СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Знакомство со звуками [З], [З′]» с презентацией

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия используется с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Знакомство со звуками [З], [З′]» с презентацией»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Знакомство со звуками [З], [З′]» с презентацией

Цель: формирование представлений о звуках [з], [з′]

Задачи:

- закрепить навыки различения и произношения звуков [з] и [з′] изолированно, в слогах, словах; дифференцировать звуки по твердости-мягкости

- уточнить артикуляцию и характеристику звуков [з] и [з′]

- формировать умение определять позицию звука в слове

Оборудование:

Медиапроектор, карточки-символы звуков, карточки для определения места звука в слове, картинки – детали звездолета, пособие «АБВГД-ейка»

Ход занятия:

  1. Организационный момент и объявление темы занятия:

Презентация:

Слайд 1:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Звездочет. Почему его так назвали?


Слайд 2:

- А вы видели, как падают с неба звезды?

- Как называется это явление?


Слайд 3:

- Ой, смотрите! Во время звездопада потерялись две звездочки ЗА и ЗИ.

- Давайте поможем им вернуться им домой. Для этого нам нужно будет построить ЗВЕЗДОЛЕТ.

- Но собрать его мы сможет только если выполним все задания.

- А помогут нам в этом звуки. Догадайтесь, какие?

- С какого звука начинается имя ЗА?

- С какого звука начинается имя ЗИ?

- Сегодня, мы с вами познакомимся со звуками [З] [З´]


  1. Основная часть:

Слайд 4: Артикуляция и характеристика звуков [З], [З]

Давайте произнесем звук [З].

- Что делают губы? Губы улыбаются, зубки в приоткрытом заборчике, кончик языка упирается в нижние зубки.

- Во рту образуется преграда? Что мешает воздуху свободно выходить?

- Если образуется преграда, звук [З} – согласный или гласный?

- Но согласные бывают твердые и мягкие. Звук З – твердый или мягкий?

- Поднимите карточку, которая обозначает твердый согласный звук.


- Положите руку на горлышко. Звучит ли горлышко? Значит, звук [З] – звонкий или глухой? Поднимите карточку, которая обозначает звонкий согласный.


Итак, звук З – согласный, твердый, звонкий.

Давайте дадим характеристику звуку [З′].


  • Ребята, мы молодцы, поэтому получаем первую деталь нашего Звездолета (по ходу занятия дети выкладывают на столе детали звездолета)


Слайд 5: Игра «Раздай квадратики»

- А теперь будьте внимательны. Поднимите для ЗА синий квадрат, если услышите звук [З]. А для ЗИ нужно будет поднять зеленый квадрат, если услышите звук [З′].


Материал: з, з, зь, за, зя, зю, зы, зу, здание, земля, поза, зелье, коза

  • Молодцы, мы получили вторую деталь Звездолета.


Слайд 6: Подвижная игра «Земные предметы»

- Давайте покажем нашим гостям звездочкам ЗА и ЗИ земные предметы. Их много, поэтому предметы, в которых вы услышите звук [З] мы покажем ЗА, а предметы, где есть звук [З´] мы покажем ЗИ

Картиночный материал: замок, зонт и т.д.

Дети выбирают картинки и кладут перед звездочками.


- Молодцы, третья деталь Звездолета у нас!


Слайд 7: Игра «Повтори»

- Звезды ЗИ и ЗА посылают сигналы в космос. Они хотят предупредить своих друзей о своем возвращении. Давайте попробуем повторить их.

- А еще нам нужно будет понять, какие сигналы посылает ЗА. А какие ЗИ.

- Четвертая деталь Звездолета!


Слайд 8: Игра «Отсеки»

На память о нашей земле ЗИ и ЗА решили забрать некоторые картинки. Вот только не знают, в какую часть звездолета их поместить. Давайте поможем!


- Перед вами отсеки Звездолета. Нам нужно похлопать в ладоши. Сколько раз хлопнем, в таком вагоне полетят наши картинки. Готовы?

КОЗА, ЗОНТ, МИМОЗА, ОБЕЗЬЯНА


- Мы получили пятую деталь Звездолета.


Слайд 9:

Наши звездочки готовы возвращаться. У нас получилась отличная ракета.

Но они хотят предупредить друзей. Давайте поможем им это сделать.


Слог ЗА.

- Какой первый звук вы слышите? Звук [З]. Какой карточкой обозначаем звук [З]?

Положите перед собой на стол нужную карточку.

- Какой второй звук слышим в слоге ЗА. Звук А – гласный или согласный? Карточкой какого цвета обозначаются гласные звуки? Положите за синей карточкой красную.


Слог ЗИ

- Какой первый звук вы слышите? Звук [З′]. Какой карточкой обозначаем звук [З′]?

Положите перед собой на стол нужную карточку.

- Какой второй звук слышим в слоге ЗИ. Звук И – гласный или согласный? Карточкой какого цвета обозначаются гласные звуки? Положите за зеленой карточкой красную.


- Наш Звездолет готов к полету!


Слайд 10: Физминутка

- А теперь самое время немного отдохнуть!

Мы летали высоко

Мы летали низко

Мы летали далеко

Мы летали близко

Добрались мы до звезды

Вот какие молодцы


Слайд 11:

Выполнение графического задания.


3. Итог занятия:

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Дайте характеристику данным звукам


- Звездочки благополучно вернулись домой. Давайте помашем им ручками и скажем – «до свидания!». А вечером обязательно посмотрим на небо и постараемся разглядеть на нем наши звездочки.



















6