (в)

Скворец подлетел ... скворечнику. (к)

Скворец кружится ... скворечником. (над)

Скворец сел ... ветку. (на)

Скворец сидит ... деревом. (под)

- Скворец доволен и говорит вам: «Спасибо!»


Д. игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. У него какой хвост? (короткий). Значит он какой?

(скворец короткохвостый).

А какие ножки у скворца? (тонкие). Значит скворец какой? (тонконогий).

Это ласточка. У нее какой хвост? (длинный). Значит она, какая?

(длиннохвостая).

Это грач. У него какой клюв? (острый). Значит он какой? (остроклювый).

Какого цвета крыло у грача? (черное). Значит грач какой? (чернокрылый).

Какого цвета грудка у ласточки? (красная). Значит она какая (красногрудая).

Это журавль. Какая у него шея? (длинная). Значит он какой? (длинношеий)


Д. игра с мячом «У кого кто?»

У перелетных птиц появляются птенцы.

Как называются птенцы разных птиц.

Дети вместе с воспитателем образуют круг.

У грача – грачата, у скворца – скворчата, у стрижа – стрижата, у кукушки –

кукушата, у журавля – журавлята, у галки – галчата.


Д. игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со – ло - вей

Грач

Ку – куш - ка

Скво - рец

Скво – реч - ник

Лас – точ - ка

Ут – ка

Ребята давайте, составим «синквейн» к слову ласточка. (Схема синквейна.)

- Кто это? Ласточка

- Ласточка какая? Быстрая, красивая

- Что делает ласточка? Летает, передвигается, ходит.

Составьте предложение о ласточке. Ласточки умеют быстро летать.

- Обобщение или ассоциация. Птица.



Ласточка.

- Черно-белая, теплолюбивая.

- Летает, вьет (гнездо, ловит.

Ласточки вьют гнезда под крышами домов.

- Перелетная птица.


Ребята давайте выложим схему к слову «птицы».


Дети составляют синквейн и выкладывают схему.


- Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)



Подведение итогов

Ребята, вы сегодня молодцы!

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Что вам понравилось?

Что нового вы узнали?

Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.