Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Знакомство со звуками [З], [З′]» с презентацией
Цель: формирование представлений о звуках [з], [з′]
Задачи:
- закрепить навыки различения и произношения звуков [з] и [з′] изолированно, в слогах, словах; дифференцировать звуки по твердости-мягкости
- уточнить артикуляцию и характеристику звуков [з] и [з′]
- формировать умение определять позицию звука в слове
Оборудование:
Медиапроектор, карточки-символы звуков, карточки для определения места звука в слове, картинки – детали звездолета, пособие «АБВГД-ейка»
Ход занятия:
Организационный момент и объявление темы занятия:
Презентация:
Слайд 1:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Звездочет. Почему его так назвали?
Слайд 2:
- А вы видели, как падают с неба звезды?
- Как называется это явление?
Слайд 3:
- Ой, смотрите! Во время звездопада потерялись две звездочки ЗА и ЗИ.
- Давайте поможем им вернуться им домой. Для этого нам нужно будет построить ЗВЕЗДОЛЕТ.
- Но собрать его мы сможет только если выполним все задания.
- А помогут нам в этом звуки. Догадайтесь, какие?
- С какого звука начинается имя ЗА?
- С какого звука начинается имя ЗИ?
- Сегодня, мы с вами познакомимся со звуками [З] [З´]
Основная часть:
Слайд 4: Артикуляция и характеристика звуков [З], [З′]
Давайте произнесем звук [З].
- Что делают губы? Губы улыбаются, зубки в приоткрытом заборчике, кончик языка упирается в нижние зубки.
- Во рту образуется преграда? Что мешает воздуху свободно выходить?
- Если образуется преграда, звук [З} – согласный или гласный?
- Но согласные бывают твердые и мягкие. Звук З – твердый или мягкий?
- Поднимите карточку, которая обозначает твердый согласный звук.
- Положите руку на горлышко. Звучит ли горлышко? Значит, звук [З] – звонкий или глухой? Поднимите карточку, которая обозначает звонкий согласный.
Итак, звук З – согласный, твердый, звонкий.
Давайте дадим характеристику звуку [З′].
Ребята, мы молодцы, поэтому получаем первую деталь нашего Звездолета (по ходу занятия дети выкладывают на столе детали звездолета)
Слайд 5: Игра «Раздай квадратики»
- А теперь будьте внимательны. Поднимите для ЗА синий квадрат, если услышите звук [З]. А для ЗИ нужно будет поднять зеленый квадрат, если услышите звук [З′].
Материал: з, з, зь, за, зя, зю, зы, зу, здание, земля, поза, зелье, коза
Молодцы, мы получили вторую деталь Звездолета.
Слайд 6: Подвижная игра «Земные предметы»
- Давайте покажем нашим гостям звездочкам ЗА и ЗИ земные предметы. Их много, поэтому предметы, в которых вы услышите звук [З] мы покажем ЗА, а предметы, где есть звук [З´] мы покажем ЗИ
Картиночный материал: замок, зонт и т.д.
Дети выбирают картинки и кладут перед звездочками.
- Молодцы, третья деталь Звездолета у нас!
Слайд 7: Игра «Повтори»
- Звезды ЗИ и ЗА посылают сигналы в космос. Они хотят предупредить своих друзей о своем возвращении. Давайте попробуем повторить их.
- А еще нам нужно будет понять, какие сигналы посылает ЗА. А какие ЗИ.
- Четвертая деталь Звездолета!
Слайд 8: Игра «Отсеки»
На память о нашей земле ЗИ и ЗА решили забрать некоторые картинки. Вот только не знают, в какую часть звездолета их поместить. Давайте поможем!
- Перед вами отсеки Звездолета. Нам нужно похлопать в ладоши. Сколько раз хлопнем, в таком вагоне полетят наши картинки. Готовы?
КОЗА, ЗОНТ, МИМОЗА, ОБЕЗЬЯНА
- Мы получили пятую деталь Звездолета.
Слайд 9:
Наши звездочки готовы возвращаться. У нас получилась отличная ракета.
Но они хотят предупредить друзей. Давайте поможем им это сделать.
Слог ЗА.
- Какой первый звук вы слышите? Звук [З]. Какой карточкой обозначаем звук [З]?
Положите перед собой на стол нужную карточку.
- Какой второй звук слышим в слоге ЗА. Звук А – гласный или согласный? Карточкой какого цвета обозначаются гласные звуки? Положите за синей карточкой красную.
Слог ЗИ
- Какой первый звук вы слышите? Звук [З′]. Какой карточкой обозначаем звук [З′]?
Положите перед собой на стол нужную карточку.
- Какой второй звук слышим в слоге ЗИ. Звук И – гласный или согласный? Карточкой какого цвета обозначаются гласные звуки? Положите за зеленой карточкой красную.
- Наш Звездолет готов к полету!
Слайд 10: Физминутка
- А теперь самое время немного отдохнуть!
Мы летали высоко
Мы летали низко
Мы летали далеко
Мы летали близко
Добрались мы до звезды
Вот какие молодцы
Слайд 11:
Выполнение графического задания.
3. Итог занятия:
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику данным звукам
- Звездочки благополучно вернулись домой. Давайте помашем им ручками и скажем – «до свидания!». А вечером обязательно посмотрим на небо и постараемся разглядеть на нем наши звездочки.
6